«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
методическая разработка

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_obrazovanie_v_detskom_sadu.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

         Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитать у детей патриотические чувства к самому дорогому.

         Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.

          Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.

          Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

          Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.

          Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу,  которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.

 Мной были изучены книги:

  1. Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г.  В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
  2. А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
  3. Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
  4. Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
  5. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».  Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
  6. Е.К.Ривина «Государственная символика России»  В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых   мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
  7. Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.
  8. Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной

стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

  1. Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.

10.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.

            Данные авторы предлагают книги для средней, старшей и подготовительной группы. Эти книги  - находка для педагогов. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры.

           Также авторы предлагают критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.

            Изучением данной темы я занимаюсь уже пять лет.

            Во 2-ой младшей группе основное внимание уделяла воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. В течении года я расспрашивала детей о других членах семьи и таким образом постепенно подводила детей к пониманию того, что такое семья. Ведь все мы знаем, что ознакомлению детей с «Большой Родиной» предшествует ознакомление с «малой Родиной», со своей семьёй.

            Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте мы старались вызвать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключалась в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города, к празднику дети украшали и свою группу. После праздников я беседовала с детьми о том, где дети были во время празднования, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у детей чувство сопричастности с большими событиями родного города.

            В средней группе работа была направлена на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему отечеству. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию,  начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями.

             В группе оформила уголок «Воспитываем патриотов», где дети могут наглядно познакомиться с родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.

             На основе наглядного материала и специальных занятий  познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

             На занятиях по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть.

             Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей. Мною были проведены тематические встречи с родителями по темам:  

  1. «О чем мечтают дети?  Знаете ли Вы своих детей?»
  2. «День семьи».
  3. «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.

                Такие встречи позволяют родителям глубже узнать своих детей.

         Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой – с детьми старшей и подготовительной группы.  В решении этих задач мне необходимо было дать детям – географические и природоведческие представления о  Тамбовском крае, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его.  Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного процесса, необходим основательный теоретический и практический багаж. Свою работу я начала с накопления материалов. В настоящее время рынок дошкольной литературы заполнен разнообразными пособиями, методическими рекомендациями по самым невероятным направлениям развития. Однако нет ни одного источника планомерного ознакомления дошкольника с особенностями культуры его малой родины. Их я находила в библиотеке, в журналах, в Интернете, в музее. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов.

  Для того, чтобы работать по этой теме, мною было сделано:

  1. Создала в группе предметно-развивающую среду.
  2. Подобрала соответствующую художественную литературу: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки.
  3. Экскурсии в музей города, библиотеку.
  4. Оформила уголок по патриотическому воспитанию.
  5. Подготовила видеоматериал о г.Моршанске.
  6. Оформила папки, альбомы.
  7. Проводила опытно-поисковую работу.
  8. Познакомила с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб Тамбовской области, г. Моршанска.
  9. Оформила фотоальбом «Наш любимый город.
  10. Экскурсия к стеле воинской славы, к памятнику Неизвестного солдата.
  11. Участие в городских конкурсе посвященному 75-летию Тамбовской области.
  12. Родители совместно с детьми составили « генеалогическое древо семьи», также Герб семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...