«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
материал

Руденко Анастасия Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

 

Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

 

 

 

Подготовила:

А.Н. Руденко, воспитатель

 

 

 

 

 

 

с. Веселоярск, 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Веселоярский детский сад «Сказка»

 

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Подготовила:

А.Н. Руденко, воспитатель

с. Веселоярск, 2020

В настоящее время формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возраждается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастным к судьбе страны. Недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания молодежи – актуальная проблема, тогда как любовь к Отечеству всегда была залогом сильной державы, сплоченной нации.

В русской педагогике воспитанию патриотизма у подрастающего поколения в разных его аспектах (нравственное, духовное, гражданское) уделялось большое внимание.

Особое значение имеют философские взгляды политических и общественных деятелей России XVIII в.. определившие основные направления в формировании педагогических взглядов на патриотическое воспитание детей.

Так, М.В. Ломоносов выдвинул идею о решающей роли нравственно-патриотического воспитания в развитии «просвещенного юношества». Понимая, что дети – будущее России, он призывал организовывать обучение молодежи в соответствии с интересами Родины. Главное средство – родной язык, Лучшие произведения отечественной литературы. А.Н.Радищев основную задачу патриотического воспитания видел в проявлении у подрастающего поколения гражданской добродетели, под которой подразумевал действия, направленные на общественное благо. Важнейшим нравственным качеством человека он считал гражданско-патриотическое мужество и утверждал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

Русский просветитель XIX в., философ, последователь А.Н.Радищева, А.П. Куницын в своей речи «Наставления воспитанникам» на открытии Царскосельского лицея отмечал, что для воспитания патриотизма у молодого поколения следует «… водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах…». Важнейшей задачей воспитательной работы он считал увеличение круга преподаваемых знаний, которые способствовали бы внушению любви к вере и добродетели, любви к Отечеству. В дальнейшем эти положения нашли широкое развитие в работах известных учёных.

Сегодня актуальны идеи, высказанные ещё в XIX в. Философом и педагогом И.М. Ястребцовым. Так, например, он выделил особый вид просвещения – гражданственный, в основу которого включал способность личности не только управлять окружающей природой, но и подобными себе. Отмечая суть воспитания патриотизма в целом, он говорил, что долг каждого человека – исполнять свои обязанности, которые «состоят в том, чтоб быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе». Понятие «Отечество» он определил следующим образом: «… оно не есть земля только, на которой человек живёт. Оно есть идея, развивающаяся в религии, в государственном телоустройстве, законах, искусствах, языке, науках, нравах того народа, к которому человек принадлежит и для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с их животными, растительными и минеральными произведениями. Сии произведения кроме физической пользы имеют ещё пользу нравственную, содействуя своим образом к развитию общей идеи народа; потому заключены сугубо в круге той симпатии, которая объемлет все принадлежащее к Отечеству, все ему споспешенствующее, все отечественное…».

Идея народности воспитания получила развитие во второй половине XIX в. Значительный вклад в её обоснование внёс К.Д. Ушинский. Главная цель воспитания, по его мнению, - духовное развитие человека, а достигнуть его невозможно без опоры на культурно- исторические традиции народа, особенности его национального характера. «Любовь к Родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».

Как говорил К.Д.Ушинский, мораль заключается в самом быте русского народа, «в самой жизни семьи, охватывающей ребёнка со всех сторон и отовсюду ежеминутно, проникающей в его душу…»

Таким образом, основой является семейное воспитание, в котором конкретизируются цели и задачи общественного. Константин Дмитриевич выделил три основные составляющие воспитания: народность, христианская духовность, наука. Именно народность и патриотизм, подчеркивал он, - основа нравственного духовного воспитания подрастающих поколений: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения…». Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: доброту, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Через все его труды проходит мысль о том, что от самого рождения в душе ребёнка могут укореняться разные чувства – и эгоистические и социально ценные. Последние он сравнивал с нежным цветком, нуждающимся в заботах, а эгоистические – с сорняками.

Делается вывод о том, что образование с самых первых его ступеней и сама наука должны основываться на заповедях нравственности. К.Д.Ушинский считал, что в воспитании не должно быть места нравоучениям, склонность к которым так сильны у многих учителей и родителей. Не словам и поучениям, а организации жизнедеятельности, всей окружающей детей атмосфере необходимо быть безупречно нравственными.

Таким образом, чтобы повысить нравственную культуру общества, надо воспитывать её с самого детства. Воспитание чувства патриотизма у детей, любви к своему ближайшему окружению – семье , друзьям, любви и бережного отношения к родной природе, получение знаний об истории родного города, пробуждение интереса к национальным праздникам и традициям, уважение к труду – актуальные направления в работе дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственному воспитанию»

В условиях, когда большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания.....

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй."...

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников по физическому воспитанию»

Но ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано детс...

Доклад «Взаимодействие с семьями воспитанников в трудовом воспитании дошкольников»

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитанияА.С. Макаренко....

«Формы взаимодействия с семьями воспитанников по физическому воспитанию»

Одной из главнейших задач ДОУ является воспитание здорового, физически развитого ребенка.Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может ...