Дошкольный возраст и опережающая профориентация
учебно-методический материал

Рейх Татьяна Фёдоровна

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.Профессиональная ориентация  - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл operezhayushchaya_proforientatsiya._reyh.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».

Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации.

Если спросить любого младшего школьника, дошкольника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада и учителей, помочь ему в этом.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Что такое профессиональная ориентация (слайд 2)? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

На основание анализа результата обследования детей на предмет информированности  о профессиях взрослых, учёта современных образовательных технологий мы определили цели и задачи работы  по ранней профориентации детей.

Цель: формировать условия для внедрения дифференцированного подхода в  области  изучения ранней профориентации детей  дошкольного возраста.

 Задачи:  создать максимально разнообразные условия для формирования знаний в области ранней профориентации; совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий; формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; сформировать у ребенка положительное эмоциональное отношение к миру профессий; воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам. Слайд 3.

Дифференцированный подход - это комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих осуществление образовательного процесса в  различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить на основе интегрированного подхода с учётом современных образовательных технологий. Слайд 4.

Рассмотрим практический подход внедрения ранней профориентации в систему образования ДОУ с учётом современных образовательных технологий.

  1. Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения  задач по любому направлению содержания образования. Рассмотрим на примере проекта «Юные поварята». Целью данного проекта было  создание условия для формирования представлений о профессии повар.  В рамках данного проекта была проведена информационная, практическая и исследовательская деятельность, которая познакомила детей с профессией повар, кондитер, официант, буфетчица, уборщица, посудомойщик, охранник и т.д.. Ребята учились составлять меню, готовили салаты с использованием схем приготовления, изготавливали книжки малышки с любимыми рецептами,  Знакомились с работой редакции при изготовлении стен газеты «Юные поварята».  Слайд 5.

  1. Технология исследовательской деятельности .

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строящаяся на базе исследовательского поведения.  Для исследовательской деятельности  выбраны доступные и интересные детям  дошкольного возраста типы исследования: опыты (экспериментирование)  «Откуда берётся электричество» (в рамках ознакомления с работой электрика и работы приборов помощников в той или иной профессии). «Способы очистки воды»  (в рамках ознакомления с работой лаборантом ). Слайд 6.

  1. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Формирование представлений дошкольников о профессиях с помощью организации сюжетно-ролевых игр наиболее популяре. Рассмотрим этот вид деятельности  на примере Сюжетно-ролевой игры «Умники и умницы».  Целью данной игры было создание  условий для расширения представлений дошкольников о профессиях людей, работающих на телевидении.

В процессе этой игры дети познакомились с профессией  режиссера, оператора, телеведущего, музыкального режиссёра, гримера, костюмера,

охранника, декоратора, художника-оформителя. Слайд 7-9.

  1. Методика  трудового обучения.

Трудовое воспитание -это деятельность, которая направлена на развитие обще трудовых способностей ребёнка. Используя интегрированный подход  трудовая деятельность детей в группе плавно переходила в знакомство с работой младшего воспитателя(беседа «Помощник младшего воспитателя- пылесос», трудовое поручение «Помоги младшему воспитателю».  Давая ответственные поручения детям в помощи организации НОД, ребенок берет на себя роль воспитателя. Выполняя трудовые поручения на прогулки, знакомимся с работой дворника, садовника и т.д.  Слайд 10.

  1. Технология моделирования.

Мышление ребенка-дошкольника наглядно-образное и наглядно-действенное, поэтому ему необходимо все видеть самому.  С помощью макета «Электростанция» дети понимают принцем выработки электроэнергии.  Знакомятся с условиями безопасности работы на электростанции. Дети наглядно изучают место и оборудование необходимое для  работы электриков. Слайд 11.

  1. Технология социального партнёрства.

Социальное партнерство – это партнёрство с  другими социальными институтами, направленное на реализацию педагогических и социальных отношений. В нашем детском саду идет активное социальное партнёрство с библиотекой, школой, почтой, школой искусств, пожарной станцией, спортивная школа, больницей. Данное партнёрство реализуется в выходных экскурсиях групп детского сада или  социальные партнёры посещают  детский сад «Творческая гостевая». Слайд 12.

  1. Здоровьезберегающие технологии.

Здоровьесберегающая технология – это система мер образовательного процесса, направленных на сохранение здоровья ребенка. Изучая вопросы здорового питания, профилактики заболеваний мы знакомимся с медицинскими профессиями. Усвоение норм личной гигиены постепенно переходит в формирование представлений о работе зубного врача.  Проведение закаливающих мероприятий  знакомит детей с профессией спортсмен и т.д. Слайд 13.

  1. Технология ЛЭПБУК.        

Использование Лэпбук книги это отличный способ повторение пройденного материала. В любое время ребёнок просто открывает лэпбук и в игровой форме повторяет пройденное. Лэпбук хорошо подходит для индивидуальных занятий с детьми требующих дополнительного внимания. С использованием технологии ЛЭПБУК мы знакомились с профессиями по линии «Человек –природа» т.е. профессии связанные с сельскохозяйственным трудом. Слайд 14.

  1. Использовалась технология работы с мнемотаблицами.

Мнемотехника - это графическое или частично графическое изображение различных объектов обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. С использованием мнемотехники мы составляла описательные рассказы о разных профессиях.

  1. Технология  создание детских портфолио.

Ребёнок –дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определённые потребности в той или иной деятельности.  Формируя портфолио ребёнка с детского сада выделяем его склонности, интересы, его достижения,  которые помогут ему с самоопределением в школе, в занятиях в кружках и в дальнейшей жизни.

  1. Важным аспектом в совершенствование ранней профориентации в

детском саду стало оснащение предметно развивающей среды и использование информационно-коммуникативных  технологий (мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии).

Организация мини-музеев  позволяет познакомить с рядом профессий творческого характера (художники, писатели, экскурсовод, реставратор). Слайд 15-16.

  1. Проведение праздников, тематических дней, досугов также

способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя» и т.д.)

15.Работа по ранней профориентации ведется также на непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию , художественно-эстетическому развитию «Путешествие в город мастеров», чтение художественной литературы. Слайд 17.

  1. По-новому организованно взаимодействие с родителями

включающее знакомство с их профессиями (слайд 18), вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (слайд 19).

Таким образом, формируется новый образовательный результат профориентационной работы в ДОУ сегодня:

-ранняя обще трудовая подготовка, развитие общих способностей детей;

-раннее самоопределение детей дошкольного возраста;

 -расширение кругозора и формирование системы представлений о группах профессий;

-формирование системы отношений и нравственных установок к труду;

- -популяризация профессионализма в любой сфере труда;

-содействие формированию активного участия родителей в профориентационной работе.

Вывод:  использование системно-деятельного, дифференцированного подхода в ознакомление детей с трудом взрослых оправдал себя. У детей создалась максимально разнообразная  палитра впечатлений о мире профессий. На основе этого материала ребенок,  анализирует  профессиональную сферу более осмысленно и чувствует себя более уверенно. Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс« Использование математических игр в работе с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации»

Мастер класс  направлен на оказание помощи в организации и проведении профориентационной работы через математические игры.   В ходе  образовательной деятельности использую различны...

Дошкольный возраст и опережающая профориентация

Профориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Профессиональная ориентация-это сист...

Дошкольный возраст и опережающая профориентация

ДокладТема: «Дошкольный возраст и опережающая профориентация».Уважаемые коллеги, позвольте представить вашему вниманию опыт работы по реализации ранней профориентации....

Картотека дидактических игр, для детей младшего дошкольного возраста по ранней профориентации.

     Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребѐнка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего пр...