Этапы работы с развивающими играми в ДОУ.
методическая разработка

Сяина Яна Борисовна

Этап дошкольного детства играет значитильную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребенка становится вхождение его в особое измерение детской детельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира  для ребенка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивает отношения, подрожает взрослым, осваивает неизвестное, познает, что такое хорошо и что такое плохо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etapy_raboty_s_razvivayushchimi_igrami_v_sadu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы с развивающими играми в детском саду

Проект «Любимые игры в развивающих играх» - «Учимся, играя»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создать благоприятные условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Учимся, играя».

                                Жизнь человека начинается с детства,

                                А детство немыслимо без игры.

        Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.

 Главная задача дошкольного учреждения, состоит в том, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным, гармонично развитым и деятельным.

Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности.

 Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему  ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь»,  достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенном на свободном обществе равных.

        В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

Детская игра – вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними,  направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического,, психического, умственного  и нравственного воспитания детей.

Отличительная  особенность  игровой деятельности – в её добровольности, высокой активной и контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

        Нужно приобщить детей к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

        Почему   проектная деятельность?

Изучая какую-то тему, стараемся раскрыть её в полном объёме, со всех сторон и во всех видах деятельности: и в умственной, и в продуктивной.. Сказки, ознакомление с окружающим, используем в математике и рисовании, лепке и в аппликации, ручном труде и в конструировании.

        Почему мы выбрали именно сказки?

        Сказки – это первое знакомство малыша с окружающим миром, первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром. При рассматривании иллюстраций, сказки дают возможность ребенку сопереживать герою сказок, развивать у него образное мышление и восприятие,  формируются графические образы, первые представления о животных и природе. Он учится различать предметы по форме, величине и цвету; сравнивать персонажи по различным качествам; ориентироваться в пространстве и на плоскости; проживать сюжет  истории; понимать сезонные изменения в природе. В общении со взрослыми идёт дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше он научится размышлять, думать,  чётко и логично мыслить, читать, считать, тем проще ему будет учиться в школе.

        Почему развивающие игры столь актуальны в детском развитии?

        Сделать игру ведущим видом деятельности  помогла современная технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.

В чём ценность её применения в детском саду?

- широкий возрастной диапазон участников игр – в них можно играть даже в школе;

- многофункциональность – позволяют решать большое количество образовательных задач;

- вариативность игровых задач и упражнений;

- творческий потенциал игры – они интересны детям в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».  

Эффективное развитие психических процессов внимания, мышления, памяти, речи и раннее развитие детей – развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит именно в играх. 

Предложенная комбинация игр представляет собой систему и предопределяет интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.

В ходе игровой деятельности осуществляется предматематическая подготовка дошкольников, ознакомление их с окружающим миром, развивается речь, изобразительные умения и навыки. Система игр помогает сформировать у детей знания, умения, навыки, что способствует творческому развитию личности ребенка-дошкольника.

 Развивающие игры в нашем детском саду используются в каждой группе, начиная с яслей. Мы посещали открытые мероприятия, учились на семинарах, и видели широкую возможность применения развивающих игр в своей работе. Когда ребенок что-то делает руками, он лучше усваивает самые элементарные понятия. Лучше один раз сделать, чем 10 раз посмотреть. Самые первые - всем известные Блоки Дьенеша, помогают маленькому человечку познавать взрослые величины – геометрические фигуры, их цвет и размер, пространственное отношение их друг к другу. Позже мы с детками играем в 2хцветный квадрат Воскобовича.  Квадратик приходит к ним в гости. Он любит похлопать в ладошки, и поклониться до земли. Благодаря такому герою дети знакомятся с геометрическими фигурами – квадратом и треугольником, и как они связаны между собой. Они учатся складывать пополам, загибать и разгибать правые и левые уголки, на себя и от себя, внимательно выполняют инструкции воспитателя. И  это  развивает их ум и ручки. Уже с младшей группы мы обращаем внимание детей на понятия «право-лево».  Правая ручка у нас всегда хочет играть, а левая – гулять. И когда дети уже научатся складывать и разгибать в разных положениях квадратик, мы начинаем знакомиться со складыванием бумаги. Самые простые фигурки Лисы и Волка дети делают без труда.  Именно поэтому мы  решили обратить внимание в своей работе на оригами.

«Оригами» - сложенная бумага.

В процессе складывания фигурок дети знакомятся с различными геометрическими фигурами; учатся ориентироваться на листе бумаги и в пространстве; делить целое на части; узнавать вертикаль, горизонталь и диагональ, прямые и острые углы – а это уже геометрические знания.

Работа по оригами благотворно воздействует на развитие внимания  и формирование памяти, развитие речи и конструктивных способностей, развитие мелкой моторики – она является уже частью познавательного развития.      В ходе изучения различных животных, птиц, насекомых, рыб и других живых существ – мы стараемся делать их из бумаги.

В подготовительной группе у нас были работы, на которых мы обобщали опыт детей по изготовлению Лисы, Зайца, Кота, Собачек, домиков, елочек, бабочек, рыбок. Начинали с самого простого и переходили к самому сложному. И дети сами видели, как много умеют их ручки, как многому они научились в детском саду. На  новый год мы делаем Деда Мороза и Снегурочку, избушку и ёлочку всё более усложняющимся способом. А на 8 Марта дарим нашим мамам цветы, сделанные способом оригами. Они выглядят очень ярко и эффектно. Сейчас дети уже подсказывают, как нам сделать двойной треугольник или квадрат, форму змея, или косыночку, куда загнуть уголочки, чтобы получилась нужная фигура. Они очень любят играть в свои поделки. Конечно, мы им помогаем складывать бумагу, если у кого-то возникает  в этом необходимость.

        Понятно, что самим трудно придумать интересные занятия детям. В этом нам помогают известные пособия, в которых содержится много увлекательных, развивающих заданий. Используем мнемотаблицы по сказкам, сказочным персонажам.         Они помогают детям самим рассказывать сказки. С более  старшими детьми мы придумываем мнемотаблицы сами.

        Развивающие игры сопровождают детей во всех возрастных группах. От знакомства с геометрическими фигурами до обучения чтению. Сейчас мы читаем «Читайку на шариках», созданную на основе 2хцветного квадрата. Так как дети не потеряли навыки работы с квадратиком. Они с легкостью манипулируют  с  новой игрой и одновременно приобретают навыки чтения.

В результате использования большого количества развивающих и дидактических игр у детей повышается интерес к сложному процессу обучения. И это позволяет построить образовательную деятельность в лучшем для детей варианте – в игровой деятельности. Дети не спрашивают чем им заняться. Они берут игру и играют. Иногда удивляешься – с одной и той же сидит несколько дней, и ему не надоедает. Некоторые игры мы по желанию родителей дарили детям на дни рождения. Объясняли  родителям, как играть, на что обратить внимание. И все были очень довольны. Дети играют и развиваются и растут одновременно.

        После изучения сказки организуем с детьми театрализованную деятельность. Мы собираем и делаем все возможные виды театров: настольный, на фланелеграфе, пальчиковый, би-ба-бо, шапочки и костюмы. Детям нравится играть в знакомые сказки и придумывать свои. Из различных игр мы придумываем вместе с детьми различных героев-персонажей, собираем их образ из разных геометрических фигурок,  зарисовываем его, и получается прекрасная работа – собственная сказка ребенка, которую можно показать и рассказать другим детям и похвастаться перед родителями. Очень заметна разница  между детьми, которые играют в эти игры с младших групп детсада и теми, кто пришёл к нам позже. Первые с легкостью играют и решают различные задания,  в то время как вторым надо хорошо подумать, как и что здесь надо сделать.

        Знакомство дошкольников с народной сказкой, разнообразие развивающих и дидактических игр на их основе, конструктивная и изобразительная деятельность, последующая инсценировка сказочного сюжета способствует получению новых знаний, развитию всех психических функций, познавательных и творческих  способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.

Игра – лучшая подготовка ребенка к будущей жизни, т.к. «источники всего хорошего лежат в игре и исходят из неё».

Прогрессивное развивающее значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, в подготовке его к новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших фактов психологической готовности ребенка к обучению.