«Развитие речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности».
статья (старшая группа)

КонстантиноваГульназ

В статье говориться о том, как с помощью театрализованной деятельности развивать речь детей с диагнозом ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

       «Развитие речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности». 

Театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно. Потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ , он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и при этом получая огромное эмоциональное наслаждение. Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность самореализации для всех её участников, независимо от возраста

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи. Стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности, так как занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления  к познанию нового, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

       Опыт работы в  группе компенсирующей направленности убеждает меня в том, что нарушение всех компонентов речи накладывает отпечаток и на психику ребенка. Пока ребенок не владеет достаточными произносительными навыками, не способен грамматически правильно оформлять самостоятельную речь, он замкнут, малообщителен с окружающими, а при малейшем изменении обстановки теряется, не может выразить свои мысли. Часто у таких детей появляются различные навязчивые движения, вегето-сосудистые изменения (краснеют, бледнеют) и т. д. Некоторые дети на индивидуальных занятиях общаются уверенно, но как только им приходится то же самое продемонстрировать на публике, начинают раскачиваться, их речь замедляется, усиливаются персеверации или совсем не могут произнести ни слова. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью или наоборот скованностью, зажатостью. Исходя из этого, мне хочется поделиться опытом работы использования театральных средств, атрибутов и их элементов на занятиях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. На практике я убедилась, что с помощью элементов театрализации можно развивать и активизировать речь, мышление детей и успешнее решать задачи всестороннего, гармоничного развития ребёнка, имеющего тяжёлые речевые нарушения. Кроме театра кукол бибабо, настольного театра , теневого театра , театра масок, театра на палочке , я в своей работе использую пальчиковый театр.

Использование пальчикового театра в работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так как пальчиковый театр не просто игра, а еще и эффективный способ для коррекционного развития и воспитания ребенка, стимуляции его речевого развития, обогащения пассивного словаря, развития мелкой моторики, координации движения пальцев руки и мышления.

 Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, а вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения. Она помогает ему дистанцироваться от проблемных ситуаций, одновременно подсказывая решение насущных проблем. Пальчиковый театр – отличный помощник в общении с ребенком.

    В этом году  в своей работе я начала использовать театр тантамарески.  Тантамареска – кукла забавный сюжет на фоне с прорезями для рук и лица. При помощи куклы - тантамарески отрабатывается мимика, эмоциональная выразительность речи и жестикуляция, выразительность движений.

Использование тантамарески является комплексным решением коррекционных задач в работе с детьми, дает возможность детям чувствовать себя более раскрепощенно, быть более защищенными от посторонних взглядов, не испытывают стеснения.

  Использование тантамарески решает следующие задачи:

-отрабатывать согласованность слов с действиями

-развивать мелкую моторику и координацию движений в целом.

-способствовать активизации словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)

-дает возможность отработать дикцию, автоматизацию всех поставленных звуков

-закрепить навыки использования прямой и косвенной речи

-совершенствовать монологические и диалогические форм речи

-воспитывать культуру речевого общения, умение действовать согласованно в коллективе.

  Таким образом, развитие речи детей с ОНР- каждодневный кропотливый труд, который требует совместной работы и педагогов  и родителей.

                                       Использованные источники:

1.А.И. Буренина «Театр всевозможного». « От игры до спектакля».-Ленинградский областной институт развития образования( ЛОИРО) 2002г.

.2.И.Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С.Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».-М.: Школьная пресса, 2003год.

3.А.В Щеткин « Театральная деятельность в детском саду»

4.https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-palchikovogo-teatra-v-rabote-s-detmi-s-ogranichenymi-vozmozhnostjami-zdorovja.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

"Развитие речи детей с ЗРР посредством театрализованной деятельности"

В данной статье представлен материал по совместной работе воспитателей, педагогов и родителей по развитию речи детей....

"Развитие речи детей с ЗРР посредством театрализованной деятельности"

Фотоотчёт о проделанной совместной работе воспитателей, педагогов и родителей по развитию речи детей с задержкой речевого развития....

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности"

Данная статья повествует о том, как театрализованная деятельность неоспоримо положительно влияет на развитие речи детей с самого раннего возраста...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Развитие речи детей средней группы посредством театрализованной деятельности

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...