" Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольников".
статья

Сизганова Ольга Владимировна

В сестеме дошкольного образования в последние годы произошли определённые позитивные перемены:

Обновляется содержание образования и воспитание детей,появляются новые комплексные программы,где ставится

проблема патриотического воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

                             Воспитатель: Сизганова О.В

.. В системе дошкольного образования в последние годы произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появляются новые комплексные программы, где ставится проблема патриотического воспитания детей. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Патриотическое воспитание в детском саду- это процесс освоения, наследования традиционной культуры. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный и верный способ патриотического воспитания чувства любви к отечеству. Родина…Отечество…в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к Родине начинается с любви и уважения к своим родным и близким людям. Мама и папа, бабушка и дедушка – с этими словами ребенок связывает все доброе и незабываемое на долгие годы. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции. Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Семейные традиции отличаются несколькими особенностями. Они охватывают духовную среду жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения. Приобщение детей к культуре своей семьи, ее традициям особенно значимо в дошкольные годы, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы социального поведения человека, будущего продолжателя рода.

 Ведь семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту человеческим сообществом, в котором все его члены связаны кровным родством и где самым глубинным образом, непосредственно в постоянном семейном общении традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому.

 Задачи патриотического воспитания настолько глубоки и серьезны, что без участия родителей невозможно выполнить их полно. Понимая значение семейных традиций в становлении личности ребенка, рекомендуют провести анкетирование родителей. Анализ полученных результатов показывает, что в современных семьях сохранились лишь элементы традиций прошлых столетий. Большинство таких традиций связаны с особым проведением праздников (например, празднование дней рождения детей с приглашением друзей, организация веселых игр, викторин и конкурсов, встреча нового года только в кругу семьи с обязательным приготовлением новогодних лакомств и украшением всей квартиры). В некоторых семьях сохранились традиции совместного вечернего чаепития и настольных семейных игр; для других – читать вместе и вслух; для отдельных семей характерны совместные походы; посещение всей семьей музеев или театров, а потом обсуждение увиденного. Но в основном анализ показывает, что в большинстве современных семей дошкольников не приобщают к семейным традициям, несмотря на понимание родителями их значимости в воспитании ребенка, поэтому в детском саду нужно объяснять родителям значение традиций в семейном воспитании. Проводить встречи с родителями за круглым столом «А у нас в семье так». На этой встрече родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как приобщать детей к традициям своей семьи. Мамы и папы делятся воспоминаниями из жизни своей семьи, какие семейные ритуалы больше всего запомнились им из детства. Особое внимание уделять традициям, которые следует возродить: домашние игры (лото, анаграммы, шашки, домино, шахматы, словесные игры без предметов, всей семьей придуманные игры, иметь в арсенале игру – фаворит, то есть постоянную и любимую всеми). Нужно поработать для того, чтобы убедить родителей в важности сохранения семейных традиций, объединению детей и взрослых. Дети в дошкольном возрасте любят рассматривать фотографии. Семейные фотографии – это одно из важнейших наглядных пособий нравственного воспитания детей. В группе оформить «семейный уголок», где висят фотографии родителей с детьми, чтобы они всегда могли подойти и наедине с фотографией мысленно пообщаться с родителями, еще раз улыбнуться им, в то же время, играя, посмотреть на всех вместе со стороны. Предложить такие уголки родителям оформлять дома, чтобы дома висели семейные фотографии – прабабушек, дедушек. Для детей важно, как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.

Для формирования представлений о семье, родственных отношениях, о родословной, предложить папам и мамам вместе с детьми сделать альбомы либо странички в портфолио, в которых дети отразят знания о себе, своей семье, друзьях, делясь своими сокровенными тайнами. Родители вместе с детьми составляют генеалогическое семейное дерево, что способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Это помогает детям, да и их родителям глубже понять:

- корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом республики и страны;

- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства; семья – хранительница национальных традиций. Проводить выставку на тему: «Чудо-дом», на которой дети с помощью родителей размещают семейные реликвии каждой семьи, связанные семейными увлечениями, традициями – рукоделие, коллекционирование, семейный театр. Рассматривая выставку, дети с гордостью рассказывали о тех экспонатах, которые принадлежат семьям, восхищались поделками, вышивками.

Также целесообразно проводить выставки детских рисунков: «Моя семья», «Как мой папа служил в армии», «Мамин портрет»

Фото - вернисажи: «Мой папа-солдат России», «Наши дорогие мамы и бабушки», « Мамы разные нужны» Семейная газета  «Мы отдыхаем»

Беседы: «Кто есть в моей семье: бабушка, дедушка, братья, сёстры», «Моя

родословная», «Моя семья», «Жилище народов мира». Прививать любовь к Родине, знать традиции и обычаи земли, где ты живёшь, нужно самого раннего детства.  Рассказы, высказывания детей, суждения родителей позволяет утверждать, что предлагаемая работа не только знакомит дошкольников с сущностью семейных традиций, их значением и многообразием, но и способствует воспитанию гордости своим домом и семьей, стремлению продолжать семейные традиции. Работая над этой проблемой, видны определенные результаты: Подобная работа способствует налаживанию более теплых и нежных взаимоотношений в семье, у детей появляется познавательный интерес к истории семьи, к близким и дальним родственникам, у детей правильно формируется важное социальное понятие семья, что является залогом успеха в воспитании будущего гражданина нашей Родины;