Консультация для педагогов:"Формирование нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников"
консультация (младшая группа) на тему

Судакова Наталья Павловна

Консультация о работе педагога в данном направлении, постановка целей, задач, выбор методов, занятия...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников.

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно-патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В старшем дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. При этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей для ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы способствует духовно-нравственной работе души, а любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Формировать нрaвственно-патриотические  чувства, обогащать и углублять знания детей о семье, городе, активизировать  работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства — основная цель работы по развитию нравственно-патриотических  чувств у дошкольников.

Исходя из этого, мы ставим  перед собой задачи:        

  • воспитывать любовь и пpивязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • развивать интерес к русским традициям и промыслам;
  • формировать элементарнее знания о правах человека;
  • знакомить с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

                Решая данные задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии  с местными условиями и особенностями детей, используя следующие методы.

Наглядный — необходим во время чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный — представляется наиболеe эффективным в процессе чтения литературных произведений, стихотворений детьми, воспитателем, проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно - ролевые,  дидактические, игры – драматизации  и др.), загадывания загадок, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, разбора житейских ситуаций, проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический — используется тогда, когда нужно организовать продуктивную  деятельность: провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); сшить кукол к сказкам; провести экскурсии, вечера с родителями, сверстниками; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Работая над формированием нравственно-патриотических  чувств, предлагаем включить в воспитательно-образовательный  процесс занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Город, в котором я живу», «Наша Родина — Россия», «Православная культура», «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной  стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного рукaми человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности pебенка.

«Дерево добра»

Занятия на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений) учат детей  различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту благородных поступков. Эти занятия учат ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывают желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

«Город, село, в котором я живу»

Ж

И

п.

i о:

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом, селом (история, памятники архитектуры, природно – географические особенности, историческое значение города в жизни России).

«Наша родина - Россия»

На занятиях дети знакомятся с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, чтимых людей земли русской.

«Праздники России»

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Они  помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

«Хозяева и хозяюшки»

Дети знакомятся с духовно- нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних дел, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Ознакомление с каждой темой не требует дополнительных  занятий, а включается разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную,  изобразительную):

  • тематические занятия, беседы, игры нравственного и духовно-  нравственного содержаний:
  • ручной труд и все виды творческой художественной деятельности детей;
  • совместные праздники, творческие вечера;        
  • просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических  средств обучения;        
  • экскурсии, целевые прогулки  (по городу, в музей, библиотеку);
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • постановка музыкальных сказок духовно-нравственного  содержания;
  • организация совместного проживания  событий  взрослыми и детьми.

        

Не менее важное условие нравственно-патриотического воспитания — тесная взаимосвязь  с  родителями. Прикосновение к  истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

В настоящее время эта работа  актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста сводится к реализации первой задачи воспитания — любви и уважения к близким людям, воспитания привязанности к родному дому. Следовательно, у родителей необходимо формировать отношение к дошкольному детству как к важному и уникальному периоду развития личности будущего гражданина России.

Помимо традиционных форм работы с родителями (родительские собрания, консультации) можно использовать  в своей практике:

  • вечера вопросов и ответов;
  • совместные мероприятия (выставки, конкурсы, родительские  семинары-собеседования  на диалоговой основе, открытые показы воспитательно-образовательного процесса);
  • экскурсии совместно с детьми;
  •       ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  •       индивидуальную работу с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка).

Родной дом, родная улица. Их невозможно представить без родной природы. Поэтому второй задачей патриотического воспитания с раннего детства можно считать воспитание любви к природе. Сначала ближайшего окружения, затем, с возрастом детей, задачи воспитания любви к природе, становятся более емкими: это развитие познавательного интереса к природе, знание особенностей природы родного края и природы России, воспитания бережливого отношения к природе.

 Природа – это один из факторов народной педагогики. В родительский уголок можно подобрать пословицы, поговорки, оформить приметы.

Можно привлечь родителей к совместным наблюдениям с детьми, к выставкам фотографий, рисунков, поделок, книжек – малышек; вместе с родителями можно подбирать иллюстрированный материал по тематике образовательного периода.

Знакомство с родным краем, воспитание любви к родному селу, поселку, городу невозможно без целевых прогулок, экскурсий, посещения музеев, достопримечательностей, поэтому решая данную задачу, необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс по изучению родного края. У старших дошкольников, кроме перечисленных задач патриотического воспитания, следует формировать основы гражданственности, ответственности за судьбу Отчизны, готовность работать и приносить пользу другим людям, а значит, и всей стране, готовность защищать свою Родину.

Родители здесь также активные участники в значимом для них процессе нравственно - патриотического воспитания. В старшем дошкольном возрасте более эффективен проектный метод. Этот метод считается наиболее емким, приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта.

Темы проектов могут быть самыми разными. Например:

o «Народные праздники» (осенние, весенние, зимние, летние);

o «Бабушкин сундучок», «Дом в котором мы живем»;

o «Моя родословная»;

o «Награды моей семьи»;

o «Защитники Родины»;

o «Профессии нашей семьи»;

o «Край родной, навек любимый»;

o «Города России»;

o «Великие люди России» и др.

Прикосновение к истории своей семьи, своей малой Родины вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

В результате работы по теме духовно-нравственного и патриотического воспитания детей у ребенка формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование,  деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Список использованной литературы:

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, Москва, УЦПЕРСПЕКТИВА, 2008.

2. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

 3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.

 4. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

6. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего   возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника..."

Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:- к семье, городу, стране;- к природе родного края;- к культурному наследию своего народа....

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

В данной консультации для педагогов описываются основная цель и задачи работы по развитию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используемые методы. Приводятся примеры занятий определенных...

Формирование нравственно – патриотических чувств у современных дошкольников.

Статья даёт рекомендации по формированию нравстенно - патриотических чувств у дошкольников....

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

Патриотическое воспитание является неотъемлемой составной частью общего воспитательного процесса детей дошкольного возраста.Целью нравственно-патриотического воспитания является развитие духовности, в...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...

"Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края"

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируетс...

Консультация для воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников"

Консультация для  воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств  у современных дошкольников"...