Формирование нравственно – патриотических чувств у современных дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Статья даёт рекомендации по формированию нравстенно - патриотических чувств у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nravstvenno.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно – патриотических чувств у современных дошкольников.

Гордость за свою страну, уважение к её чувствам, чувство сопричастности к событиям, переживаемым обществом, - всё это называется патриотизмом. Воспитанию этого важнейшего чувства в системе образования уделяют особое внимание. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов». Первая ступень образовательной системы – дошкольное образование. Основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Очевидно. Что это является фундаментом для последующего формирования патриотизма, гражданственности. Патриотизм, как одна из высших ценностей, складывается в течении всей жизни, связан с приобретением соответствующего опыта, зависит от многих сопутствующих факторов и влияний.

Дошкольное  детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно начинать восприимчивую душу ребёнка возвышенными  человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны.

Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и к людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на всё дальнейшее поведение и образ мыслей человека. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким родному краю, обычаям, истории, культуре. Но при этом не надо забывать, что сами по себе знания – пища для ума, а патриотизм «от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы способствует духовно- нравственной работе души, а любящее сердце создаёт патриотическое мировоззрение. Формировать нравственно – патриотические чувства и углублять знания детей о семье, городе, активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства – основная цель работы по развитию нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Это очень сложный и длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения её результатов в ДОУ используются наиболее эффективные методы  воздействия на ребёнка, его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. В первую очередь – это наглядный метод, который необходим во время чтения педагогом рассказов, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок.

Словесный метод является наиболее эффективным в процессе чтения литературных произведений, стихотворений детьми воспитателем, проведения разнообразных игр (сюжетно – ролевые, дидактические, малоподвижные, игры – драматизации и другие), загадывание загадок, рассказов детей по схемам, иллюстрациям, проведения викторин, конкурсов.

И, наконец, практический метод, который используется, когда надо организовать продуктивную деятельность , провести игры (дидактические . строительные , подвижные, инсценировки и другие); провести экскурсии, вечера с родителями, изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Прежде, чем ребёнок начнёт воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи , своих корней – того, что близко, знакомо, понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию в ДОУ реализуются на протяжении всего дошкольного детства. В ДОУ проводится работа по расширению представлений детей  о родной стране, её обычаях и культуре. Большое значение придаётся российской государственной символики. Дети знакомятся с многообразием природы родного края, различным профессиям, получают первые знания по истории России.

При создании системы патриотического воспитания в ДОУ можно основываться на следующие принципы:

- личностно – ориентированное общение (партнёрство, соучастие, взаимодействие);

- проектная деятельность (долгосрочные проекты, позволяющие решать задачи по формированию патриотических чувств);

- тематическое планирование  (предполагает подачу изучаемого материала строится от простого к сложному);

- занимательность (изучаемый материал должен быть интересным и занимательным).

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. У детей развивается чувство ответственности и гордости за достижение страны, формируется толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям. В результате планомерной работы по формированию нравственно – патриотических чувств у дошкольников у ребёнка формируется позитивное отношение к окружающему миру , другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание  и сорадование , деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Литература:

1.О. В. Дегтярь, Е.В. Дмитрюк. «Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников. Воспитатель ДОУ №2, 2012 год.

2.Е. Коротаева. «Воспитание у дошкольника любви к малой Родине». Дошкольное воспитание ,№4,2015 год.

3.Т. М. Кузьмина, Н. В. Сухачёва. «Формирование нравственно – патриотических чувств у современных дошкольников». Воспитатель ДОУ.№1, 2012 год.

4.Л. А. Юченкова. «Дидактические игры в нравственно – патриотическом воспитании». Воспитатель ДОУ , №12, 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

В данной консультации для педагогов описываются основная цель и задачи работы по развитию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используемые методы. Приводятся примеры занятий определенных...

Консультация для педагогов:"Формирование нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников"

Консультация о работе педагога в данном направлении, постановка целей, задач, выбор методов, занятия......

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

Патриотическое воспитание является неотъемлемой составной частью общего воспитательного процесса детей дошкольного возраста.Целью нравственно-патриотического воспитания является развитие духовности, в...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...

"Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края"

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируетс...

Консультация для воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников"

Консультация для  воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств  у современных дошкольников"...