Главные вкладки

    "Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края"
    методическая разработка (старшая группа)

    Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в тоже время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx20.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

    Ирина Петровна Новиченкова,

    воспитатель высшей категории,  

    МДОУ «Детский сад №93», г.о. Саранск.

    Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника.

     Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории Отечества, в тоже время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

    Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

    Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

    В своей группе на основе диагностики и индивидуальных бесед с детьми, я сделала вывод: дети имеют поверхностные знания о родном крае, городе, Родине в целом. Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Прежде всего, мне предстояло самой как следует подготовиться к работе по данной теме:

    - для пополнения знаний об истории и достопримечательности города и края посетить краеведческий музей;

    - подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и крае;

    - оформить уголок по патриотическому воспитанию, так как использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

    Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе, я поставили перед собой следующие задачи:

    - воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю);

    - формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

    - развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях города, природы, истории;

    - воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

    - развитие чувств ответственности и гордости за достижения родного города и страны.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Система и последовательность работы представлена: семья- родная улица- город, обычаи, традиции- страна, столица. Свою работу проводила последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица, детский сад, к более сложному (город, страна) .

    Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Поэтому в своей работе я больше внимания уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные «маленькие концерты», рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». В своей работе я опиралась на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции у ребенка, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Совместно мы оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию, совершили экскурсии по улицам города, нашего поселка, в краеведческий музей. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.

    Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Мордовия – это замечательная Республика. Народ мордовский известен с древнейших времен. Мордва – сильные люди, готовые на самопожертвование ради блага республики, люди с большим трудолюбием, умеющие ставить цель и делать все возможное для ее реализации. У Республики славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать. В нашей республике проживают многие народы, представители разных национальностей и религий. Но, несмотря на духовные и мировоззренческие различия они все дружны и едины. В связи с этим переплетением культур и традиций республика развивалась и самосовершенствовалась. Каждый народ вносит в культуру Мордовии что – то свое неповторимое и уникальное, именно из – за этого она так многогранна и многолика. На экскурсии к памятнику погибшим воинам дети с большим интересом слушали о создании в нашем городе этого памятника. Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

    При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям. Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию растущих там деревьев. Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Я предложила детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все- таки слушать родителей и не теряться». Вместе с детьми сделали папку «Моя улица». Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру «Где мы были, мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о том, что они увидели. Обращаю внимание детей на особые здания», городская библиотека, краеведческий музей, играющих воспитательную роль в формировании и развитии потребностей духовной и патриотической жизни ребенка. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, храмы, но и памятники, прославляющие наш любимый город: основателю города Емельяну Пугачеву, памятнику погибшим воинам  в годы Великой Отечественной войны. В нашем саду есть мини-музей «Русская изба», где дети могут познакомиться с историей быта родного края. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, так как все экспонаты интерактивны и их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. Для расширения и углубления знаний о бытовых предметах старины, об укладе жизни я организовала экскурсию в городской краеведческий музей. В нем дети получили много полезных сведений о нашем городе, о его жителях, природе.

    Совершенно необходим, а именно, опыт такого общения как приглашение родителей на праздники, с тем чтобы рассказать сказку или спеть песню о родном крае, рассказать об интересных поверьях и обычаях своего народа. Например, как мы отмечаем Масленицу (проводы зимы, когда пекут блины, поют частушки, танцуют; отмечаем Рождество-люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; отмечаем Пасху, пекут пасхальные куличи, пасхи и красят яйца.

    Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления у детей. Важно отметить, что необходимость патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

    Практико-ориентированная работа по теме: "Методика экологического воспитания дошкольников"...

    "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края"

    Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, которая  включает в себя воспитание любви к близким людям,   к родному городу и природе родного...

    Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

    В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей....

    Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

    данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....

    Педагогический опыт: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Краснодарского края»

    В современных условиях, когда в стране происходят глубочайшие перемены в жизни, во время нестабильности в обществе возникает такая проблема как «дефицит нравственности», нетерпимость к людям других на...

    Дипломная работа "ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

    Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

    «Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

    Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...