Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Литвинова Валентина Николаевна

Патриотическое воспитание является неотъемлемой составной частью общего воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Целью нравственно-патриотического воспитания является развитие духовности, воспитание подрастающего поколения с позитивными ценностями и качествами. Чувство патриотизма очень многогранно. И нет сомнений, что уже в дошкольном возрасте в результате систематической и целенаправленной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

Патриотическое воспитание является неотъемлемой составной частью общего воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Целью нравственно-патриотического воспитания является развитие духовности, воспитание подрастающего поколения с позитивными ценностями и  качествами. Чувство патриотизма очень многогранно. И нет сомнений, что уже в дошкольном возрасте в результате систематической и целенаправленной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения.

Работа в данном направлении включает в себя множество задач:

- воспитание любви, уважения к своей семье;

- привязанности к своему дому, детскому саду, городу;

- развитие интереса к русским обычаям и традициям, к русской культуре и искусству, промыслам, фольклору;

- формирование бережного отношения к родной природе, всему живому;

- знакомство детей с символами государства - гербом, флагом, гимном России.

Все эти задачи мы решаем во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, во время экскурсий и целевых прогулок, на праздниках и развлечениях, в труде и свободной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО содержание патриотического воспитания входят во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, взаимодействие со взрослыми и сверстниками и др.), познавательное развитие (формирование представлений о малой Родине и Отечестве, своем городе, семье, семейных и региональных традициях), речевое развитие (приобщение к художественной литературе, фольклору), художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и коструктивно-модельную деятельность), физическое развитие (экскурсии, целевые прогулки, игровая деятельность).

 Патриотизм – явление  естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем протяжении истории  Отечества, в тоже время, опираясь на прошлое, он, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее.

Дошкольный  возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно самых близких людей. Безусловно, основы воспитания человека закладываются в семье. Семья - источник передачи ребенку социально-исторического опыта и именно в семье изначально возникает интерес к культуре, истории, традициям и обычаям своего народа, начинает формироваться личность.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь детского сада и родителей. Поэтому чтобы родители могли наблюдать за возможностями детей, следить за уровнем их развития необходимо проводить открытые просмотры занятий и режимных моментов, семинары-практикумы, родительские гостиные, совместные праздники. Одной из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей являются родительские собрания, на которых родители получают необходимую информацию от педагогов и делятся своим опытом воспитания детей друг с другом.

       Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым  близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его  с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки и традиции, такие как семейные праздники, изготовление друг другу подарков, совместные поездки на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова. Поэтому большое внимание нужно уделять работе над понятием «семья»: проводить этические беседы о семье, о близких родственниках; составлять с детьми рассказы о родителях, готовить подарки для родных и близких, совместные «маленькие концерты», рисунки на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали» и т. д. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции у ребенка, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням.

       Поэтому очень важно научить ребенка чтить традиции, так как они организуют связь поколений, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа, на них основывается преемственность старших и младших поколений.

        Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране и городе  он живет. Важно, чтобы  родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Надо показать ребенку то, чем славен родной край: своей историей, традициями, памятниками, достопримечательностями, знаменитыми людьми. Особое место в воспитании у дошкольников  любви к своей малой Родине занимают целевые прогулки и экскурсии. Во время их проведения дети получают ценные знания о родном городе, улицах, его людях, их жизни и труде, природе.                                                                                                                   Рассказывая детям об истории рождения нашего города Бирюча, мы поведали о том, что он лежит на реке Тихая Сосна. В этой местности находился город Усерд, охранявший речные перелазы. Он считался одним из главных пунктов обороны от татар и имел ров, вал, караульные башни, а в заповедном лесу устроены были засеки. Тут же проходил земляной вал, сооруженный в 17 столетии от Палатова через Ливенские, Бирюченские, Усердские  поля к реке Тихая Сосна.

         На экскурсии к памятнику погибшим воинам дети узнали о создании в нашем городе этого памятника. Солдат в плащ-палатке, скорбя, склонил голову, коленопреклоненный с автоматом и каской в руках. У его подножия горит вечный огонь. Он воздвигнут в честь погибших героев, защищавших наш город от фашистов. Важно дать понять детям, что Родина чтит своих героев, отдавших жизни за счастье людей. Поэтому их именами называют улицы, города, площади, в их честь воздвигают памятники. Историческая тема очень трудна, поэтому целесообразно налаживать сотрудничество дошкольного учреждения с краеведческим музеем. Экскурсии в музей носят не только познавательный характер, но и воспитательный. При посещении краеведческого музея дети узнают о природе родного края, о предметах далекой старины, укладе жизни, быте и культуре наших предков, о народных мастерах современности, их работах.

          В формировании патриотических чувств у дошкольников большую роль играет воспитание любви к родным местам. Необходимо воспитывать интерес к природе родного края, желание защищать и беречь ее. Одна из форм ознакомления с природой - это пешие прогулки в парк, к реке, по улицам города. Дети получают знания о том, какие животные и птицы живут в наших местах, какие растения характерны для нашей местности. Важно научить ребенка видеть и слышать природу, любоваться ее красотой. Постепенно у детей складывается прекрасный образ родных мест, любовь и привязанность к ним.

          В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба», где дети могут познакомиться с наглядными предметами: старинной мебелью, посудой, орудиями труда, национальными костюмами. Именно здесь для детей открывается возможность проникновения  в историю родного края, в его культуру, фольклор. В таком специально оборудованном помещении совсем по иному воспринимаются пословицы, потешки, прибаутки, песенки, сказки, передающие из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, любовь, трудолюбие. Здесь же дети знакомятся с народными росписями, декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, Гжели, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой,  трогающими и пленяющими душу своей красотой, гармонией, ритмом. Это позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, так как все экспонаты  можно  потрогать, пощупать, поиграть с ними. Таким образом, произведения народного творчества не только формируют любовь и интерес к традициям своего народа, но и способствуют формированию личности в духе патриотизма. А знание истории и культуры своего народа поможет в дальнейшем  формировать доброжелательное отношение к культуре других народов, людям разных национальностей, понять, что у каждого народа тоже есть свой язык, обычаи, искусство и так далее.

         Нельзя недооценивать в духовно-патриотическом воспитании дошкольников роль русских народных праздников: Пасха, Рождество, Крещение, Масленица, Святки и др. Обрядовые праздники всегда связаны с народными играми, отличающимися широкой направленностью. В каждой из них решаются различные практические задачи. Это: формирование эмоциональной сферы, развитие памяти, мышления, внимания, ловкости. Закрепляются навыки общения с взрослыми и сверсниками, развиваются физические качества. Народная игра - своеобразная школа для ребенка, это национальное богатство, которое мы должны сохранить и сделать достоянием следующих поколений.

         Продолжением данной работы является ознакомление дошкольников со столицей нашей Родины - Москвой, с другими городами России, с важнейшими государственными символами – гербом, флагом и гимном нашей страны. У старших дошкольников формируется понимание о том, что символы государства объединяют граждан нашей страны, о символическом значении цветов герба и флага России, о том, что они означают красоту и добро. Белый цвет на флаге – это мир и чистота души, синий означает верность и правду, ну а красный – отвагу и любовь. Дошкольникам необходимо дать понять, что они должны в соответствии с этими символами тоже быть дружными, честными, смелыми, любить и уважать своих родных и близких, свою Родину.  Старшим дошкольникам можно дать понятие о том, что герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, происхождение которых тесно связано с русским народным искусством. Поэтому ознакомление детей с символикой страны надо начинать, опираясь на связь с фольклором. Например, золотой двуглавый орел – это образ солнца, который можно увидеть на  русских вышивках женской старинной одежды, рушниках и т. д. Двуглавый орел зорко охраняет границы нашей Родины. Яркость и красота флага и герба помогают сформировать положительное отношение к ним.

         Систематическая и планомерная работа по воспитанию  патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностях, об обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало  формированию наглядно-образного мышления у детей. Важно отметить, что необходимость патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание  наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Надеюсь, что полученные в детском саду знания  пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.  

Список используемой литературы:

  1. Князева О.Л.  Приобщение детей к истокам русской народной культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников

В данной консультации для педагогов описываются основная цель и задачи работы по развитию нравственно-патриотических чувств у дошкольников, используемые методы. Приводятся примеры занятий определенных...

Консультация для педагогов:"Формирование нравственно - патриотических чувств у современных дошкольников"

Консультация о работе педагога в данном направлении, постановка целей, задач, выбор методов, занятия......

Формирование нравственно – патриотических чувств у современных дошкольников.

Статья даёт рекомендации по формированию нравстенно - патриотических чувств у дошкольников....

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...

"Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края"

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируетс...

Консультация для воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников"

Консультация для  воспитателей " Формирование нравственно-патриотических чувств  у современных дошкольников"...