«Организация работы по экспериментальной деятельности в условиях ДОУ»
консультация (старшая группа)

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация работы по экспериментальной деятельности в условиях  ДОУ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев.

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увидинном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельностьспособствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опытвидения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

Развивать наблюдательность;

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Вид проекта: групповой ;среднесрочный; поисково-исследовательский.

Участники проекта: воспитатель группы, дети 5 -7 лет.

Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы 5 – 7 лет.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный.

· Изучить и проанализировать методическую литературу по теме

· Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности

· Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап – основной.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план.

3 этап – заключительный.

· Определить эффективность проведенной работы

· Провести анализ полученных результатов.

Место проведения: МБДОУ д. с. №5 «Яблонька»

Сроки проведения: ноябрь– декабрь 2016 года.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

· Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

· Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

· У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц Занятие, цель материал

Ноябрь

1 неделя Плавающий апельсин.

Цель: Познакомить детей с понятием плотность, выяснить, что если плотность предмета меньше, чем у воды, то предмет плавает, если меньше – то тонет. - глубокая емкость с водой, лучше прозрачная

- несколько апельсинов

2 неделя Фонтан из бутылки.

Цель: Познакомить детей с понятием давление. - пластиковая бутылка

- поднос или тазик

- шило

- скотч

- жидкий краситель

- вода

3 неделя Воздух вокруг нас.

Цель: Закрепление представлений о воздухе и его свойства. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. -стакан. вода,бумага,воздушный шарик.

4 неделя Лед вода пар.

Цель: Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. - вода,стакан, клеенка, бумага.

Декабрь

1 неделя Свойства веществ.

Цель: Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. деревянная палочка,мел, вода, 2 стакана. пластилин

2 неделя Строение веществ.

Цель: Развитие представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок,сахар-рафинад, лупа,по два стакана с теплой водой

3 неделя Надуй шарик.

Цель: Познакомить детей как можно получить углекислый газ. - пищевая сода

- воздушный шарик

- столовый уксус пластиковая бутылка литровая

«Плавающий апельсин»

«Фонтан из бутылки»

«Изучаем свойства твердых и жидких веществ»

«Воздух и его свойства»

«Изучаем строение веществ»

«Изучаем свойства холодной и теплой воды»

«Заполняем дневники опытов и экспериментов»

«Экспериментируем дома»

ВЫВОД:

Развивающемуся обществу нужны образованные,нравственно предприимчивые люди,которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.