Проект "Семья и семейные ценности".
проект (средняя группа)

Трибушинина Оксана Валерьевна

Цель проекта:

Формирование представлений о важности семьи в жизни каждого человека и о ценности семейных  традиций.

Задачи:

1.Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами. в процессе совместной деятельности.

 3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить  проявлять заботу о родных людях.

4.Повышать престиж семьи в глазах детей.

5.Развивать интерес к семейным традициям.

6.Обогащать словарный запас  детей новыми терминами, развивать связную речи, творческие способности.

7. Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya_bez_kartinok.docx66.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 62 «Чайка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

Педагогический проект

«Семья и семейные ценности»

по духовно-нравственному развитию дошкольников

                                                                                                                                                                   Разработчик:

                                                                                                                            Трибушинина Оксана Валерьевна

                                                                                                                                                                      Должность:

                                                                                                                                                                   Воспитатель

г.Орск

2017

Проект «Семейные традиции»

 

Семья

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Бабушка с мамою,

Папа и я,

Мы называемся вместе – семья. (О. Высотская)

 

  Актуальность темы:

Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Объект:  семья и семейные традиции

Гипотеза:

Если будут созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей  дошкольного возраста.

Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о семье в собственной деятельности (рассказы, рисунки).

Проблема:

С одной стороны, психологами признано значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.

Цель проекта:

Формирование представлений о важности семьи в жизни каждого человека и о ценности семейных  традиций.

Задачи:

1.Формировать у детей представление о семье, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

2. Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами. в процессе совместной деятельности.

 3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить  проявлять заботу о родных людях.

4.Повышать престиж семьи в глазах детей.

5.Развивать интерес к семейным традициям.

6.Обогащать словарный запас  детей новыми терминами, развивать связную речи, творческие способности.

7. Организовать реализацию данных задач в детском саду таким образом, чтобы она обеспечила каждому ребёнку гармоничное развитие, помогала ему использовать полученные знания и впечатления для поднятия нравственного и эстетического уровня воспитания.

Методы проектирования:

Прогнозирование;

Планирование;

Моделирование.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.

Возраст детей 4-5 лет.

Пути реализации проекта:

- организованно - образовательная деятельность;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- элементы самостоятельной деятельности;

- взаимодействие с родителями.

Этапы реализации проекта:

Ι. Подготовительный:

Определение проблемы, цели, задач

- подбор литературы по теме, материала.

ΙΙ. Реализация проекта:

- планирование различных форм работы с детьми

ΙΙΙ. Практический (реализация проекта)

ΙV. Заключительный:

- защита проекта

Методы и технологии:

- знакомство с семейными традициями;

- анкетирование;

- наглядный;

- практический.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей;

-  материальное обеспечение проекта;

-  методические разработки.

Интеграция образовательных областей в проекте:

- « Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие»;

- «Физическое развитие».

1 этап - подготовительный

  Участники              проекта

Задачи этапа

   Средства решения, мероприятия

   Дети

Выявить уровень представлений детей о семье.

Обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация - метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о семье?

Семья - это люди, семья - это когда рядом близкие люди; семья - это мама, папа, дети.

Что мы хотим узнать?

Какие люди относятся к членам одной семьи?

Что такое традиции семьи? Как сделать приятно близким людям?

Что для этого надо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработка проекта.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Анкетирование: «Семейные традиции».

• Составление семейного древа

Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление дидактической игры «Герб семьи».

                                                   2 этап - основной

Понедельник

Тема: «Что такое семья?»

Дети

 

 

• Занятие «Моя семья»

• Дидактическая игра «Семья»;

• Чтение пословиц о родителях, семье, объяснение их смысла;

• Сюжетное рисование «Папа, мама, я – счастливая семья».

• Подвижная игра «Найди свою маму (папу)»

Пальчиковая игра «Мама с папой – родня»

• Сюжетно-ролевая игра «Семья»;

 

Родители

 

Консультация в папке «Заботливым родителям»: «Влияние семьи на развитие ребенка».

Консультация в папку «В кругу семьи»: « Давайте создавать  семейные традиции».

Сбор фотографий для фотовыставок

Вторник

Тема «Что такое родословная?»

Дети

 

 

• Пальчиковая гимнастика «Семья»

• Знакомство с понятием «родословная»;

• Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Родовое дерево»;

• Ознакомление с генеалогическими древами   детей (с поддержкой воспитателя)

Рассказы детей «Кем мы можем гордиться»

• Д/игра «Закончи предложение»;

• «Семейная зарядка»;

• Упражнение «Ступеньки взросления»;

Д/игра «Назови ласково»

Родители

 

Памятка для родителей

«Советы на каждый день»

Среда

 «Совместные увлечения, хобби»

Дети

 

 

• Слушание музыкальных произведений русских композиторов В. Шаинского, М. Танича  «Родительский дом» и разучивание музыкально-ритмических упражнений в сопровождении данной песни;

• Рассказы детей по теме «Что мы любим делать вместе всей семьёй»

• Пальчиковая игра «Кто живет у нас в квартире»;

•Д/игра «Ассоциации»

• Подвижная игра «Карусель»

Д/игра «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»

Родители

 

Разучивание стихотворений о членах семьи.

Подбор пословиц и поговорок про дом.

Четверг

Тема «Совместный труд в семье»

Дети

 

• Беседа о совместном труде в семье по вопросам:

Что значит трудиться совместно?

Почему все члены семьи трудятся вместе?

Как можно поддерживать порядок в доме?

Какие домашние обязанности выполняете вы?

• Д/игра «Наведем порядок»;

 • Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Кому убирать»;

• Сюжетно – ролевая игра «Мамины помощники»

•Дидактическая игра «Корзина добрых дел»;

 Аппликация «Подарок близким » (изготовление закладки)

Пятница

Тема «Традиции моей семьи»

Дети

 

Отгадывание загадок по теме  «Семья»

•Организация фотовыставки «В кругу семьи», рассматривание фотографий, их комментирование;

• Беседа о семейных традициях;

Составление творческого рассказа «Лучший День рождения»

Сюжетное рисование «День рожденья»

• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»;

• Игра с мячом «Кто ты мне?»;

• Сюжетно-ролевая игра: «День рожденья».

• Итоговое мероприятие: Круглый стол «Традиции и обычаи нашей семьи» и совместное чаепитие с детьми

Родители

 

Выступления родителей с детьми по теме ««Традиции и обычаи нашей семьи»

этап «Презентация»

Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей семье, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.

Результат.

Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей (пополнили словарный запас, приобрели представления об общечеловеческих ценностях; научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них развилось чувство гордости за свою семью)

Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.

Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, проекты.

 

Приложение

Конспект занятия в средней группе по теме: «Моя семья»

Цель: Формировать у детей представление о семье

Задачи

  •  Закрепить знания детей о членах своей семьи, как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники», закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи; способствовать осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи.
  • Развивать у детей память, логическое мышление и творческое воображение; развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы.
  • Воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи, желание помогать тем, кто в этом нуждается, заботится о них.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети входят в группу за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Молодцы! А теперь станем в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у нас в группе красивый дом стоит, давайте узнаем, кто в этом доме живет.

Девочка Таня: Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть у себя в гостях, а хотите узнать, с кем я живу в этом доме?

Дети: Да.

2.Отгадывание загадок.

Девочка Таня: Сначала вы должны отгадать загадки, готовы?

Дети: Да.

Девочка Таня: Посмотрите, у вас на столе есть домики, сейчас мы поселим в них нашу дружную семью. Кто у нас самый первый живет в домике?

Он трудился не от скуки

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… (бабушка)

Кто научит гвоздь забить,

даст машину порулить,

и подскажет, как быть смелым,

сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята,

это наш любимый… (папа)

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама)

Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик. Вся дружная семья в домике? Давайте посмотрим и назовём. Дедушка, бабушка, папа, мама и я вот вся семья.

3. Игра: «Кто старше, кто моложе»

-Кто старше бабушка или мама?

-Кто младше ребенок или папа?

-Кто старше мама или ребенок?

Мама моложе, а бабушка - (старше)

-Дедушка старше, а ребенок - (моложе)

4.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Чтобы уточнить, кто является членом семьи, я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Задание такое: определить, из этих людей не является родственником?

  • Мама, соседка, бабушка, сестра.
  • Бабушка, подруга, сестра, мама.
  • Сестра, продавец, бабушка, брат.
  • Дедушка, водитель, папа, сын.

Дворник, папа, брат, дедушка.

 5. Физминутка « Семейная зарядка»

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает,

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы?

6. Кто как трудится?

А теперь я предлагаю немного поиграть вместе с нами и узнать, кто как трудиться в ваших семьях. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.

Например, ходит на работу - … Кто?

Ребенок договаривает: мама и папа

Воспитатель: учит уроки

Ребенок: сестра, брат

Воспитатель: моет посуду

Ребенок: мама и бабушка

Воспитатель: мастерит

Ребенок: папа, дедушка, старший брат

Воспитатель: ходит магазин за покупками ..

Ребенок: бабушка, мама, папа.

Воспитатель: убирает в доме.

Ребенок: мама, сестра, бабушка.

Воспитатель: читает сказку на ночь

Ребенок: мама, папа, бабушка...

- Молодцы, справились с заданием!

7. Игра « Смайлик» (грустный, веселый)

Воспитатель: - Ребята, чтобы не огорчать своих близких мы должны совершать хорошие поступки и никогда не делать плохих. Я буду называть поступки, если вы считаете, что этот поступок огорчит маму. Поднимете грустный смайлик, если порадует - то веселый смайлик.

- Нарисовали картину;

- Подрались с другом;

- Съели манную кашу;

- Убрали игрушки на место;

- Вы помогли маме вымыть посуду;

- На прогулке испачкали куртку;

- Разбил мамину вазу;

- Поздравил дедушку с днем рождения;

8. Представление семейных альбомов.

Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали на занятии. Я хочу вам пожелать, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь.

Анализ анкетирования «Семейные традиции»

С целью выявления знаний родителей о семейных традиция, было проведено анкетирование на тему «Семейные традиции»  Анкета включала следующие вопросы:

1.Члены семьи, проживающие вместе с ребенком

(родители, братья, сестры, бабушка, дедушка и т. д.)

2. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

 а) спорт

 б) шитье

 в) сочинения (стихи, сказки)

 г) рыбалка

 д) коллекционирование

 е) пение

ж) вязание

з) аквариум

 и) игра на музыкальных инструментах

 к) рисование

 л) чтение

 м) поделки

 н) шахматы

 о) живопись

 п) домашние животные

 р) походы в театр

 с) туризм

 т) другое...

 3. К каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребенка?

4. Какой труд объединяет вашу семью?

 а) общего труда нет, у каждого свое дело.

б) уборка квартиры

в) ремонт

 г) уход за домашними животными

 д) работа в саду, на даче

е) рукоделие, ремесло

ж) другое...

 5. Какие семейные традиции есть в вашей семье?

а) коллективные посещения театров, кино

 б) выезды на природу

в) проведение праздников

г) религиозные обряды

 д) другое...

 6. Знают ли дети о традиции вашей семьи?

В анкетировании приняли участие  24 родителя.

 На 1 вопрос 73 процентов родителей ответили, что дети живут с родителями, остальные 27 процента вместе с бабушкой, дедушкой и с родителями.

На вопрос «Какие увлечения есть у членов вашей семьи?»  65% ответили чтение, 27%  - домашние животные, 42%   -  спорт.

На 3 вопрос в основном ответили, что детей подключают к чтению, рисованию, к спорту.

На вопрос «Какой труд объединяет вашу семью?» 11 родителей ответили, что уход за домашними животными, 15 родителей -  уборка квартиры и работа в саду.

Основными  семейными традициями являются выезды на природу, семейные праздники.

На 6 вопрос  все родители дали утвердительный ответ.

Пословицы и поговорки о семье

Братская любовь крепче каменной стены.

Без отца-наполовину сирота, а без матери-круглая сирота.

В недружной семье добра не бывает.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме -пусто.

В семье согласно, так и дело идет прекрасно.

Все равные детки - что пареньки, что девки.

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Где любовь и совет,-там и горя нет.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

Жениться-не воды напиться.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Мать кормит детей как земля-людей.

Материнский гнев-что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать-горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти - не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы -  и дети не ленивы.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Русский человек без родни не живет.

Семья без ребенка, что очаг без огня.

Семья сильна, когда на ней крыша одна.

Слава сына-отцу отрада.

С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь.

Семьей дорожить-счастливым быть.

Семейное согласие всего дороже.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья-опора счастья.

Сердце матери греет лучше солнца.

Согласье в семье-богатство.

Счастье родителей-честность и трудолюбие детей.

Только трудом держится дом.

Умел дитя родить, умей и научить.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Загадки о членах семьи

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна СЕМЬЯ!

 

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

 

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

 

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)

 

Днем работает она,

Вечером она — жена,

Если праздник, она — дама,

Кто же это? — Моя... (мама)

 

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая... (мама)

 

Фотография стоит

В золотистой рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой... (мамочки)

 

Ты трудилась, ты устала

И совсем не отдыхала,

Буду солнышко просить

Утром в окна не светить:

— Не вставай так рано,

Не буди ты... (маму)

 

Кто любимей всех на свете?

И за всю семью в ответе?

От зарплаты до зарплаты

Что б мы делали без... (папы)

 

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

 

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)

 

Кто веселый карапузик —

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка —

Это младший мой... (братишка)

 

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая... (сестренка)

 

Мамы старшая сестра —

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

 

Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)

 

Бабушке — солнышко, дедушке — стих,

Много здоровья им на двоих!

Счастья желаем еще на два века,

С Днем пожилого вас... (человека)!

 

Угостит всегда вареньем,

Стол накроет с угощеньем,

Лада наша ладушка,

Кто? — Родная... (бабушка)

 

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый... (дед)

 

Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали... (пожилыми)

 

Он научит вас трудиться,

От души повеселиться,

Всем ребятам он пример!

Кто? — Мой дед... (пенсионер)

 

Осень праздник подарила

И поздравить не забыла

Ясным солнышком к обеду

Наших... (бабушку и деда)

 

Им горжусь всегда по праву,

Хоть теперь он весь седой.

Кто ж с портрета смотрит браво? —

Это дед мой... (молодой)

 

С моей бабушкой вдвоем

Мы и спляшем, и споем,

Праздник всем друзьям устроим —

С пирогами стол накроем!

Когда ж гостей мы встретим с ней?

В Праздник... (пожилых людей)


Стихотворение Н. Григорьевой «Родовое дерево»

Родовое дерево я нарисовал.

И на этом дереве всю семью собрал.

Дедушки и бабушки – это корни наши.

Ствол – мои родители и плюс тётя Даша.

Дядю Гришу посадил я на толстой ветке,

На другую примостил попугая в клетке.

Рядом – дядина жена, невестка она наша,

А в матроске их сынок, зовут его Саша.

Он двоюродный мой брат и племянник папы,

А приехал в гости к нам из города Анапы.

На верхушке – Мурочка, это кошка наша,

А в бейсболках – это я и сестра Наташа.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Влияние семьи на развитие ребенка»

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Отношение в семье оказывают решающее воздействие на развитие ребенка!

Современная семья переживает кризис. Катастрофически высок процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.

В таких условиях рождение и воспитание ребенка воспринимается как тяжелое, непосильное бремя. Но даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он, как правило, не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически “сиротой при живых родителях”. Родители утратили психологический контакт с детьми, поэтому они лишились возможности узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения…

Л. Б. Шнейдер пишет что: “Гармоничное развитие личности ребенка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребенка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно психическое состояние детей”. Это возможно только в семье. Ребенок является частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как ребенок без семьи. “Ребенок берет от семьи все, что необходимо для его роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для ее роста и развития. Наблюдается определенная взаимозависимость и взаимовлияние, идущие в обоих направлениях, от ребенка к семье и обратно.

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. “Разрушение единства семьи влечет за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития”.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.

Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Подчеркивая специфичность воздействия на ребенка внутрисемейных отношений, особо Л. Б. Шнейдер выделяет родительскую любовь. “Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей”.

Любовь величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе и мажорного мироощущения. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.

Семья для ребенка- это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.

Семья — это определенный морально- психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складывается представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Ребенок в семье получает азы об окружающем мире. С близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

Ребенку нужны оба родителя - любящие отец и мать. Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Патология супружеских отношений продуцирует широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных, как в психике, так и в поведении личности.

“От того, кто окружает малыша, какие взаимоотношения царят в семье, зависит дальнейшая жизнь ребенка, то, каким он вырастет: жестким, эгоистичным или любящим, добрым человеком”.

Семья, в которой вырос ребенок, дает образец для той семьи, которую он образует в будущем.

Исследователями были выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. Разновозрастные семьи, когда между мужем и женой большая разница в возрасте 10-15 лет и более. Моновозрастные семьи, когда супруги одного возраста или разница в возрасте не велика.

Данные, которые получили исследователи при экспериментальном исследовании, свидетельствуют о том, что в семье с одновозрастными родителями функцию основной опеки и контроля занимает мать. Она более авторитарна в отношениях с ребенком, причем симбиотически авторитарна. Во взаимодействиях с ребенком она демонстрирует опеку через подавление, она действует и исходит из собственных потребностей и представлений о том, что лучше для ребенка, тем самым подавляет его волю и потребности. Отец занимает более отстраненную, но, как и мать, авторитарную позицию и не является лидером в данном типе семьи. Ребенок вынужден активно заявлять о своих потребностях и реализовывать собственную активность. Данная ситуация гиперопеки и подавления провоцирует демонстрацию ребенком позиций потребителя. В ситуациях частых напряжений между родителями и ребенком формируется активный тип личности ребенка.

Ребенок из разновозрастной семьи склонен принимать во взаимодействиях функции “субъекта – оценщика”, “субъекта- координатора” и “субъекта - “объекта потребности”. Исследователи предполагают, что такие изменения в позиции ребенка определяются более сложной организацией межличностных отношений между разновозрастными родителями.

Ребенок в такой семье находится между двумя конкурирующими позициями, и, как следствие формируется функция “субъекта – оценщика”, “субъекта - координатора”. Основным условием формирования таких функций является рассогласование позиций отца и матери.

В разновозрастных семьях наблюдается определенное смещение в структуре детско-родительских отношений. Мужчины часто по отношению к жене занимают позицию “муж-отец”, а жена по отношению к мужу – “жена-ребенок”. Данная диспозиция ролей является самодостаточной. Ребенку же сложно включится в данную семью, его позиция “ребенка” уже занята. Тогда ему приходиться бороться за свою значимость в семье, за свою функцию объекта потребления этой социальной системой.

Данные исследования подтверждают факт, что в семье с разновозрастными родителями позиции матери и ребенка близки друг к другу: они соратники, партнеры. Разновозрастные отцы выполняют функцию социальной защиты, они опекают и контролируют как собственного ребенка, так и жену. Отец в такой семье более авторитарный и опекающий. Эти условия позволяют занять в семье ребенку позицию оценщика или координатора, что вообще является наиболее характерной ролью для старших и опытных субъектов в организации деятельности.

Таким образом, дети разновозрастных родителей по сравнению с детьми моновозрастных родителей склонны к более сложным формам реализации себя; они реализуют себя через оценку или координацию действий другого человека.

Семью создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье индивида. Процесс семейного взаимодействия избирательно контролирует проявление эмоций, поддерживая одни каналы разрядки эмоций и подавляя другие. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у индивида образа своего “Я”. Семья определяет опасности, с которыми индивиду предстоит столкнуться в жизни.

Опыт семейных взаимоотношений играет для ребенка важную роль не только в формировании его личности, определенных схем поведения и отношений с окружающими. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребенок формирует и строит свое восприятие Бога, общение с ним, а также семейный опыт формирует психическое развитие ребенка.

Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. “Одно из самых ответственных и священных призваний человека — быть отцом и матерью — доступно при минимальном здоровье и половой зрелости. Но лишь личная религиозность позволяет отнестись к этой возможности серьезно».

Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

« Давайте создавать семейные традиции».

Консультация для родителей.

        Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

      На Руси у всех семей были свои традиции, которые их объединяли, делая их сильными и крепкими. Но после октябрьской революции 1917 года многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные.

Перемены коснулись и изначальных ролей мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия: получения такого же образования, как у мужчин, возможности решать за кого она бы  хотела проголосовать, даже заработки стали примерно равными. Всё это способствовало тому, что основные, природные роли, отошли на задний план. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли.

Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью  семьёй, были потеряны. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому и нужно возрождать семейные традиции. Они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

        Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.  

«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Хорошей традицией является обсуждение  вопросов семейной жизниК примеру, когда за вечерним чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай - разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:  распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Роль семейных традиций в жизни малышей.

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник".
  • Дети гордятся своей семьёй.
  • Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи.

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

  • Традиция повторяется всегда.
  • Событие должно быть ярким, интересным для родных.
  • Традиция может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.

Хорошей традицией является празднование Дней рождений, причём это должно сводиться не только  к поеданию чего-то вкусного, а именно проделыванию чего-то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять генеалогическое древо, на котором будут присутствовать все предки семьи.

Главное, чтобы Ваши традиции приносили счастье и интерес всей семье и не были ей в тягость.

 

Памятка для родителей

                    По созданию благоприятной семейной атмосферы

 

         Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

 

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

 

 Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

 

 Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т. п.

 

 Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

 

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

 

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

 

 

 

Искусство быть родителем

 

 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

 

 2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

 

 3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

 

 4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

 

5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше.

 

 6. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.