Развивающие игры в кругу семьи
консультация

Холикулова Елена Владимировна

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить интеллектуальные способности ребенка.

Проведение развивающих игр в семье не требует какой-либо особой подготовки; необходимо лишь желание родителей.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развивающие игры41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Развивающие игры в кругу семьи

        Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность  ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Эти способности можно ускорить или замедлить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.  Понятие интеллектуальные способности определяется достаточно разнообразно, но в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной. Интеллектуальное  развитие детей выражается в познавательной сфере знаково-символической функции сознания и способности ребенка к замещению, умению обобщать, анализировать, сравнивать; происходит расширение познавательных интересов; возникают предпосылки таких качеств интеллекта, как самостоятельность, гибкость мышления, любознательность. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Главное условие интеллектуального развития ребенка-дошкольника – это хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит  и гармонично развиваться.

        Познание окружающего мира у дошкольников осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Игра – основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир людей, играя ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Развивающая игра обладает возможностями формировать или развивать интеллектуальные умения и навыки, формировать правильные представления об окружающем мире, развивать познавательные процессы. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. Дети играют с удовольствием, не подозревая, что усваивают какие-то знания. Проведение развивающих игр в семье не требует какой-либо особой подготовки; необходимо лишь желание родителей. Играя с детьми, не забывайте о том, что надо:

  • чередовать активные игры со спокойными;
  • повторять одни и те же игры не менее 3- 4 раз, иначе ребенок не получит удовольствие от процесса;
  • старайтесь побуждать ребенка к активности;
  • не отказываться играть с ребенком, потому что это очень важно для него.

Рекомендуется использовать игры, адаптированные возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и ориентированным на их “зону ближайшего развития”.

Игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей

детей от 3 -5 лет

  1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.
  2. Игра «Ассоциации» для взрослых и детей от 3 лет
    Это очень простая и в то же время развивающая игра, в которой требуется и большой словарный запас, и умение развивать логику.
    Правила. Называется слово, далее следующий участник подбирает к нему наиболее близкую и логически подходящую, с его точки зрения, ассоциацию. Ассоциация может быть совершенно любой и первоначально загаданное слово может привести к абсолютно неожиданным поворотам логической цепочки.
    Пример. Первое загаданное слово «игрушка». У следующего участника оно ассоциируется с мячиком, мячик напоминает о футболе, футбол о поле, поле о цветах, цветы о лете, лето о море, море о плавании. И так далее. Слова могут быть абсолютно любыми, как существительными, так и прилагательными или глаголами. Это сделает такую игру для всей семьи еще увлекательнее и веселее.
  3. Игра «Поиски пропажи» для взрослых и детей от 3-х лет
    Этот конкурс для всей семьи развивает внимательность и зрительную память его участников.
    Правила. Для реквизитов нужна цветная скатерть и множество мелких предметов. Это могут быть тюбики губной помады, маленькие коробочки, крыжки, шариковые ручки, чайные ложки, спичечные коробки – в общем, все, что найдете дома. Чем разнообразнее будут реквизиты, тем лучше. Вся эта утварь раскладывается на столе, который предварительно застелен скатертью, а участники рассаживаются вокруг. Суть игры в том, чтобы запомнить все предметы, лежащие на игровом поле и сразу заметить тот предмет, который исчезнет со стола.
    Пример. Водящий предлагает играющим внимательно посмотреть на стол и постараться запомнить гораздо больше предметов и то, как они расположены. После чего все должны зажмуриться, а водящий убирает со стола и прячет какой-нибудь из предметов. По его команде участники открывают глаза и пробуют вычислить, какой предмет исчез. Тот, кто угадает, становится водящим.
  4. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).
  5. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный - ?
  6. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо - ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?; лес – деревья, поле - ?.
  7. Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!»  – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок  привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать:  говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый  говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

  1. «Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

  1. «Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

  1. Перепутанные линии.


Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. - М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. - М.: 1977. - 240 с.

3. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры в кругу семьи.

Правильно говорить — это одна сторона дела. С ребенком необходимо дома проводить занятия (упражнения, игры), способствующие развитию речи. Следует добиваться сознательного усвоения значения слов, дост...

Речевые игры в кругу семьи

Развитие и формирование речи ребенка является неотъемлемой частью умственного развития в целом. Умственное развитие предполагает развитие любознательности и умственных способностей, которое происходит...

" Народные игры в кругу семьи"

Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему насле...

Семинар-практикум «Игры в кругу семьи»

На этом семинаре родители учатся играть: составляют разноцветное меню, отгадывают, что лежит в "Чёрном ящике", становятся "Золушками" и пр. Так же предложены памятки "Игры по дороге домой", "Игры на к...

Семинар-практикум "Развивающие игры в кругу семьи"

Семинар-практикум « Развивающие игры в кругу семьи» Цели:- познакомить родителей с особенностями игры детей стар­шего дошкольного возраста; дать родителям возможность «прикоснуться» к самобытному...

Интеллектуальные и развивающие игры в кругу семьи

Игры для совместного развлечения детей и их родителей...

Развивающие игры с кругами Луллия

Развитие у детей мышления, творчества, грамматического строя, связной речи...