Сценарий физкультурно - познавательного развлечения в старшей группе «Мы казаки Амурские»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Селюнина Светлана Николаевна

Цель: Формирование представлений о жизни, культурных ценностях, традициях амурских казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_my_-_kazaki_amurskie.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий физкультурно - познавательного развлечения в старшей группе «Мы казаки Амурские»

Цель: Формирование представлений о жизни, культурных ценностях, традициях амурских казаков.

Задачи:

  • способствовать развитию физических качеств, быстроты, ловкости, координации движений
  • воспитывать настойчивость и чувство товарищества при проведении коллективных эстафет
  • создавать положительные эмоции, хорошее настроение от участия в развлекательных действиях.

Материалы и оборудование: Мультимедиа, аудиозаписи для эстафет, презентация «Кто такие казаки», 2 шашки, 2 подковы,2 папахи, 2 лошади, кегли, обручи, платочек.

Ход развлечения:

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя малая Родина, где он родился и живёт. Скажите, а в каком городе мы с вами живём?

Дети: город Свободный.

Воспитатель: А может кто-нибудь из вас знает, как называется область, в которой мы проживаем?

Дети: Амурская область

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно. Мы живём с вами в Амурской области. (Слайд 1). Название Амурской области произошло от реки Амур, которая протекает по всей нашей области. И сегодня я хочу вам рассказать, кто основал нашу область и первым на ней заселился. Это были казаки. (Слайд 2).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие казаки?

Ответы, рассуждение детей.

Воспитатель: В давние времена, в нашу область бежали люди со всей России от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. Казаки всегда были привязаны к рекам, потому что там, где вода, там жизнь. И называли свои войска по названиям рек, вдоль которых они селились. Так и появились Амурские казаки, которые поселились вдоль реки Амур. Это смелые, ловкие, сильные решительные люди, которые любят свою Родину и готовы её защищать. Мальчики в семье казаков с детства готовились к военной службе, а для этого им нужно было научиться уверенно, скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой. А девочки в семьях казаков были рукодельницами, они сами украшали свои красивые наряды кружевами и тесьмой. Женщины были отличными хозяйками, и хранительницами семейного очага.

Воспитатель: И сегодня я вам предлагаю стать казаками, где вы покажите свою ловкость быстроту и смелость. Хотите поиграть?

Дети делятся на две команды.

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку, в которой скрывается название первой игры-эстафеты.

У амурских казаков

Много братьев кунаков

И родни из разных стран

Но всех ближе… (Атаман)

Воспитатель: Правильно, ребята, это Атаман (Слайд 3)

Атаман - это казачий командир, за которым в бой шли все казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

Дети стоят в колонне друг за другом, по сигналу воспитателя бегут до стойки, на скорость надевают папаху, берут шашку и отдают честь, снимают папаху кладут шашку и бегут в команду, передавая эстафету следующему участнику. В роли атамана воспитатель, которому дети и должны отдать честь.

Воспитатель: Молодцы ребята! Как ловко вы справились с первым заданием. Вот теперь я вижу, что вы стали настоящими казаками.

Воспитатель: Следующая загадка

Бывает очень он строптив,

Селён, красив, да и ретив,

В галоп сорваться может он, Вы угадали? Это… (Конь).

Воспитатель: Правильно, ребята, это конь. (Слайд 4). Невозможно представить жизнь казака без коня. Он для них был незаменимым спутником жизни.

Каждая команда бежит до ориентира на «коне», преодолевая препятствия, возвращаются обратно и передают «коня» следующему игроку. Побеждает команда выполнившая задание первыми.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как быстро вы справились и со вторым заданием.

Воспитатель: Следующая загадка

Есть примета у людей

Чтоб с успехом сладить,

Взять обувку лошадей,

Над дверьми приладить… (Подкова)

Воспитатель: Правильно, это подкова (Слайд 5)

У казаков есть старинное поверье. Кто найдёт подкову, тому она счастье принесёт. Даю вам две подковы и предлагаю поиграть.

Команды стоят в колонне, у командиров в руках по подкове, по команде передают подкову над головой следующему участнику и так до последнего участника. Последний, получая подкову, бежит с ней, встаёт вперёд и снова начинает передавать. Эстафета продолжается до тех пор, пока командир с подковой не встанет первым. Побеждает команда первая, справившаяся с заданием.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием

Воспитатель: Следующая загадка

В ножнах спит, а не в постели.

Как огонь, горит на деле.

И надёжна, и остра.

Казаку в бою - сестра (Шашка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали, это шашка (Слайд 6). Если вдруг начиналась война-казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до смерти.

Каждой команде, начиная с командира пронести шашку на голове между кегель и не уронить её. Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием, и не разу не уронившая шашку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Какие вы ловкие и быстрые. Вот вам следующая загадка:

И в мороз, и в холода

Она спасёт тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким

Надень на голову ты… (Шапка, Папаха)

Воспитатель: Казаки вместо шапок носили на голове папахи (Слайд 7)

Игра «Папаха». Дети стоят в кругу, и передают по кругу папаху, приговаривая: «Ты лети, лети папаха, ты лети, лети вперёд. У кого папаха будет, тот на круг пускай идёт»! После слов, у кого папаха осталась в руках выходит в середину круга, надевает папаху, садится на «коня» и галопом скачет внутри круга, а все остальные хлопают в ладоши.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А эту загадку отгадаете?

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет-

Что за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек-

Повяжи себе… (Платочек).

Воспитатель: Правильно, это платочек. Женщины казачки сами себе украшали платки кружевами и тесьмой. (Слайд 8)

Игра «Достань платок» В центре круга стоит водящий с шашкой в руке, на конце которой повязан платок. Дети бегут под музыку по кругу вокруг водящего, по завершению музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

Воспитатель: Поиграли мы замечательно. Все мои загадки отгадали. Спасибо вам большое за активное участие, вы сегодня были настоящими казаками. Я вам рассказала совсем немного про казаков. Кто такие казаки, про их быт, традиции. В дальнейшем мы с вами будем знакомиться более подробно. А сейчас вы мне скажите, понравилось вам наше развлечение? Что больше всего вам понравилось? (Ответы детей).