Проектирование центра «Флористика»
статья (старшая группа)

Редколес Яна Андреевна

Опыт работы по проектированию центра детской активности для детей старшего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_10_tekst_dlya_publikatsii.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Я.А. Редколес, воспитатель,

  И.В. Зайцева, воспитатель

                                                                    МБДОУ № 10, г. Канск

Проектирование центра  «Флористика»

Исходя из  пункта 3.3.1. ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также – участков, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. С введением ФГОС ДО, а  так же в меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социальных условиях, образовательная организация должна произвести реформу собственных условий.

Вопрос о проектировании  развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми подходами, общими положениями, принципами,  задачами ФГОС ДО.  Среда, в которой ребенок проводит до 12 часов в день, это не только сопутствующее условие для нормального развития, но и образовательное средство. Обстановка  группы, окружающие предметы способствуют любознательности, развитию совокупности личностных качеств детей, творческому потенциалу, смелым пробам и открытиям.

РППС в детском саду должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом, развернуть самостоятельно игровую деятельность, при этом среда должна изменяться в соответствии с развитием потребностей детей. Воспитанник будет с интересом играть в том или ином центре детской активности, если сам принимал участие в его проектировании и создании.  

Идея перепроектирования центров детской активности  в нашей группе пришла в результате прохождения курсов повышения квалификация по теме: «Проектирование РППС в ДОУ». Тема заинтересовала нас. Мы начали работу с оценки наполняемости центров соответствующими материалами, оборудованием, литературой. Из-за ограниченного группового пространства  пришлось пересмотреть расположение некоторых игровых центров.

Реализация областей художественно-эстетического и познавательного развития,  способствовала накоплению в нашей группе композиций цветов из бумаги, природного материала, ткани. Мы обратили внимание, что у нас много материала, связанного с растениями (альбомов, гербарий, открыток и т.д.), который размещался в разных  центрах и редко использовался детьми. В центрах природы  и художественно-эстетического развития недостаточно было материала для реализации творческих идей детей, а разместить весь собранный материал в одном из данных центров не представлялось возможным.

Встал вопрос как весь этот материал собрать воедино и использовать в творческой деятельности, а также и в игре. Совместно с детьми приняли решение создать некий центр, где можно будет реализовывать их творческие идеи разных форматов, где главным объектом является цветок. Таким образом возникла идея создания центра флористики.

«ФЛОРИСТИКА» происходит от имени древнегреческой богини плодородия, весны и цветов Флоры и в широком смысле понимания обозначает создание композиций из любых растений (живых, сухих, плоских и объемных).

Нами была обозначена проблема и определены способы решения проблемы:

Проблема

Решение

Противоречие между потребностями детей в реализации творческого потенциала через использование флористики и отсутствием места и оборудования для реализации творческих идей воспитанников.

Разработка и реализация проектной идеи: «Проектирование центра «Флористики»

        Цель: реализация детского творческого потенциала, развитие эстетического вкуса, детской инициативы и самостоятельности.

        Задачи:

-создание рациональной  среды, как целостного пространства для развития творческих    способностей и активного, дружеского общения детей друг с другом посредством игровых ситуаций («студия создания открыток», «цветочный магазин», «фотостудия», «ярмарка» и т.д.);

-изучение разных видов растений, цветового круга (сочетание цветов, контраст, оттенки и т.д.);

-освоение интересных техник;

-проведение детских мастер-классов для родителей, педагогов, а так же для детей детского сада.

Работу над проектированием центра «Флористика» начали  с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

 Следующим  этапом нашей работы была беседа с детьми о месте центра в нашей группе. Определились с детьми в дизайне оборудования (цвет, размер, функционал). Вместе с ребятами была разработана эмблема и придумано название: «Цветик-семицветик».

Для комфортного нахождения воспитанников в центре, разработали с ними несколько правил поведения и оформили в виде знаков. В ходе реализации проекта дети с удовольствием брали на себя роли  дизайнеров, художников, конструкторов.

Далее составили список уже имеющегося оборудования и список того, что необходимо приобрести. Также  с детьми продумали сюжетно-ролевые игры,  игровые  ситуации, которые можно развернуть в центре.  («Студия создания открыток», «Цветочный магазин», «Фотостудия», «Ярмарка» и т.д.)

Для реализации данного проекта, мы обратились к родителям за помощью с целью наполнения  центра  недостающими материалами. Родители детей с удовольствием откликнулись на наше обращение и буквально за неделю мы собрали всё необходимое для нашей творческой деятельности.

За помощью мы обращались и к предпринимателям города, занимающихся продажей цветов (в основном это касалось засушенных цветов и лепестков роз).

Подали заявку на функциональную, эргономичную мебель, соответствующую современным требованием и стандартам в ДОУ.

 После этого мы приступили к сортировке собранного материала и  непосредственно к оформлению центра флористики. Дети с большим удовольствием и  энтузиазмом принимали участие в этом процессе.

В ходе реализации проекта «Проектирование центра «Флористика»  дети познакомились с  разными видами растений, с новыми понятиями: «флористика», «дизайн»,узнали о топиарии и как его можно изготовить из подручных и бросовых материалов. Начали осваивать  интересные техники такие как: икебана, изготовление цветов в технике оригами, цветы из салфеток. Композиции, созданные детьми используются для украшения интерьера группового пространства (украшение стены творчества, мобили),   при сервировке стола (создание салфеток – лотосов).

Центр флористики стал местом  не только  реализации творческих идей детей, но и местом, в котором можно развернуть сюжетно-ролевую игру.

Еще одним из вариантов игровой деятельности в центре является  «Фото-студия». Дети самостоятельно выбирают и изготавливают себе атрибутику для съемок, где неотъемлемой частью являться цветочная композиция.

Кульминацией нашего проекта стал флористический конкурс, который был организован  по инициативе детей и родителей.  Задача состояла в том, чтобы в домашних условиях дети с родителями создали цветочную композицию в любой понравившейся им технике, придумали название, затем  подготовили рассказ о том, что понадобилось для изготовления  и каким образом  они это делали.

После проделанной работы, дети самостоятельно презентовали свою поделку в группе перед друзьями. Каждая композиция по - своему была уникальна и красива, за что каждый конкурсант был отмечен грамотой.

В дальнейшем мы с детьми планируем  проведение детских мастер-классов не только для участников образовательного процесса нашего детского сада, но и для детей, и педагогов других ДОУ города.

Центр Флористики будет постоянно пополняться, видоизменяться,  в зависимости от возраста, потребностей и инициативы детей.

Появление в групповом пространстве многофункционального, современного центра детской активности, способствовало разностороннему и индивидуальному развитию каждого ребенка.

Литература:

  1. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г. - 96 с.
  2. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г.
  3. Образовательные пространства детского сада / А.Русаков, Т. Лапкина. – СПБ. –М.: Образовательные проекты, 2016. - 272 с.
  4. Проектирование развивающих центров детской активности в группах дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / сост. В.В. Егорова. – Красноярск, 2016. - 72 с.
  5. Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТ-ПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия).
  6. Солод Л. Искусство цветочного дизайна / М.: Эксмо, 2013. - 96 с.
  7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. –Изд. 9-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 251 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование содержания интегрированной непосредственной образовательной деятельности»

Один из важных принципов проектирования интегрированной непосредственной образовательной деятельности – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основыв...

Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольников

МДОУ ЦРР Детский сад № 142 воспитатель Миролюбова О.В. Тема: « Использование технологии детско-взрослого проектирования, как одного из способов повышения познавательного интереса у старших дошкольник...

«Проектирование воспитательно-образовательного процесса»

Данный материал представляет опыт работы по проектированию воспитательно-образовательного процесса в детском саду.  В приложении предлагается перспективное планирование и календарный план на февр...

Метод проектирования в работе учителя – логопеда ДОУ

Актуальность использования метода проектов в работе учителя-логопеда Проекты: "Кто на свете всех милее" "День победы"...

Технология проектирования как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей

Технология проектирования  как средство индивидуально-дифференцированного взаимодействия с семьей из опыта работы воспитателя И.А. Румянцевой...

Система проектирования в дошкольном учреждении УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВИДЫ ПРОЕКТОВ

Анализ существующей практики показывает, что управленческие новвоведения, которые следует понимать как процесс введения в систему управления новых постоянных элементов [15], в массе своей развиты слаб...