Научно-практическая конференция работников образования Мошковского района "Инновации в образовании"
презентация

Садовникова Оксана Петровна

"Оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"  09.01.2019

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муницепальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад «Светлячок»

 

Научно-практическая конференция работников образования Мошковского района

 "Инновации в образовании"

«Оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                         Садовникова О.П.

Мошковский район

2019

                Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В педагогическом процессе формирование творческих способностей – это необходимое условие всестороннего развития личности. В последнее время отмечается недостаточное развитие у детей мелкой моторики рук. Доказано, что ребёнок с высоким уровнем развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание. Кроме того, развитие речи также неразрывно связано с мелкой моторикой.

           Приоритетным направлением развития в нашем ДОУ является художественно-эстетическое развитие. В рамках реализации вариативной части и решения проблемы развития мелкой моторики я разработала программу кружковой деятельности по теме оригами. Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Программа рассчитана на детей 6-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

          Знакомство с искусством оригами мы начали с изучения свойств бумаги (тонкая, плотная, мнется, рвется). Затем мы начали учиться делать так называемый, «волшебный квадрат», т.к. большая часть поделок складывается именно из него. Затем пришло время изучения простейших базовых форм и умение пользоваться пооперационными картами (схемами пошаговой сборки фигурок). В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Это   стимулирует    развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания, также помогает развить у детей способность работать руками под контролем сознания,  у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Дошкольники учатся быть творцами с помощью этого древнего японского искусства. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», писал Василий Александрович Сухомлинский.

          Оригами для ребенка - это фокус, чудо! За считанные минуты ребенок может оживить немой лист бумаги, превратить его в цветы, причудливых птиц, животных. И это чудо ребенок может сотворить сам. Он сразу получает результат своего труда. Но чудо не воспринимается им как труд. Первые фигуры были простыми и исходили из базовых форм, например воздушный змей.

           Первоначально одинаковая форма приобретает индивидуальность, т.к. каждый ребенок сам выбирает цвет бумаги и как украсить, дополнить декоративными элементами свою фигурку. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Одним из средств активизации творческих способностей у детей является   включение в процесс конструирования других видов деятельности, например, театрализации. Делаются фигурки персонажей какой-либо сказки, а затем дети эту сказку разыгрывают.

             В ходе практических занятий , я отметила, что оригами совершенствует трудовые умения ребенка, использование ножниц, линейки, формирует культуру труда, учит аккуратности и терпению,  знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), включает фантазию и воображение. Занятия кружка очень хорошо помогают закреплять, разнообразить, комплексно проводить НОД, ведь их можно подобрать с учетом тематического планирования, также делать поделки на сезонные выставки детского сада.

За полгода занятий дети освоили чтение пооперационных карт, базовые формы. Во втором полугодии в планах театрализация сказки «Теремок», персонажей которой, мы будем делать вместе с ребятами.

Не перечислить всех достоинств волшебного искусства оригами в развитии ребёнка. Систематические занятия с   детьми   гарантируют их конструктивное и творческое  развитие, мелкую моторику  и как следствие успешную подготовку к обучению в школе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРИГАМИ как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель МКДОУ Октябрьского детского сада «Светлячок» Мошковского района Садовникова О.П.

Слайд 3

Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Статья для Х Всероссийской научно-практической научной конференции:"Особенности развития детей в двуязычной семье"

Детское двуязычие в настоящее время охватывает почти половину детей в нашей стране. Это позволяет прийти к выводу о необходимости активизации обучения русскому языку как неродному, а основному, начина...

«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019

quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...

Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования «Дошкольное образование: современные подходы в области Лего-конструирования и робототехники.

Выступление старшего воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Тузовой Людмилы Николаевны на тему: «...

Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023"

Республиканская научно-практическая педагогическая конференция «Никольские чтения-2023: воспитание счастливого и успешного ребенка в ХХI ВЕКЕ», посвященной 145-ой годовщине со дня рождения...