Статья о патриотическом воспитании дошкольников «С чего начинается Родина…»
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Елисеева Елена Валерьевна

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья о патриотическом воспитании дошкольников

«С чего начинается Родина…»

Подготовила воспитатель

 МБДОУ детского сада № 58 г.Иркутска

 Елисеева Е.В.

Воспитывая подрастающее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель, создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания во многом зависит будущее нашей страны.

Главная задача общества на современном этапе – это воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Разработана программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020годы». Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края, но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека.

Многими учеными, педагогами и психологами, такими как Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, А.Д.  Жариков , С.А. Козлова, Н.Г.  Комратова,  Н.К. Крупская, Л.Е. Никонова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский были исследованы разнообразные вопросы патриотического воспитания.

В своих знаменитых педагогических трудах еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что детство это каждодневное открытие мира и поэтому воспитание должно быть построено так, чтобы в этом было познание человека и Родины, величия, красоты и глубины окружающего. Основополагающим этапом при данной работе необходимо считать накопление социального опыта дошкольниками о жизни в своем крае, поведенческих норм и правил, знакомство с культурой. В первую очередь любовь к Родине начинается с любви к малой родине .

Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Его становлению способствует целенаправленное длительное воспитательное воздействие на личность с ранних лет жизни, где также имеют влияние такие условия, как образ жизни, семья, работа в дошкольной образовательной организации, школе, коллективе.

Патриотизм – широкое понятие, вбирающее в себя такие смысловые характеристики, как: привязанность к месту, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку; защита интересов Отечества и его независимости; наличие гражданских чувств; верность Отчизне; гордость за культурные и социальные достижения; наличие прочных знаний об историческом прошлом страны; соблюдение традиций; посвящение своей деятельности на благо и процветание Родины.
Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего возраста. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Дошкольная образовательная организация является той ступенью, которая закладывает духовно-нравственный потенциал в душу ребенка. Ее целью является воспитание личности имеющую активную жизненную позицию, творческий потенциал, имеющая способность самосовершенствоваться и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Только через активное включение ребенка в культуру народа можно осуществить полноценное раскрытие его личности – непосредственное проживание в культуре и традициях.

Воспитывая у детей любовь к своему городу (селу), необходимо подвести их к пониманию, что их город (село) – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях в ДОУ, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и  народных праздниках,   активно принимать в них участие. 

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.


Отчизна…Родина… Эти понятия, очертания которых мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ними неразрывной связью. У каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где он родился, сделал первый шаг в жизнь - это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, но оно не менее значимо в жизни, чем Родина – Россия. Малая родина, как светлый родник, который несёт в наши сердца любовь к родному краю. Эта малая родина раскрывается человеку в детстве, тогда же постигается впервые, с восторгом, с восхищением, а с годами, вслед за первым ощущением малой родины приходит любовь к большой Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации вариативной части основной образовательной программы в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников «С чего начинается Родина?»

В соответствии с ФГОС ДО реализуется основная образовательная программа дошкольного образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Новозоринская средняя общеобразовательна...

Проект: «Нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : «С чего начинается Родина».

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемо...

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формир...

Презентация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"

В презентации я описываю опыт работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию через разные формы работы и взаимодействие с социальными партнерами, родителями....

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников С чего начинается Родина?

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь ...

Проект: «Нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников : « С чего начинается Родина».

Актуальность: Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм стан...

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина"

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста...