Программа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников "С чего начинается Родина?"
рабочая программа (старшая группа)

Кузьмина Алена Владимировна

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой он живет, к родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.

Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира.

Презентация к проекту доступна по ссылке - https://multiurok.ru/files/programma-po-grazhdansko-patrioticheskomu-vospit-2.html

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 31 СЕЛА СВЯТОГОРЬЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Рабочая программа

по гражданско-патриотическому воспитанию детей

«С чего начинается Родина?»

для детей 5-7

Составила: Кузьмина А.В.

воспитатель

2018

Пояснительная записка.

     Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой он живет, к родному городу; расширение представлений о своей стране, знакомство с символами государства; правами и обязанностями граждан России.

     Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира.

Старший дошкольник должен быть,  сориентирован на:

  1. Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  2. Социальную солидарность – свобода личное и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

 Таким образом, применительно к ребенку 5-7 определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

                    

 Актуальность проблемы

         Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, стране, особенностях русских традиций.

         Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме гражданско--патриотического воспитания в семье.

 Цель разработки -  формирование социально-активной личности;

 Задачи:

  • формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
  • воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
  • освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам.

      Основные задачи и разделы

раздел

             задачи

1.Мой дом – моя семья

Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Родной край

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

4.Земля наш – общий дом

Формировать патриотические чувства; закреплять знание государственных символов страны; систематизировать знания о природе нашей страны.

5.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

6.Беседы о правах ребёнка

Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка».

7.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Способствовать успешной социализации детей.

                 

 Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

1.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

-Чтение художественной литературы

-Беседы

-Наблюдения

-Проблемные  ситуации

- Викторины

 -НОД

- Игровая деятельность

- Инсценировки сказок

- Совместная и самостоятельная деятельность детей и родителей

- Экскурсии в музей, к памятным местам

- Продуктивная деятельность

- Создание регионального уголка по проблеме

- Создание фильма «Святогорье  – село, в котором живу я и моя семья»

- Акции

- Семейные выставки

Групп.

Подгрупп.

Инд.

2.Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Групп.

Подгрупп.

Инд.

3.Освоение прав  детей

Беседы

Педагогические ситуации

     Ожидаемый результат  

Дети должны знать:

  1. Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  2. Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  3. Место проживания: село, область; предприятия родного города и их значимость; символику края, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну села и области; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
  4. Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
  5. Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
  6. Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
  7. Название планеты, на которой мы живем;
  8. Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Продолжительность НОД– 30 минут

  1. По  подгруппам
  2. 1 НОД в неделю для каждой подгруппы

Продукт

  1. Электронный альбом с маршрутом по достопримечательностям  России  «Знай и люби свою страну»
  2. Методическая копилка (конспекты, сценарии и т.д.)
  3. Региональный уголок по теме

Литература:

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ « Сфера»,  2004

2.Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3.С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А. Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005

4.Шорыгина Т.А. Беседы о правах  ребёнка. - М.: ТЦ «Сфера», 2008

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010

6. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная прессе,  2011

Перспективное планирование

Сентябрь

-Подобрать необходимую художественную и методическую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности.

-Разработать комплекс мероприятий по формированию у детей знаний об истории, героях, традициях, достопримечательностях родного села, края, страны.

-Сбор информации о поселке, крае, стране.

-Заинтересовать родителей темой проекта – консультации, родительские собрания

-Предварительная диагностика – модель 3-х  вопросов:

 – Что мы знаем?

 – Что мы хотим узнать?

           – Как мы это узнаем?

-Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.

Цель: определение уровня знаний детей о Родине.

Октябрь

1.«Давайте познакомимся»

2. «Земля – наш общий дом»

3. «Наша – Родина Россия, наш язык – русский»

4.«С чего начинается Родина?»

1.Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках группы, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.

2.Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.

3.Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

4.Цель: формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?

Ноябрь

1. «Малая родина. За что мы любим свой посёлок»

2. «Щедрые дары природы»

 3.«Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

4. «История возникновения герба родного края»

Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Цель: закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Декабрь

1. «Что такое генеалогическое  дерево»

2. «Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»

 3. «Право ребёнка жить и воспитываться в семье»

4. «Право ребёнка на охрану физического здоровья»

Цель: поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким , осознание важности семьи для человека.

Цель: познакомить детей с их правом на имя, отчество, фамилию.

Цель: познакомить детей с правом на жизнь и воспитание в семье.

Цель: познакомить детей с их правом на охрану физического здоровья.

Январь

Февраль

1. « Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»

2. «Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»

3. «Права и    обязанности  ребёнка»

4.Викторина «Права ребенка»

1. «Как жили славяне»

2. «Забавы вокруг  печки»

3. «Защитники  земли русской»

4. «Есть такая профессия – Родину защищать»

(рисование)

Цель: познакомить детей с их правом на охрану духовного и нравственного здоровья.

Цель: познакомить детей с их правом на воспитание в образовательном учреждении.

Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.

Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своим правам.

Цель: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печкой – главной частью избы; формировать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине.

Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Цель: Формировать у детей навыки рисования по замыслу; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину.

Март

1. «Мужчины и женщины в семье»

2. «Отражение народных традиций в национальном   костюме». Традиции семьи, группы. Традиции страны, села.

3. «Русские народные  промыслы»

4. «Как живут в деревне? Добрые избы»

Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.

Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Цель: вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне, крестьянской избе; учить изображать «лицо» рубленной избы с помощью мазка-брёвнышка , украшать её оконцами; воспитывать любовь к прошлому и настоящему русской деревни.

Апрель

1. «Многонациональная Родина»

2. «Что такое    героизм?»

3. «Боевая слава нашего народа»

4. «Знаменитые земляки»

Цель: формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и  уважение к защитникам Родины.

Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Май

1. «День Победы»

2. «Мой поселок: вчера и сегодня»

3. « Поляна детства»

4. «Мы – патриоты»

Итоговое  интегрированное НОД    на тему: «С чего начинается Родина»

Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка «Елшанка», его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.

Цель: диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.

Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.

Цель: Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как родители, родная природа, родной город, Родина. Побуждать детей к выражению своих чувств через изобразительную деятельность. Воспитывать любовь к «малой» Родине и Отечеству.

Проекты:

  1. «Святорорье – село, в котором живу я и моя семья»
  2. «Маленький дальневосточник»
  3. «Россия – Родина моя»
  4. «Традиции моей семьи» «Традиции группы»
  5. «Природа родного края»

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

        Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание  объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

       В процессе мониторинга исследуется  интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед.

 Периодичность мониторинга  устанавливается образовательным учреждением и  обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает  ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга  тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.                       

Ф.И .ребенка

/ уровни освоения знаний и умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

С

Н

Качественный уровень %

1.Родная страна:
Название страны


Название города


Домашний адрес


Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России


Герб России


Герб родного города


Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка


Народные праздники


Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны


Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)


Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия


Умение управлять своими чувствами, договориться


Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый результат

Высокий уровень-

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет  народные праздники,  игрушки,  предметы быта; называет природные богатства России,  знает природно-климатические зоны,  ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей,  умеет договориться со сверстниками,  анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках. Знает свои права. Знает, что такое «Конвенция о правах ребенка».

Средний уровень-

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.  С помощью взрослого называет права ребенка. Затрудняется с определением «Конвенции о правах ребенка».

Низкий уровень-

Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки. Не знает прав ребенка. Не может назвать документ, где написаны все права детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Нравственно - патриотическое вооспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по гражданско-патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по гражданско-патриотическому воспитанию .Тема: «С чего начинается Родина»....

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Программа по нравственно – патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» для детей от 2-7 лет

Современный мир агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, телевизионными проектами, оказывает разрушительное влиян...

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по гражданско-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" В рамках федеральных государственных требований старший дошкольник должен быть сори...