Цель: закрепить знания о безопасном поведении на улице и проезжей части;.
Задачи: закрепить знания детей о транспорте и его разновидностях; совершенствовать представления о назначении светофора и его сигналах; дать первоначальные представления о дорожных знаках; способствовать закреплению знаний о правилах перехода проезжей части.
Предварительная работа:
1. Целевая прогулка за территорию детского сада, на улицу, к дороге;.
2. Отгадывание загадок о транспорте и дорожных знаках.
3. Чтение стихов, рассказов о правилах поведения на улице.
4. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа.
5. Беседы по ПДД.
6. Рисование «Улица города», «Дорожные знаки», «Машины едут по дороге»
Материалы и оборудование: игрушка Незнайка; дидактическая игра «Собери картинку» по теме «Транспорт»; дидактическая игра «Какой это знак? ; картинки с различными ситуациями на дороге; макет улицы: дома, автобус, пешеходы, карточки с изображением сигнала светофора: красный, желтый, зеленый, магнитофон (ноутбук, записи шума самолета, улицы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель проводит работу, целью которой является налаживание контакта с детьми, необходимое для дальнейшего взаимодействия. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй легкий ветерок,
Здравствуй, милый мой дружок…
(Воспитатель подходит к каждому ребенку, смотрит ему в глаза, называя его по имени, гладит по голове или плечам).
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Помните мы с вами ходили гулять и рассматривали дорожные знаки. Вот и сегодня мы вспомним, как надо вести себя на проезжей части дороги, где ее переходить и какой транспорт по ней ездит. Ведь много неприятностей происходит именно на улице. Но я пришла к вам не одна, а с Незнайкой. Увидела его у дороги рядом с нашим детским садом. Он громко плакал, потому что не мог перейти дорогу. А как вы думаете, почему он не мог перейти дорогу?
Ответы детей: Он не знает правила дорожного движения.
Воспитатель: Да, вы правильно сказали! Он не знает правила дорожного движения. (Воспитатель обращается к Незнайке). Незнайка, а ты хочешь, чтобы ребята тебя научили всему, что они знают о правилах безопасного поведения на дороге? И тогда, ты не будешь бояться переходить улицу и узнаешь все о дороге и дорожных знаках. А вы, ребята, поможете в этом нелегком деле?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Я принесла интересную игру, которая называется «Собери картинку». И сейчас мы покажем Незнайке, какие виды транспорта движутся по проезжей части. (Дети собирают картинку из частей с изображением различных видов транспорта). Молодцы, быстро справились с заданием. А теперь я загадаю вам загадки, и мы узнаем, какие виды транспорта у вас получились, а Незнайка запомнит их.
Воспитатель загадывает загадки детям:
Этот конь не ест овса,
Вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
Для этого коня еда
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дороге он несется. (Автомобиль)
Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (Грузовик)
Ответы детей: Автобус, легковой автомобиль, грузовик, велосипед…
(Звучит гул самолета, влетает бумажный самолетик) .
Воспитатель: Незнайка предлагает нам отправиться в полет.
Воспитатель:
Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел (отводят руки попеременно и прослеживают взглядом) .
Левое крыло отвел, посмотрел.
Я мотор завожу (делают вращательные движения перед грудью) .
И внимательно слежу.
Поднимаюсь – вверх лечу (встают на носочки и раскачиваются в стороны)
Возвращаться не хочу.
(Имитируя полет самолета, воспитатель с детьми перемещаются к столу с макетом улицы) .
Воспитатель: Давайте посмотрим на макет и разберемся, где нужно переходить улицу, чтобы не сбила машина?
Ответы детей: Переходим дорогу по пешеходному переходу.
(Дети показывают на макете) .
Воспитатель: Да, ребята, правильно. А кто помогает нам перейти проезжую часть?
Ребенок читает стихотворение про светофор:
Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
Внимание, глядит в упор
На нас трехглазый светофор –
Зеленый, желтый, красный глаз
Он каждому дает приказ.
Воспитатель: Правильно, наш верный помощник – светофор.
Только выйдешь за порог
За порогом сто дорог.
За движеньем с давних пор
Правят знак и светофор.
Их ребята знать должны!
Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. В этом нам помогают три цвета светофора. А вы, ребята, знаете эти сигналы?
Ответы детей: Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель: Молодцы! И сейчас мы вместе с Незнайкой поиграем в игру «Светофор». Будьте внимательны и следите за сигналом светофора. (Звучит шум улицы. Воспитатель показывает карточки с цветами светофора. На красный цвет – дети стоят спокойно, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – маршируют) .
Воспитатель: На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Вы уже знаете некоторые знаки. Давайте вспомним, какие мы знаем знаки? (Проводится дидактическая игра «Какой это знак? ») .
На асфальте есть полоски,
И на знаке есть полоски,
Только здесь при зеленом свете,
Переходите дорогу, дети!
Ответы детей: «Пешеходный переход».
Этот знак – нам друг большой,
От беды спасает,
И у самой мостовой,
Водителей предупреждает:
«Осторожно, дети! »
Ответы детей: «Внимание, дети».
Велосипед на круге красном,
Значит, ехать здесь опасно!
Ответы детей: «Движение на велосипеде запрещено».
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя
Что за место здесь такое?
Ответы детей: «Автобусная остановка».
(Дети во время игры достают из коробочки нужные знаки и показывают Незнайке и другим ребятам) .
Воспитатель: Вот мы с вами вспомнили дорожные знаки и рассказали Незнайке, что они обозначают. А вы знаете, что когда мы с Незнайкой шли в детский сад, то делали фотографии улиц и дороги. Помогите мне найти нарушителей правил дорожной безопасности.
(Дети делятся на две команды и внимательно рассматривают картинки с различными ситуациями на дороге) .
Первая команда: При переходе проезжей части нельзя:
- Читать книгу.
- Завязывать шнурки посредине улицы.
- Нельзя бегать.
- Нельзя детям ездить на велосипеде, останавливаться и разговаривать.
Вторая команда: Порядок поведения во дворе:
- Опасно ездить на велосипеде в наушниках, можно не услышать сигнал автомобиля.
- Нельзя драться и громко кричать, не надо бросать вещи, они могут помешать другим пешеходам.
- Играть за машиной запрещено, водитель может не заметить.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сделали правильно. Вот мы и вспомнили правила поведения на улице и дороге, а также назвали знакомые дорожные знаки. Вы сегодня многому научили Незнайку. Я думаю, что вы, ребята, и ты Незнайка, будете соблюдать все правила дорожного поведения неукоснительно и подсказывать другим ребятам. Не забудьте рассказать о них своим друзьям. А в подарок мы с Незнайкой приготовили вам раскраски с автомобилями.
Литература:
Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице «Детство-пресс», 2008.
Хабибулина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду «Детство-пресс», 2011.
Данилова Т.И. Программа «Светофор» «Детство-пресс», 2009.
Степаненкова Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения, Просвещение», 1975.
Саулина Т.Ф. Три сигнала сфетофора «Просвещение», 1989.