"Взаимоотношения педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад"
статья

Кожевникова Татьяна Петровна

Новизна заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема взаимоотношений педагогов дошкольного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад, является на сегодняшний день одной из самых актуальных. Традиционные формы взаимодействия с семьей не всегда дают положительные результаты в отношениях между педагогами, родителями и детьми. Часто в процессе такого взаимодействия возникают различные противоречия. Поэтому возникла идея пересмотреть формы активной родительской позиции в условиях этих противоречий.

Новизна заключается в комбинации элементов традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников с целью формирования у них активной позиции.

Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребенка они вынуждены овладевать профессией воспитателя. И здесь, мы – педагоги детского сада готовы помочь в воспитании детей.

Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

Наблюдения показывают, что современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Многие покупают специальную литературу, некоторые получают необходимую информацию через Интернет. Но в большинстве своем они пользуются случайной литературой и бессистемно. Иногда воспитывают детей интуитивно, по принципу “как меня воспитывали”, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка, его проблемам.

Таким образом, основной идеей работы является активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

Применение эффективных форм взаимодействия с родителями и детьми по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания;

Формирование активной родительской позиции в воспитании детей и в общении с педагогами;

Привлечение внимания родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

В решении этих задач можно  использовать следующие направления:

– Изучение семьи ребенка, ее индивидуальных особенностей. Важной формой осуществления контакта с родителями станет индивидуальная работа, где обязательным условие – соблюдение педагогического такта и гибкости;

– Составление социального паспорта семьи

В дальнейшем эти данные позволят спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

– Составление алгоритма взаимодействия с семьей. Алгоритм взаимодействия включает 6 стадий, которые носят следующие названия:

-Поиск контактов при первой встрече;

-Обсуждение, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке;

-Установление общих требований к воспитанию ребенка;

-Упрочение сотрудничества в достижении общей цели;

-Реализация индивидуального подхода;

-Совершенствование педагогического сотрудничества.

-Составление плана работы с семьей.

План работы включает в себя:

– Просветительство: родительские собрания, групповые консультации, наглядно-текстовая информация, ежедневные беседы, шкатулка вопросов (по запросам родителей);

– Обучение практическим умениям: как учить стихи с детьми, обучению детей чтению и т. д.

– Вовлечение родителей в образовательный процесс: Дни открытых дверей, цель которых знакомство с достижениями детей и методами работы с ними; совместные праздники, экскурсии, досуги, выставки.

2. Формы взаимодействия с родителями

Здесь можно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями. Традиционные – коллективные и индивидуальные: родительские собрания, беседы, тематические консультации, памятки для родителей, настенная наглядная информация. Для того чтобы традиционные формы были действенными, надо стараться активизировать родителей.

Родительские собрания – это действенная форма работы общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у нас есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада и семьи.

Традиционные родительские собрания можно сделать интересными, творчески подойти к их подготовке и увидеть положительные результаты. Родители на таких родительских собраниях не являются пассивными слушателями. Они отвечают на вопросы педагогов, приводят свои примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализируют педагогические ситуации. Хорошо зарекомендовали себя собрания с просмотром видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.

Собрания можно проводить как в форме вечеров вопросов и ответов, так и устного журнала, заседаний круглого стола. Рубрики разные: “Советы специалиста”, “Говорят дети”, “Это интересно”, “Справочное бюро”, “В кругу семьи”.

Надо постараться вызвать интерес родителей к обсуждаемой на собрании теме заранее: понаблюдать за ребенком дома во время игры, какие игры любит играть ребенок, какие телепередачи смотрит ребенок, какие вопросы чаще задает и т.д. В период подготовки к мероприятию заранее сформулировать проблемную тему (“Почему ребенок не слушается?”, “Можно ли обойтись без наказания”). Но при этом не забываем учитывать потребность родителей в обсуждении данной темы.

Памятки для родителей – форма работы, в которой кратко и лаконично даны советы родителям по воспитанию детей. Они доступны для всех родителей.

Можно использовать в своей работе тематические консультации. Например, схема “Спрашивайте – отвечаем”, т.е. консультирование по запросам родителей. Причем, это может быть как устная консультация, так и письменная.

Наглядно-информационные стенды – дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. На них всегда родители находят для себя нужную информацию: режим дня, сетка занятий, информация о дополнительных услугах, кого из детей можно поздравить с днем рождения, фотовыставки, какие возрастные особенности свойственны данному возрасту и многое другое.

Наряду с традиционными формами взаимодействия, можно использовать в работе и нетрадиционные:

– Информационно-аналитические – это изучение семьи, т.е. выявление интересов, потребностей, запросов родителей и т.д.

– Досуговые – их цель – установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это – совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках.

– Познавательные – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей: проведение консультаций, собраний в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, ток-шоу, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

– Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские – организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

“Дни открытых дверей” – эта форма сотрудничества использовалась педагогами и ранее. Однако сегодня ее можно отнести к нетрадиционной в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. Дни открытых дверей помогли родителям увидеть стиль общения педагога с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов. Надо стремиться не только продемонстрировать педагогический процесс, но и вовлечь их в него. Родители в этот день свободно посещают дошкольное учреждение, знакомятся с жизнью ребенка в детском саду, видят, как он занимается, отдыхает, общается с  друзьями. Родители могут участвовать в детских играх, получить мастер-класс на занятиях по изодеятельности, на физкультурном занятии. С ними могут побеседовать специалисты дошкольного учреждения. Все это помогает родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на педагогов детского сада, на воспитание в домашних условиях.

Несмотря на различия этих форм, их объединяет одно назначение – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.

Непринужденная форма общения, обсуждение актуальных проблем воспитания, учет пожелания родителей способствует формированию активной родительской позиции. Все это является подтверждением того, что залог успешной работы с детьми лежит в сотрудничестве педагога и родителей, а также самих детей.

Мой опыт работы помог выработать ряд рекомендаций по взаимодействию педагогов с семьей:

Установите доверительный такт, верный тон разговора;

Найдите индивидуальный подход к каждой семье с учетом структуры семьи, опыта родителей, условий воспитания;

Поддерживайте уверенность родителей в собственных педагогических силах;

Объединяйте и сплачивайте родителей для помощи в решении различных вопросов организации жизни детей в группе, создавайте атмосферу сопричастности, общности интересов.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей детей, посещающих детский сад

Анкета для родителей детей, посещающих детский сад...

Вниманию родителей детей, посещающих детский сад!

Родители вправе:Приводить детей в детское учреждение и забирать их  в соответствии с распорядком дня дошкольного учреждения.Знакомиться с учебной программой и распорядком дня детского учреждения....

Памятка для родителей детей, посещающих детский сад.

Права и обязанности родителей, требования к внешнему виду детей....

Консультация для родителей детей посещающих детский сад

Современные подходы к взаимаодействию воспитателя с родителями своих воспитанников...

Памятка для родителей детей, посещающих детский сад "Что нужно знать о коронавирусе"

Памятка для родителей, как уберечь себя и ребенка от коронавируса. Источник: Яндекс.здоровье....

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений "Русские народные игры в детском саду"

Рекомендации педагогам ДОУ по использованию русских народных игр в работе с дошкольниками...