Каримова Мария Ришатовна .Мастер-класс для воспитателей по теме: «Воздух и его свойства».
методическая разработка

             Повышение профессионального мастерства педагогов с детским экспериментированием в ДОУ на примере

              ознакомления  со свойствами  воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  по теме: «Воздух и его свойства»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов с детским экспериментированием в ДОУ на примере ознакомления  со свойствами  воздуха.

Задачи:

  •  Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться с приобретенным опытом с другими педагогами.

Мотив: познавательный интерес.

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: опыты, эксперименты.  

Результат: опыт экспериментальной работы

Материал: полиэтиленовые пакеты, ёмкости  с водой, бумажные человечки, кусочки пластилина, стеклянный стакан, стаканы с водой, трубочки для коктейля, маленькие бутылки с минеральной водой, губки, воздушные шары, ниточки для завязывания шаров, ёмкости из  - под киндеров, баночки с чесноком, луком, апельсином, духи, пустая баночка, веера  из бумаги, пластмассовая бутылка из холодильника, не надутый шарик,  миска , чайник с горячей водой, красный фломастер.

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать. Детское экспериментирование является одним из эффективных методов познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса,  развивают мыслительную деятельность. В ходе эксперимента создаются ситуации,  которые ребенок разрешает посредством проведения опыта  и, анализируя, делает вывод,  умозаключение,  самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Уважаемые коллеги!

Сейчас я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с воздухом, которые можно использовать в работе с детьми. Такие опыты способствуют обогащению знаний детей о свойствах воздуха, развивают познавательный интерес и познавательную активность, наблюдательность, умение делать выводы, анализировать, активизируют и обогащают словарь детей. Подвести детей к процессу экспериментирования можно с помощью сюрпризного момента, появления сказочного героя, создания проблемной ситуации, загадки.

Например:

- Ребята, когда я шла в детский сад, мне встретился Незнайка, он был очень озадачен, Незнайка никак не мог отгадать загадку. Послушайте, может быть, вы знаете отгадку.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой. (Воздух)

-Сегодня мы с вами отправимся на поиски воздуха, попытаемся увидеть его, услышать, почувствовать, будем настоящими исследователями.

И как у настоящих исследователей у вас будут карты, где вы будете записывать результаты своих исследований. Мы отправляемся в нашу лабораторию. У вас на столе есть всё необходимое, чтобы провести наши исследования. Наденьте шапочки учёных.

Опыт 1.  Поймать воздух.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 

  •  В пакете ничего нет, он пустой. 

В: Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Давайте наберём в пакет воздух и сделаем из него шарик, закрутите его. Что в пакете?

  • Воздух.

В: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?

  • Видим.

В: Если мы видим свою руку, значит воздух какой?

  • Прозрачный, невидимый, бесцветный.

В: Развяжем пакет, выпустим воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

  • В нём нет воздуха, он весь вышел.

В: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2. Сухим из воды.

В: Вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, бумажный человечек и вода (ко дну стакана нужно прилепить с помощью пластилина бумажного человечка). Потрогайте он сухой или влажный или мокрый (трогают).

  • Сухой.

В: Перевернем стакан вверх дном и медленно опускаем его в воду, стакан нужно держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна.

Как вы думаете, каким стал человечек?

  • Человечек сухой.

В: Если человечек остался сухой, значит туда не попала вода. Как вы думаете, что помешало воде намочить человечка? (выслушивает ответы).

В: Правильно,  в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить человечка, значит, воздух занимает место.

В: Давайте ещё раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним. Что появится в воде?

  • Пузырьки.

В: Откуда они появились?

  • Из стакана.

В: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.

Посмотрите, наш человечек стал мокрым. Воздух вышел, а его место заняла вода.

Опыт 3. Игры с соломинкой. Воздух внутри нас.

В: Подуйте в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок?

  • Воздух был внутри нас.

В: Опустите трубочку в воду, подуйте в нее. Что происходит?

 Откуда появились пузыри, куда исчезли?

  • Воздух внутри нас.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается. Воздух внутри нас.

Чем больше мы вдохнём воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

Опыт 4. Пузырьки – спасатели.

В: А есть ли  воздух в воде?

-Налейте воду из бутылки. Сделайте шарики из пластилина.  Бросьте шарики в воду. Что вы видите?

  • Шарики опустились на дно стакана, а потом опять поднялись.

В: Почему пластилин опускается на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет).

В: Что происходит на дне?

  • Пузырьки облепили кусочки пластилина. Пластилин опускается на дно, всплывает и снова опускается на дно.

В: Почему пластилин всплывает и снова опускается? Кто спас шарики?

  • Пузырьки воздуха.

Вывод. В воде есть воздух, который поднял пузырьки. Пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а пластилин снова опускается на дно.

Опыт 5. Загадочные пузыри. Воздух есть и в твёрдых веществах.

В: Есть ли воздух в твердых веществах?

-Опустите губку в воду, нажмите на неё. Что вы увидели ?

  • Из губки выскакивают пузырьки.

В: Значит какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух есть и в твёрдых веществах.

В: Мы нашли невидимку. Он везде вокруг нас. Давайте запишем результаты своих опытов. Возьмите карту № 1. Где есть воздух? Воздух – газ, находится везде – в нас, вокруг нас, в воде, даже в твёрдых веществах. Отметьте в кружочках  условными знаками: вокруг нас – облачко, в нас – человечек, в воде – капелька, в твёрдых веществах – прямоугольник).

Опыт 6. Воздух легкий.

В: Возьмите воздушные шары, которые лежат у вас на столе. Надуйте шарики и завяжите их.

- Что находится внутри воздушных шариков?

  • Воздух.

- Правильно, воздух. Мы наполнили наши воздушные шары воздухом.

 -Поиграйте с шариками. Шарики легко подпрыгивают вверх, летают.

-Почему? Воздух какой – тяжёлый или лёгкий?

  • Лёгкий.

Вывод: Воздух лёгкий.

Опыт 7. Воздух не имеет запаха.

В: Вдохните носом воздух. Какого он запаха?

  • Без запаха.

В: Да, чистый воздух ничем не пахнет.

Игра «Узнай по запаху» (баночки с «пахучими» веществами)

В: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.

Воспитатель подносит баночку и  дает понюхать (чеснок, апельсин, лук, духи и пустую баночку без запаха).

-Что  вы почувствовали?

В: Как вы думаете, почему Машенька ничего не почувствовала? Она вдохнула просто чистый воздух.  Какой из этого можно сделать вывод?

Вывод:  Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воздух движется, передает запах. 

Опыт 8. Воздух не имеет вкуса

В: А есть у воздуха вкус?

-Вдохните  ртом воздух. Почувствовали что – нибудь?

Вывод: чистый воздух – безвкусный.

Опыт 9. Воздух легче воды.

В: Возьмите в руки  емкость из под киндера, попробуйте их «утопить». Почему они не тонут?

  • Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт 10. Воздух может двигаться

В: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Возьмите веер и помашите на себя. Что вы чувствуете? (легкий ветерок). Это значит, что воздух может двигаться, с помощью веера мы гоняем воздух.

Еще раз помашу веером, скажите ветерок какой? (прохладный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплое дыхание, теплый ветерок, теплый воздух).
Как вы думаете, где бывает горячий  ветер?

  • Около печки, костра, если включить фен.

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и даже горячим. Воздух может двигаться. 

Опыт 11.Воздух может сжиматься.

В: Что это?

  • Бутылка.

В:Я поставила  открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Она достаточно холодная. Наденем  на ее горлышко не надутый шарик. Затем ставим  бутылку в миску с горячей водой.

В:Что происходит ?

  • Шарик надувается.

В: Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Кто надувает шарик?

  • Воздух.

В: Да воздух он есть везде. В бутылке тоже был воздух, но он холодный .Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодную воду. Что произошло?

  • Шарик спустился.

В: Почему это происходит?

  • Шарик спустился, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

На холоде воздух сжимается. При нагревании воздух в бутылке расширяется, ему становится мало места, давление возрастает. Тёплый воздух поднимается вверх и надувает воздушный шарик. 

В: Значит какой можно сделать вывод? На холоде воздух сжимается, а при нагревании расширяется. Воздух упругий.

В: Ребята, запишем  результаты опытов в наших картах. Какой же у нас воздух?( Где правильное утверждение ставим плюс. Если нет -  зачеркиваем красным фломастером. Воздух прозрачный, невидимый, без цвета, лёгкий, без запаха, без вкуса, легче воды, может двигаться.

В:Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами были исследователями, первооткрывателями, учеными. Мне очень понравилось, как вы участвовали в экспериментировании. Все были внимательны и активны, проявили любознательность.

В: А вам понравилось быть исследователями, проводить опыты? Ответы детей.

- Что вы узнали нового о воздухе, его свойствах?

Сейчас проверим, что вы узнали о воздухе и его свойствах. Предлагаю поиграть.

Игровое упражнение

Предлагают встать в круг. Если вы согласны с утверждением о воздухе, хлопаете в ладоши, если не согласны – топаете ногами.

- Вокруг нас находится воздух

- Мы вдыхаем и выдыхаем воздух

- Человек может долго не дышать и жить без воздуха

- Воздух легкий

- Но вода еще легче воздуха

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим

- Чистый воздух имеет вкус мороженого

- Чистый воздух не имеет вкуса и запаха

- Воздух может двигаться и перемещать предметы

- Ветер – это движение воздуха

- Воздух бывает холодным, теплым и даже горячим

В: Уважаемые педагоги! Надеюсь, что мастер-класс вам понравился.

Мы на практике рассмотрели особенности детского экспериментирования, убедились, что экспериментирование является наиболее эффективным средством ознакомления детей с миром окружающей живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения, развивается речь. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей.

Желаю всем вдохновения и успехов в профессиональной деятельности!

Спасибо за участие!







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каримова Мария Ришатовна .Организация непрерывной образовательной деятельности детей старшего возраста.Квест - игра "в поисках герба"

Создание  условий  для развития познавательного интереса и логического мышления к достижению поставленной цели посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест - т...

Каримова Мария Ришатовна .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста на тему: «По следам сказок Шарля Перро»

Создание условий для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребенка в рамках интеграции образовательных областей....

Мастер-класс для начинающих воспитателей по теме: "Картонная кукла в народном костюме своими руками."

МБДОУ Детский сад № 18  Мастер-класс для начинающих воспитателей по теме: "Картонная кукла в народном костюме своими руками." Подготовила:  воспитатель Багдасарян А.Г.Мар...

Мастер-класс для педагогов по экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства»

Цель мастер-класса: продемонстрировать  воспитателям некоторые виды экспериментирования с воздухом.Задачи: Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дош...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...