Консультация для воспитателей "Игры для детей раннего возраста"
консультация

Кочетова Марина Игоревна

Приведены некоторые игры, которые способствуют формированию потребности в общении и помогают организовывать эмоционально-практическое взаимодействие со сверстниками детей раннего возраста (2-3 года).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ И ПОМОГАЮЩИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (2-3 года)

1 Игры в парах. Лучше всего начинать играть с первых дней прихода в ДОУ, пока еще не собралась вся группа. Если же с самого начала в группе больше 4-5 детей постарайтесь все же найти возможность для организации общения в парах. Сама по себе встреча двух детей не достаточна для начала общения. Другой ребенок для малыша еще не является полноценным партнером для общения. Необходимо обратить его внимание на то, что другой ребенок - такой же как он: у него такие же глазки, ручки, он умеет так же говорить, бегать, смотреть и отвечать. Предлагаемые игры и приемы помогут наладить контакты малышей на самых первых этапах их знакомства.

Вместе на коленках у взрослого.

Предложите двум детям поиграть с вами. Сядьте на стул и посадите их к себе на колени так, чтобы они смотрели друг на друга. В этой ситуации можно предлагать детям различные задания. Предлагаемые игры помогут детям ощутить общность, увидеть, что другой ребенок может делать так же.

  • Рассматривание

Этот прием поможет вам направить внимание детей друг на друга, научить малышей видеть особенности другого. Ласково обняв обоих, взрослый обращается к одному из них: «Посмотри, кто с нами сидит, видишь, какие у него красивые глазки, какая у него улыбка. А у тебя какая? Это Ванечка. Правда он хороший, тебе он нравится? У тебя волосики черные, а у него - белые. А теперь посмотри, какие у него глазки» и т.д. Таким же образом можно обратить внимание малыша на губы, ручки, ножки, тапочки, кофточку и пр.

После такого совместного рассматривания можно перейти к подражательным действиям.

  • Знакомство

Представьте детей друг другу по имени. Спросите, как ребенка называют мама, папа, бабушка. Попросите партнера повторить имя ребенка. Ласково поглаживая каждого малыша, скажите: «Это - Машенька. Смотри, какая она красивая, как она улыбается. У нее голубые глазки, видишь? А у тебя какие? и пр.» Предложите детям ещё раз рассмотреть лицо, одежду партнера.

  • «Делай как я».

Взрослый показывает разные движения и предлагает детям повторить их и показать друг другу. Инструкция простая: «Внимательно смотрите, что я буду делать, повторяйте за мной, а потом - покажите друг другу» Каждое новое движение взрослый комментирует, напоминая детям последовательность действий. «Сейчас я улыбаюсь. Теперь улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь улыбнитесь друг другу». Можно нахмурить брови, «показать нос», сложив руки трубочкой, «смотреть через подзорную трубу», надуть щеки, высунуть язык и пр. Чем более выразительно и эмоционально вы будете показывать движения, тем лучше. Детям очень нравится игра «Дуем-дуем». Взрослый надувает щеки и сначала слегка, а потом сильнее дует попеременно то одному, то другому ребенку в лицо. Затем можно попросить детей подуть в лицо друг другу.

  • «Сорока».

Держа ребенка на коленях или сидя напротив него, воспитатель берет ручку малыша в свою руку и указательным пальцем делает круговые движения по его ладошке, выразительно приговаривая: «Сорока-сорока, Где была?» - «Далеко Кашку варила, Деток кормила, Этому дала (загнуть один пальчик), Этому дала (загнуть второй пальчик), Этому дала (загнуть третий пальчик), Этому дала (загнуть четвертый пальчик), А этому ничего не дала. Ты дров не рубил, Печь не топил, Воду не носил, Каши не варил. Не будет тебе каши».

  • «Цап»

 Воспитатель берет раскрытую ладошку ребенка своей рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали «Прячьте пальцы! Цап!». С последним словом он захлопывает ладошку малыша, захватывая ею свой палец.

Когда малыши освоятся друг с другом у вас на коленях, можно предоставить им большую самостоятельность.

  • Подражание

Поставьте одного из малышей на пол и предложите ему сделать то, что он умеет: похлопать в ладошки, попрыгать, потопать ножками, помахать ручками, покружиться на месте и пр. Можно показать эти движения или ласково помочь их осуществить. Потом, обращаясь к его партнеру скажите: «Смотри, как Ванечка умеет. А ты так можешь? Давайте вместе похлопаем в ладоши, а теперь попрыгаем как зайчики, помашем ручками, как птички и пр.». При этом взрослый сам подает пример и стимулирует одновременные действия детей. Если один из детей отказывается, не надо настаивать. Достаточно того, что он смотрит на действия другого и реакцию взрослого.

  • «Игрушечный телефон».

Взрослый сжимает руку и подносит ее к уху, изображая разговор по телефону. Затем он говорит: «А сейчас я позвоню Машеньке, ты будешь со мной разговаривать?» Если ребенок соглашается, взрослый показывает ему, как надо «брать трубку» и разговаривать. Тема для разговора должна быть максимально простая (можно узнать, что ребенок делал вчера или собирается делать сегодня, какие мультфильмы он любит и т.п.). Потом поговорите с другим ребенком. Если детям нравится игра, предложите им позвонить друг другу. Скорее всего, дети будут испытывать затруднения в выборе тем для разговора. Подскажите им, направляя каждый вопрос и ответ малышей.

  • Прогулки в парах

Помогите детям взяться за ручки и пройтись вместе по комнате. Обычно простое хождение парами является для детей второго года жизни важным и новым опытом, вызывает у них много положительных эмоций. Для того чтобы эти действия действительно доставили детям удовольствие, необходимо не только постоянное присутствие взрослого, но и его восхищение и поддержка. Не скупитесь на восторженное выражение эмоций - «Ой, как хорошо детки ходят, какая замечательная парочка у нас появилась ....»

Если в вашей группе присутствуют другие дети или взрослые, привлеките их внимание к происходящему: «Посмотрите, как Ваня с Анечкой замечательно гуляют вместе, как они умеют держаться за ручки». Если дети охотно откликаются на ваши предложения, можно расширить репертуар совместных действий. Помогите им обнять друг друга за плечи и посидеть рядышком, потом сесть и встать несколько раз.

  • «Прятки с предметами».

Для данной игры необходима любая маленькая игрушка или предмет. Желательно, чтобы этот предмет не был слишком ярким и привлекательным и не отвлекал детей друг от друга. Покажите игрушку малышам и познакомьте их с правилами игры: «Сейчас мы с Машенькой спрячем игрушку, а Митенька ее найдет». Взрослый прячет предмет в карман или в складки одежды ребенка на глазах у партнера и предлагает найти его. Дети буду радоваться находке, даже если ее поиск не будет для них сложным. Когда ребенок начнет легко находить игрушку, спрятанную у него на глазах, можно прятать ее, попросив ребенка зажмуриться.

  • «Угадай, в какой руке».

Взрослый показывает детям игрушку, прячет ее в кулак за спиной. Затем предлагает детям по очереди угадать, в какой руке спряталась игрушка.

2. Игры вместе. Освоив игры первого этапа, дети уже научились общаться в парах, видеть сверстника. Задачей этого этапа является объединение для совместных игр нескольких детей. Все игры этого этапа построены на простых, доступных, хорошо знакомых малышам движениях, но поскольку дети выполняют эти движения все вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями сверстника, считаться друг с другом. Эти игры приучают ребенка прислушиваться к сверстнику и ко взрослому.

  • «Делайте как я»

Поставьте несколько (5-7) детей в круг так, чтобы каждому из них хорошо было видно всех сверстников. Предложите им выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы все с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки, и т.д.)». Далее, обратите внимание всех детей на какого-нибудь одного ребенка: «Ребятки, посмотрите, какая Машенька молодец, как здорово у нее получается топать ножками! Машенька, покажи нам как ты это делаешь». Если ребенок стесняется и отказывается показывать, начните выполнять движение вместе с ним. Затем обратитесь к детям: «А кто умеет также хорошо, как Машенька топать ножкой?» Дети с удовольствием начнут повторять движение за ребенком. Потом похвалите другого ребенка и снова предложите повторить за ним движение. В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, можно ее усложнить, предложив ребенку выходить в центр круга и самому придумывать какое-нибудь новое движение, которое все дети будут повторять.

  • «Ласковая цепочка»

В эту игру лучше играть с небольшим количеством детей (около 5-ти). Посадите детей в круг на ковер поближе друг к другу. Сядьте сами между детьми и погладьте по голове ребенка, сидящего слева от вас: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Ванечка, какие мягкие у него волосики! А Ванечка сможет ласково погладить по головке Сонечку». Предложите Ванечке погладить по голове ребенка, сидящего рядом с ним: «Ванечка, посмотри, какие красивые волосики у Сонечки, потрогай их». Если ребенок не решается, помогите ему: положите его ручку на голову ребенка. Затем, обратитесь к следующему ребенку. Комментируйте действие каждого малыша, ласково называя их по имени. Когда каждый ребенок погладит по голове сидящего рядом, запускайте цепочку снова, придумав другое действие (потрогать за нос, обнять за плечи, хлопнуть в ладошки, и т.д.) Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.

  • «Веревочка».

Для этой игры понадобится не очень тонкая, но и не очень толстая веревка (чтобы детям было удобно держать ее в руке). Длина веревки зависит от количества участвующих в игре детей. Посадите детей в ряд на стульчики и положите им на колени веревку. Позвольте им некоторое время поиграть с ней: потрогать, помять, покрутить, намотать. Затем, вложите в правую руку каждого ребенка эту веревочку и попросите их встать (дети должны находиться на расстоянии вытянутой руки друг от друга). «Ребятки, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. А чтобы вы не заблудились и не растерялись, крепко держитесь за эту веревочку и не отпускайте ее». Встаньте впереди всех детей, возьмите в правую руку веревочку и начинайте двигаться, произнося слова: «Детки по лесу гуляли и грибочки собирали (идите медленно, наклоняйтесь, делайте вид, что собираете грибы свободной рукой). По тропиночке бежали (постепенно ускоряйте темп, переходите на бег). На поляночке скакали (прыгайте). Вокруг елки танцевали (опишите круг и замкните веревочку, взяв другой ее конец в левую руку, пройдитесь приседая по кругу)». Позже игру можно усложнить, расставив по группе стулья (деревья), между которыми дети будут гулять. Это потребует от них большей согласованности действий, так как стулья нужно будет обходить. В эту игру также хорошо играть на прогулке, или выводить малышей на прогулку не парами, а друг за другом за веревочку.

  • «Догонялки».

Дети очень любят играть в догонялки и бегать друг за другом. Но очень часто эта игра превращается в хаотичное перемещение детей по группе, они толкают друг друга, натыкаются на предметы мебели и игрушки. Чтобы предотвратить это, попробуйте организовать игру таким образом: «Ребятки, сейчас мы с вами поиграем в догонялки. А водить будет Вовочка». Если ребенок отказывается водить, предложите эту роль другому малышу, или спросите, кто хочет водить. Посадите ребенка, согласившегося быть ведущим на стульчик. Отойдите вместе с остальными детьми в другую часть комнаты и начинайте медленно приближаться к ребенку, сидящему на стуле: «Мы веселые ребята, Любим бегать и играть! Ну, попробуй нас догнать, Раз, два, три, четыре, пять! (Е. Тихеева)»

После слова «пять», вы говорите детям: «Разбегайтесь все скорее, а ты, Вовочка, догоняй их». Малыш бежит за детьми, пытаясь кого-нибудь поймать. «Вот, Катя не смогла убежать, значит теперь она будет водить». Ребенок, которого поймали, садится на стул, и игра повторяется. Эту игру лучше проводить в спортивном зале, или в помещении, где много свободного места, чтобы исключить возможность травмирования детей.

  • «Шумелка».

Эту игру не нужно специально организовывать. Каждый ребенок может быть занят каким-то своим делом. Зайдите в группу, где играют дети и привлеките их внимание к себе, скажите: «Ребятки, я слышала, к нам в гости серый волк собрался, а мы же не хотим, чтобы он пришел?» Дети, конечно же, скажут, что им не нужен серый волк. Тогда предложите им прогнать волка: «Давайте, мы с все дружно пошумим, чтобы волк испугался и убежал в свой лес». Возьмите первый попавшийся под руку предмет (кубик, формочку) и постучите им по столу. Предложите детям сделать то же самое. Они начнут барабанить различными игрушками по столу, полу, стульям, по другим игрушкам. «Вот какие молодцы, а теперь давайте покричим, чтобы волк еще больше испугался и никогда больше не захотел приходить к детишкам в гости». Малыши с удовольствием начнут громко кричать, прогоняя волка.

Возможно, не все дети захотят принять участие в такой игре, не принуждайте их кричать или топать ногами. Посмотрев, как эмоционально делают это их ровесники, они тоже «заразятся» этой забавной игрой и с удовольствием примут в ней участие.

3. Пальчиковые игры. Способствуют сближению детей, помогают ребенку увидеть сверстника, развивают чувство общности и сходства, учат согласовывать движения. Кроме того, игры с пальцами способствуют развитию мелкой моторики, внимания, воображения, воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Помогают активизировать чувственное восприятие малыша и одновременно создают между ним и взрослым, а также между сверстниками близость и доверие. Эти игры очень хорошо успокаивают детей, поэтому целесообразно проводить их, если малыши слишком расшалились, перестали слушать взрослого, например, после активных, подвижных игр. Самые простые игры не предусматривают непосредственное взаимодействие малышей друг с другом. Дети просто повторяют движения вслед за взрослым, но поскольку взрослый постоянно обращает внимание малышей на то, как хорошо у них получается и выделяет некоторых сверстников, дети обращают внимание друг на друга. Пытаются действовать так же, как сидящий рядом ребенок. Это развивает у малышей чувство общности, желание действовать вместе и одинаково.

4. Хороводные игры.

Совместные игры помогают сблизить детей, научить их видеть и учитывать сверстника и испытывать радость от взаимодействия с ним. В раннем возрасте для этой цели наиболее удачно подходят хороводные игры, которые построены на основе сочетания повторяющихся простых движений со словом. Одновременное многократное повторение движений объединяет детей, удовлетворяя их потребность в подражании. Центром притяжения в таких играх является взрослый: он вносит новую игру в жизнь детей и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Очень важно, чтобы взрослый заражал детей своим артистизмом, живостью и радостью. Дети еще не могут самостоятельно организовать игру и если не делать этого специально, контакты детей будут непродолжительными, парными и строиться вокруг предметов, которые способствуют разделению, а не объединению детей.

  • «Мы топаем»

Дети, также как и в предыдущей игре стоят в кругу вместе с воспитателем, и, глядя на него, выполняют соответствующие движения под песенку на стихи Е. Тихеевой: «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, качаем головой, качаем головой. Мы ручки поднимаем,  мы ручки опускаем, мы ручки подаем и бегаем кругом».  Дети топают ногами, хлопают руками, качают головой, поднимают ручки, опускают ручки, берутся за руки, бегут по кругу.

  • «Раздувайся пузырь»

В неё могут играть от 4 до 10 детей и взрослый, при чём все они действуют одновременно и одинаково. Но эта игра требует большей согласованности движений – её участники должны приспособиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движений. Для этого нужно быть очень внимательным к партнёру. В то же время эта игра всегда забавляет малышей и приносит им массу удовольствия.

Все участники игры берутся за руки и образуют один общий круг. "Посмотрите, какой большой круг у нас получился, - говорите вы, - Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок". Все дети становятся тесным кружком и вместе с вами начинают "раздувать пузырь": наклонив головы вниз, они дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. Время от времени они выпрямляются и набирают воздух, а потом снова наклоняются и со звуком "ф-ф-ф" выдувают воздух в свою "трубочку", как будто надувают воздушный шар. Так повторяется 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, как будто пузырь немного увеличился. Потом все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад со следующими словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой! Оставайся такой, да не лопайся!!!»

Получается большой растянутый круг. Вы входите в него, дотрагиваетесь до каждой пары соединённых рук, проверяя их на прочность. Потом вдруг сообщаете: "Лопнул пузырь!". Все хлопают в ладоши, произнося слово "Хлоп!" и сбегаются в кучку к центру. После этого игра начинается сначала.

  • «Карусели»

Кружась одновременно в темпе, который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то замедляется, то ускоряется и вместе переживают радость от такого развлечения. Важно, что эта игра не только забавляет ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Как и в предыдущей игре, всё начинается с образования круга. "Сейчас мы будем кататься на карусели!" - говорит воспитатель. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась". Держась за руки, все движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле-еле-еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два, вот и кончена игра»

Карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется и на слова «раз-два все останавливаются и кланяются друг другу.

  • «Все захлопали в ладоши».

Попросите детей, участвующих в игре взяться за ручки. Возьмите ребенка, стоящего с краю за руку и сомкните круг. Начинайте петь песенку на мотив «Во саду ли в огороде...»: «Все захлопали ладошки дружно, веселее. Застучали наши ножки громче и быстрее. По коленочкам ударим, тише, тише, тише... Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше... Завертелись наши ручки, снова опустились.  Покружились, покружились и остановились».

Дети хлопают в ладошки, топают ножками, хлопают коленкам, медленно поднимают ручки вверх, затем все поворачивают кисти рук то вправо, то влево и опускают ручки.

Источник: Смирнова О. Е. «Игры, способствующие развитию общения в раннем возрасте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Консультация для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста» Первая младшая группа

Адаптация - это не только процесс привыкания к детскому саду,но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....

Консультация педагога для родителям детей раннего возраста "Здоровое питание- основа воспитания!"

В статье говорится о важности разумного подхода к организации питания детей раннего возраста. Материал будет полезен молодым родителям, а так же педагогам групп раннего возраста и медицинским работник...

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей «Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»

"Воспитание детей раннего возраста в семье» «Наши дети на свет родились, чтобы радостно жить!»...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...