Главные вкладки

    Семинар - практикум для родителей "Развитие речи детей дошкольного возраста - фундамент для ребёнка
    материал

    Белозерова Александра Васильевна

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

    "Средняя общеобразовательная школа № 6" дошкольные группы

     

     

    Семинар - практикум для родителей

    на тему:

    Развитие речи детей лошкольного возраста - фундамент - для ребёнка"

     

     

     

    Воспитатель:

    Белозерова Александра Васильевна

     

    г. Югорск

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_-_praktikum_dlya_rodteley.docx23.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум для родителей
    «Развитие речи детей дошкольном возрасте – фундамент для ребёнка»

     

    Введение

    Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связанности и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх, не проявляют интереса к письменной речи. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.

    Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

    Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.

    Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с родителями направленную на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи ребенка, зависит благоприятное в дальнейшем развитие речи и мышления ребенка, успешное обучения в школе.

    Цель:

    • Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми;
    • Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
    • Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей;
    • Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.

      Задачи:

    • Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности;
    • Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;
    • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.

    Методы и приёмы образовательной деятельности:

    • Наглядный, наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
    • Информационно - рецептивный – совместная деятельность педагога и родителя;
    • Словесный – описание и объяснение;
    • Игровой – использование игр для организации деятельности;
    • Практический.

    Ожидаемые результаты:

    • Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей;
    • Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
    • Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей;
    • Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей;
    • Повысить уровень развития речи детей.

    Ход семинара-практикума:

    Практическая часть. Игра.

    «Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить».

    Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь.

    Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.

    Игра «Подбери признак».

    Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

    Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают.

    Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

    Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

    Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

    Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

    Шляпа (какая?) – черная, большая…

    Туфли (какие?) – осенние, красивые…

    Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

    Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

    Шуба (какая?) - меховая, теплая…

    Игра "Найди противоположное слово".

    В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова.

    Сахар сладкий, а лимон .....(кислый).

    Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

    Огонь горячий, а лед .....(холодный).

    Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

    Река широкая, а ручей ....(узкий).

    Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

    Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

    Игра «Пословицы и поговорки».

    Цель игры - развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

    «Ученье - свет, а неученье - тьма».

    «Меньше говори, а больше делай».

    «Труд кормит, а лень портит".

    «Готовь сани летом, а телегу зимой».

    «Большая работа лучше большого безделья».

    «Лето собирает, а зима подъедает».

    «Чужбина - калина, родина – малина».

    Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».

    Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.

    - Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

    Он на севере живет, вместо сена мох жует.

    - Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

    Разлинованы лошадки от копыт до головы.

    - Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты,

    черненькие глазки, остренькие зубки.

    - Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

    - Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

    Игра «Речевые аналогии».

    Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.

    Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

    Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

    Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

    Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

    Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

    Игра «Назови лишнее слово»

    Среди имен существительных

    Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

    Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

    Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

    Среди имен прилагательных.

    Грустный, печальный, унылый, глубокий;

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д.

    Среди глаголов

    Думать, ехать, размышлять, соображать;

    Бросился, слушал, ринулся, помчался;

    Ненавидеть, презирать, наказывать;

    Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

    Пришел, явился, смотрел;

    Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

    Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

    Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

    Заключение:

    Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

    И в завершении рекомендации:

    • Поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
    • Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия;
    • Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;
    • Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей;
    • Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
    • Развивайте умения письменной речи: читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы;
    •  Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Играем и общаемся с ребенком! Семинар-практикум для родителей и детей дошкольного возраста

    Первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение с взрос¬лым человеком. Многие родители не задумываются над вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и...

    Организация семинара-практикума по речевому развитию детей дошкольного возраста.

    Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения. Педагоги должны знать и понимать пути речевого развити...

    Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад.   Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...

    Семинар-практикум «Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

    Педагогам представлен мастер-класс по играм на развитие памяти  дошкольников с учетом лексических тем....

    Городской семинар – практикум по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

    Педагоги из 14 детских садов города приняли участиев увлекательной квест – игре «Экологическими тропами»....

    Семинар - практикум: "Дидактические игры для детей дошкольного возраста"

    Цель: Систематизировать и углубить знания педагогов по теме "Дидактические игры для детей дошкольного возраста". (Слайд № 1)Основные функции дидактической игры.Дидактическая игра предст...

    Семинар-практикум "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками"

    Семинар - практикум      Развитие связной речи у  детей дошкольного возраста         через знакомство с  русско-народными сказками ...