Главные вкладки

    Играем и общаемся с ребенком! Семинар-практикум для родителей и детей дошкольного возраста
    методическая разработка (младшая группа) по теме

    Первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение с взрос¬лым человеком. Многие родители не задумываются над вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка  еще в раннем детстве. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве.         Цель данной работы: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konkurs.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

    Играем и общаемся с ребенком!

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Автор:

    Дуреева Елена Сергеевна,

    Педагог – психолог

    МБДОУ д/с №1 «Рябинка»

    Промышленная 2011

    Играем и общаемся с ребенком!

             Цель: развитие взаимоотношений детей и их родителей посредством включения в совместную игровую деятельность. Создание положительного благоприятного климата, обеспечивающего сближение, взаимопонимание детей и взрослых.

           Семинар-практикум состоит из двух частей: теоретический блок и практический блок.

           Количество участников:4-6 человек.

           Время проведения: 40 минут.

           Место проведения: музыкальный зал или кабинет педагога - психолога.

    1 часть: теоретический блок

           Теоретический блок проводится без детей.

    Педагог-психолог: С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для ребенка именно эмоциональное общение с взрослым человеком. Многие родители не задумываются над вопросом - общение происходит само собой, им довольны и родители, и дети. Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка  еще в раннем детстве. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают детей так, как их самих воспитывали в детстве. В это же время, способ нашего взаимодействия с ребенком зависит от моды в обществе на определенные педагогические идеи. А также от нашего ближайшего окружения-родственников и друзей, от стиля общения между другими членами семьи, от возраста родителей, от условий быта, и от многих других причин. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми - деловое и личностное, общение со сверстниками. И все-таки, общаться с ребенком просто и радостно. А чтобы общение всегда было полезным и взрослому, и ребенку родителям, можно использовать несколько правил.

    Безусловно, принимать ребенка – значит любить его просто так, просто за то, что он есть.

    Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

    Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

     При поступлении ребенка в детский сад, круг общения расширяется-добавляется общение со сверстниками, воспитателями и другими работниками ДОУ.  

    Обычно  дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Цель  эмоциональных игр - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

    При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт. Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

    - знакомство;

    - игры с использованием игрушек и предметов;

    - контакт руками;

    - телесный контакт.

                 Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

    Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой.

    Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки.

    В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает.

    В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны.

    В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения с взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый - один ребенок).

    Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать занятие с проведения одной из  игр и в том случае, если контакт ребенка с взрослым уже наладился.

    Упражнение «Ассоциации»

    Родители получают задание нарисовать ассоциации, которые возникаю у них при словосочетании «эмоциональное общение». После выполнения  упражнения выслушиваются ответы и демонстрируются их рисунки.

    2 часть: практический блок

    При окончании теоретической части приглашаются дети. (Игры практического блока могут быть разными в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. См. Приложение)

    Упражнение «Знакомство»

    Все участники садятся в круг, каждый кратко называет свое имя и с кем он находится здесь.

    Игры для налаживания контакта с ребенком

    Игра  «Дай ручку!»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

    - Давай здороваться. Дай ручку!

    Чтобы не испугать детей, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик - лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

    Игра «Привет! Пока!»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

    - Привет! Привет!

    Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

    - Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

    При прощании игра повторяется - педагог машет рукой.

    -Пока! Пока!

    Затем предлагает малышу попрощаться.

    - Помаши ручкой на прощание. Пока!

    Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

    Игра «Хлопаем в ладоши!»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

    - Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

    Хлопаем  мы в ладоши, будем мы хорошие!

    Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

    -Давай похлопаем в ладоши вместе.

    Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими.  Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

    Игра «Ку-ку!»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

    Оборудование: кукла Петрушка (в ступке или в бутылку, а снизу палочка, дергаем вниз, Петрушка оказывается в бутылке).

    Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

    - Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами:

    - Ку-ку!  Это я, Петрушка! Привет!

    Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

    Игра «Лови мячик!»

    Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

    -Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

    Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

    - Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

    Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

    Игра «Петрушка»

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

    Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

    - Я Петрушка - веселая игрушка! Привет-привет!

    Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

    - Давай здороваться! Дай ручку!

    После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

    - Давай хлопать в ладошки - хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

    Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Игры для налаживания эмоционального контакта взрослого и ребенка.

    Котёнок

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

    Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

    Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

    - Смотри, какой к нам пришёл котенок - маленький, пушистый. Давай погладим котенка - вот так.

    Действие сопровождается стихотворением:

    Киса, кисонька,  киcуля! Позвала котёнка Юля.

    Не спеши домой, постой! И погладила рукой.

    Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

    Солнечный зайчик

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

    Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

    - Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает - прыг-скок!

    Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

    - Потрогай зайчика - вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает - поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке - не дocтaть!

    Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями - дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

    Шарик

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

    Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

    - Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

    После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

    - В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал - вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

    Платочек

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

    Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру,  расположившись на диване или сидя на ковре.

    Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

    - Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

    Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу - накиньте платок ему на голову.

    -Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!

    После этих слов стяните платок с головы ребенка, обнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

    Прятки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: большое одеяло или плед.

    Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

    В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра.

    Водящий взрослый может намеренно, не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места - под стол, в шкафы и т.д. - со словами:

    - Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

    Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции - напряжение и. возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается - ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

    Хлопушки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

    Детка хлопать так умеет! Своих ручек не жалеет! Вот так, вот так-так. Своих ручек не жалеет!

    Коготки-царапки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

    Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

    У белого котенка

    Мягкие лапки.

    На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы - котенок «выпускает» коготки-царапки.

    Но на каждой лапке кoгoтки-цapaпки!

    Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

    Киса, Киса! Брысь!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку, для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, Киса!». Как прогоняют кошку со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить - при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

    - Давай пoигpaeм в кошечку! Когда кошечку гладят - «Киса! Киса!» - держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» - быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!

    Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника - ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.

    Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.

    По ровненькой дорожке!

    Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

    По ровненькой дорожке.

    По ровненькой дорожке.

    По кочкам, по кочкам,

    По ухабам, по ухабам.

    Прямо в яму-

    Бух!

    Тушки-тутушки!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

    Тушки-тутушки!

    Сели на подушки. Пришли подружки. Столкнули с подушки - Бух!

    Тритатушки - три-та-та!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

    - Тритaтyшки - три-та-та! Тритaтyшки - три-та-та!

    Качели

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

    - Ты любишь качаться на качелях? Давай пoигpaeм в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей - покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

    - Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

    Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей - вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

    Часики

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

    - Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!». Давай поиграем в часы!

    Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов - осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

    - Часики тикают: тик-так! Тик-так!

    Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, - часики могут тикать медленно и быстро.

    Догоню-догоню!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

    -Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!

    Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить - дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог  ловит ребенка - обнимает его, тормошит.

    Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать, попробуйте в другой раз.

    Ладушки  

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

    - Давай похлопаем в ладоши - вот так.

    Ладушки-ладушки!                   Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши-

    - Где были?

    - у бабушки!

    -Что ели?

    -Кашку!

    -Что пили?

    -Бражку!

    Кашку поели,

     Бражку попили!

    У-у-у-У, полетели!

    На головку сели!

    На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

    Сорока-белобока

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.

    Сорока-белобока

    Кашку варилa,

    Деток кормилa:

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    А этому не дала:

    Ты, сынок, мал.

     Нам не помогал. Тебе каши не дадим.

    Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке - «мешает кашку».

    При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца.

    При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.

    Коза рогатая

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.

    Идет коза рогатая,

    Идет коза бодатая,

    Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп: «Кто каши не ест? Кто молока не пьет? Того забодаю, 3абодаю, за6одаю!»

    Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец, чтобы получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

    Целью семинара - практикума "Особенности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста" является актуализация знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей ...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: проблемы и задачи»

    На современном этапе развития нашего государства, на фоне введения ФГОС ДО, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.В последнее время возросло внимание к проблемам ...

    Семинар - практикум "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Данный семинар я проводила со своими коллегами 13.11.2013г. в ГБОУ СОШ №1098 города Москвы дошкольном отделении №6 (ЦРР-Детский сад №2659)...

    СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «РАЗВИТИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Формирование методической компетенции педагогов в области развития продуктивных видов деятельности, обучение методическим приемам организации совместной деятельности ребенка и взрослого, детского колл...

    Семинар-практикум для педагогов «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья, повышением мотивации его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий»

    Дошкольное образование выдвигает на передний план цели по охране жизни и здоровья детей, заботу об эмоциональном благополучии, психическом и физическом развитии, а также интеллектуально-личностное раз...