Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.
рабочая программа (младшая группа)

Оля Тимакова

Обучение элементарным обследовательским действиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.2. Обучение элементарным обследовательским действиям

        Дошкольное детство - оптимальный период для развития познавательной сферы. Познание начинается с восприятия. Полноценное выявления сенсорных способностей, усвоенные сенсорные эталоны и их применение уже на этапе младшего дошкольного детства - вот необходимое обоснование для общего умственного развития ребенка.

        По мнению С.В. Маланов основой развития дошкольников является эмпирическое обобщение собственного чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а обобщаются с помощью образных средств.

        Вот почему в дошкольном возрасте особое значение приобретают организация детского сенсорного опыта, обобщение и фиксация опыта в виде эталонов, символов, условных обозначений, моделей и т.д., которые не даются ребенку для пассивного усвоения, а открываются нем как обобщение собственного опыта. В процессе обучения обобщенных способов обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов повышается уровень зрительного восприятия, что и помогает малышам понять основные соотношения: часть - целое, предмет - предмет, предмет - система предметов.

        Для обогащения сенсорного опыта дошкольников используются дидактические игры, потому что игра, как ведущий вид дошкольников создает большие возможности для познания различных предметов, для их классификации, сортировки и логического рассуждения, для организации мышления и выражения своих мыслей.

        Перед тем, как предложить детям дидактические игры, необходимо выявить индивидуальные предпочтения каждого ребенка. Предварительная информация о детях, которую получают благодаря целевым наблюдением за детьми в различных видах деятельности (как выполняют ту или иную работу, быстро овладевают определенными умениями и навыками, легко или нет достигают результата, проявляют ли при этом самостоятельность), является основой для предсказания возможных вариантов работы с ребенком.

        Следующий шаг - распределение детей, согласно индивидуальных особенностей, уровня сформированности средств познания.

        Затем организуются сенсорно-дидактические игры с подгруппой детей, или индивидуальное общение с ребенком в процессе игры. Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит одновременно с развитием логического мышления и умения выражать свои мысли.

        Чтобы решать игровое задание, педагоги вместе с детьми сравнивают предметы, устанавливают вместе общие признаки предметов, обобщают, делают выводы. Таким образом, развивается способность к размышлениям, умение применять свои знания в различных условиях. Но это может быть только в том случае, если у ребенка есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание дидактической игры.

Е.В. Клюева указывает, что в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения можно использовать следующие игры сенсорного содержания:

- игры с предметами (игрушки, природный материал, предметы быта);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

        Игры с предметами наиболее доступны детям, потому что они основываются на непосредственном восприятии, соответствуют попытке ребенка манипулировать вещами, то есть, таким образом, дети знакомятся с ними. В учебно-воспитательной работе с дошкольниками можно использовать следующие материалы: природный материал, мочалки, пуговицы, веревки, вату, пласты, и тому подобное.

        Игры с игрушками сопровождаются движениями, которые соответствуют особенностям восприятия и мышления детей. Например, в играх, с помощью которых дети учатся распознавать и правильно называть цвета малыши бегают с цветными шариками, одновременно ища игрушки того или иного цвета. Настольные печатные игры (как и игра с предметами) базируются на принципе наглядности, но в этих играх детям предлагается не собственно предмет, а его изображение.

        Словесные игры применяются всегда в комплексе с настольно-печатными играми и играми с игрушками и предметами.

        Игры для развития сенсорных способностей проводятся в течение дня. Организуя игру, воспитатели играют вместе с детьми, объясняют им правила, разрабатывают для дидактической игры сюжет, чтобы дидактическая игра принесла радость детям, обогатила сенсорный опыт положительными эмоциями.

Как указывает Е.В. Клюева в процессе дидактических игр у детей формируются представления о свойствах предметов по различным признакам, с использованием различных анализаторов, а именно:

        - цветовые оттенки, воспринимаются зрением;

        - форма (зрение, моторно-мышечные действия, прикосновение);

        - звуки, шумы (слух);

        - соотношение в пространстве (слух, зрение);

        - вес (зрение, моторно-мышечные действия);

        - свойства поверхности (гладкость, шероховатость, упругость, зрение, осязание);

        - ритм (зрение, слух, осязание);

        - движение предмета, направление, скорость, путь прохождения (зрение, слух, осязание).

        Во время игры дети с удовольствием воспринимают любую новую информацию, пытаются все понять и запомнить.

        Таким образом, дидактическая игра является одним из основных средств обогащения сенсорного опыта детей дошкольного возраста.

        Далее проанализируем сущность обогащения сенсорного опыта детей во время наблюдений за природой. Наблюдение за разнообразием природы и богатством ее явлений способствуют интенсивному познанию окружающего мира. Во время наблюдений явлений природы стоит учить учитывать время года, суток, сравнивать линии, фактуру, цвет, форму природных объектов с их изображениями в художественных произведениях, исследовать природные явления и обследовать природные материалы (глину, уголь, мел, песок, камешки, ракушки, листья, семена, плоды и т.д.).

        Знакомить детей с явлениями, объектами природы желательно во время прогулок, а делать эксперименты с природными материалами (влажным песком, снегом, водой и т.п.), проводить общие практические занятия можно и в групповой комнате.

        Знания о природе еще не определяют отношение к ней. Дети должны понять, что мир природы существует не только как объект научного изучения и практической деятельности человека, но и как объект бескорыстного любования, источник эстетических эмоций.

        Психологическое воздействие на духовный мир ребенка включают в себя так называемые "уроки любования". Высокая эмоциональность, чувствительность и лиризм, проявляются в эстетизме русской народной жизни и обрядности, в артистизме характера, в православной грамотности, яркости декоративно-прикладного искусства, в направленности на самопознание через природу, определяют определенное мировоззрение ментальность.

        Мировое признание получил опыт выдающегося украинского педагога В. А. Сухомлинского, который разработал и ввел в своей практике занятие "под голубым небом", которые стали настоящей школой культуры созерцания и поведения в природе.

        М.И. Богомолова в своей книге указывает, что в работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать предложенные В.А. Сухомлинским «Часы любования природой», то есть своеобразные целевые наблюдения, в процессе которых ребенок накапливает знания об определенных объектах и явлениях, обогащает чувственное впечатление. Наблюдение за объектами природы обогащают сенсорный опыт детей через привлечение к познанию всех анализаторов.

        Мир вокруг детей такой красочный и разнообразный! Дошкольников интересует все: родная природа, труд людей, и они хотят чувствовать себя частью этого большого интересного мира. Конечно, показать ребенку дерево, цветок или человека какой-либо профессии можно на рисунке, прочитать о них рассказ или сказку, рассказать веселую историю, но значительно лучше предоставить малышу возможность самому открывать для себя мир. Ребенок, который прикоснулся к цветку, почувствовал его запах и хрупкость, получит гораздо больше знаний, впечатлений и чувств, чем тот, который просто увидел цветок на рисунке.

        Наблюдение за окружающей средой побуждают малышей к исследованиям, соображениям, собственным выводам. Ребенок, который увидел, как работает дворник, упорядочивая площадку детского сада, и понял важность этой работы, вряд ли бросит бумажку на знакомую тропу.

        На прогулках педагоги учат детей чувствовать обаяние и неповторимость окружающего мира, гордиться природой родного края, заботиться о ней и беречь ее.

        Поэтому нельзя терять время, которое можно использовать со значительной пользой для детей, учить их видеть и замечать, наблюдать и исследовать, радоваться и восхищаться. Для этого нужно привлекать обязательно родителей, показать им, что именно они, в первую очередь, своим примером, своим отношением к природе открывают своим детям красочный мир, учат познавать и жить в нем.

        По мнению А. Давидчук, надо учить жить так, чтобы не разрушать, а приумножать неповторимость и очарование, богатство и красоту родного края.

        Дошкольный возраст - период бурного накопления ребенком опыта, знаний, необходимых как основа для его познавательной деятельности. Чтобы возник замысел, ребенку важно иметь яркие впечатления, определенные представления, источником которых является предметный и природный миры, социальные явления, литература, различные виды деятельности. Очень важно наполнять жизнь детей впечатлениями, создавать условия для их более глубокого ознакомления с окружающим миром, формировать умение видеть характерные особенности предметов, явлений, развивать наблюдательность. Известно: малыши значительно чувствительнее взрослых к восприятию цвета, света, звуков, ритма, фактуры поверхности предметов. Со многими явлениями жизни они сталкиваются впервые, поэтому и восприятие у них свежее, яркое, индивидуальное.

        Организация наблюдений детей за окружающей жизнью, нахождение того, что будет отражено ними, - важная педагогическая предпосылка формирования творчества. Развитие способов «вслушивание», «вглядывание» в образный мир искусства, в звуки и краски природного и предметного мира путь, которым развивается творчество ребенка. Чувство красоты, навыки наблюдательности важно развивать с раннего возраста. При правильном воспитании ребенок четырех - пяти лет может реагировать на хорошие явления в природе, выделяя не только отдельные предметы, но и явления в целом.

        Чем больше анализаторов задействуется в процессе восприятия, то точнее, богаче, ярче и содержательнее представление. В быту, на прогулках, в играх и трудовой деятельности дети накапливают чувственный опыт под влиянием предметов, явлений природы.

        Общение с природой является неисчерпаемым источником обогащения сенсорного опыта детей дошкольного возраста. Прогулка позволяет осуществлять познания детьми реальных явлений природы. Воспитание чувств имеет целью не обогащение знаний о цвете, форме и различные качества предметов, а развитие умений сравнивать предметы, различать их по цвету, форме, фактуре.

        Чтобы решить эту проблему, нужно, прежде всего, довериться природе. На прогулке во время общения с природой можно предложить детям внимательно присмотреться к знакомым объектам, явлениям природы (облакам, теням), найти в них новое, сравнить с ранее известным.

        Н.В. Абрамова также предлагается детям посмотреть вокруг и найти объекты природы, которые:

- имеют определенный признак (цвет, строение, структуру поверхности);

- сочетают несколько признаков;

- отличаются определенными действиями.

        Во время игры дети собирают признаки цвета в названиях слов (небо - голубое, солнце - золотое, калина - красная). Целесообразными упражнениями на обогащение сенсорного опыта на прогулке является наблюдение за землей: она может быть мягкая, твердая, сыпучая, холодная, теплая; за камнями, которые имеют необычную форму и цвет.

 Е.А. Алисов указывает, что часто дети собирают на прогулке камни, желуди, каштаны. А потом на занятии природный материал превращается в предметы искусства. Оказывается, вещи из повседневной жизни могут иметь художественное содержание. Также на прогулке дети собирают перья птиц, которые обязательно пригодятся при изготовлении различных поделок. Обогащая сенсорный опыт детей, всегда нужно помнить, что рука, пальцы, ладонь - это едва ли не главные органы, побуждающие детей к познавательной деятельности. Тактильные ощущения помогают детям почувствовать различные поверхности и удивиться многогранности окружающего мира природы.

 Дети чувствуют гладкую или шершавую поверхность, проводя по этой поверхности рукой (ствол дерева или листок дерева). Затем задание усложняется: почувствовать и назвать структуру поверхности с закрытыми глазами. Тактильные ощущения в таком случае имеют более тонкий характер. Для развития тактильных ощущений, для сравнения предметов можно изготовить тактильные перчатки. Дети примеряют перчатки и ищут подобные предметы за прикосновением в окружающей среде.

        Эффективными, в этом отношении являются игры с песком, строительство из него каналов, горки, дороги. Летом дети босиком ходят по песку, строят из него башни, прокладывают дороги. Развивая тактильные ощущения рук и стоп ног, незаметно развиваем речь ребенка, потому что центры тактильных ощущений в головном мозге находятся рядом с центрами речевого развития.

        Таким образом, на прогулке предлагается детям увидеть, потрогать "почувствовать" реалии этого мира. Познание мира должно быть наглядным.

        На прогулке нужно дать детям больше свободы, поощрять их инициативность, создавать творческую атмосферу. Иногда самостоятельное наблюдение более эффективно, чем наблюдение, которое комментируется, поэтому ребенку лучше просто любоваться, трогать, углубляться в то, что ему нравится.

        М.А. Габова ссылаясь на М. Монтессори указывает, что в работе по развитию сенсорной организации детей используют также эффективные педагогические системы - это воспитание детей в стиле педагогики Монтессори называла свою педагогику системой саморазвития ребенка в специально подготовленной взрослыми развивающей среде. Но для саморазвития нужны разные условия, одним из которых и является общение детей с природой.

        Также неотъемлемой частью работы с сенсорного развития является педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, который в своих трудах уделял особое внимание общению с природой.

        Кроме того, задачи сенсорного развития реализуются в тематических проектах, активными участниками которых являются дети, родители и воспитатели. Высаживая весной семена различных цветов, дети рассматривают структуру семян, сравнивают по величине, форме. Дети могут взять семена в руки, почувствовать его, посадить. Летом дети любуются цветочным разнообразием, называют цвета лепестков цветов, определяют их форму, нюхают их, испытывают неповторимый аромат каждого цветка. Весной дети наблюдают за развитием растений, запоминают не только основные цвета, а также и их оттенки. Введение проектной деятельности позволяет обогатить сенсорный опыт детей через привлечение к познанию всех анализаторов: зрительного, тактильного, слухового.

        Педагогика Марии Монтессори, педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, проектная деятельность помогают научить детей быть наблюдательными, любознательными, творческими, дают мощный толчок к любованию, обследованию, исследованию и размышлению.

        Развитие восприятия через ознакомление с предметами окружающей среды. В разных программах воспитания детей дошкольного возраста предусмотрено, что ребенок должен уметь определять форму предметов, которые его окружают; пользуясь геометрическими предметами как эталоном, видоизменять геометрические фигуры, выделять их основные признаки, сравнивать между собой, классифицировать предметы, а также, изменяя критерии, перегруппировать их, классифицировать одновременно на основе нескольких признаков, оперировать множествами, объединять их элементы, сортировать, дополнять, изымать лишние, определять отношение между ними в процессе классификации.

        Чтобы осуществить задачи сенсорного содержания, целесообразно использовать такие формы работы, которые заинтересовали бы детей, не перегружали бы воспитанников, чтобы они, не напрягаясь от того, что все время учатся, получали одновременно новые знания, играя, в полном смысле слова.

        Чтобы воспитанники всесторонне развивались и учились, в частности обогащали сенсорное представление, эффективным является такое направление работы, с помощью которого сказки и те игры могут раскрывать личность ребенка и побуждать детей к восприятию формы и цвета предметов.

        Е.А. Алисов работая по этому направлению, считает, что воспитатели знают, что материал, который нужен, под рукой. Надо только его найти, увидеть и взять. И помощники рядом. Они соберут, принесут, разложат шишки, желуди, щепки, камни.

        Л.А. Венгер в своей книге предлагает детям оглянуться вокруг. Дом - это квадрат. Крыша - треугольник, окно - прямоугольник, лампа - круг. Следовательно, нужно учить дошкольников видеть окружающую среду, понимать ее, сравнивать различные объекты, анализировать, делать определенные выводы. Сначала дети действуют с плоскостными геометрическими фигурами различной величины и цвета. Они составляют с плоскостных фигур котика, птичку, различных животных и другие знакомые образы. У детей возникает желание играть, общаться, познавать новое. Затем детей знакомят с объемными фигурами, используя разнообразный материал (разноцветные губки, одноразовые стаканчики)

        Дети складывают предметы, закрепляя соответствующие навыки. С помощью этих упражнений дети усваивают характерные признаки предметов, закрепляют названия цветов, мотивируется устойчивый познавательный интерес к объектам окружающей среды.

        А самое главное - сказка не заканчивается. Рождаются новые сказки и задачи усложняются. Добавляются художественное слово и природный материал, обогащают и закрепляют полученные навыки. Детям нравится играть с ярким необычным материалом.

        Таким образом, дети во время игр привлекаются к активной мыслительной деятельности, учатся воспринимать предметы, выделяя в них существенные признаки.

        Преподавание различных предметов закрепляет цвет, упражняет в наложении и приложении, развивает мелкую моторику рук, логику, фантазию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из определений сенсорного развития можно считать следующее - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.Дошкольный возраст - это период п...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (использование сенсорных коробок в работе с детьми)

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Огромную  роль в  работе с детьми играет сенсорное развитие.Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формированиепредста...

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Развитие сенсорного развития детей дошкольного возраста

В современном мире предъявляютя и современные требование к подрастающему покалению.  И начинать нужно с самых маленьких.  Какие же занятия можно проводить или с чего можно начать? А начать с...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....