Культура общения и правила поведения дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Татьяна Михайловна Малыгина

Родительское собрание в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект 20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Культура общения и правила поведения дошкольников

(родительское собрание в средней группе)

Цель:  обогатить знания родителей  по данному вопросу, обратить их  внимание на важность развития у детей культуры поведения  и общения, способствовать получению опыта  содержательного и конструктивного общения.

Предварительная работа: - анкетирование;

 -создание стенда по правилам поведения;

-выставка   познавательной литературы по теме.

Ход собрания.        Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми  сталкиваемся ежедневно и иногда не придаем должного значения. Хотя эти мелочи мешают нам быть счастливыми и  правильно воспитывать наших детей.

Нравственность взрослых  зависит от того, как его воспитывали в годы  детства, что заложили в его душу от рождения .Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была , кроме нравственных качеств: доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, разговоре, приеме гостей – словом во всем , с чем мы выходим в общество.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

  • Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей
  • Играть вместе общими игрушками
  • Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, к обеду
  • Научить соблюдать правила культурного поведения в автобусе, в общественном месте
  • У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду
  • Уметь дружно играть с детьми, защищая слабого, обиженного
  • Уважительное, внимательное вежливое отношение к взрослым
  • Необходимо научить детей поддерживать порядок

в комнате. Правило «Каждой вещи – свое место»

  • Уметь пользоваться столовыми приборами, не разговаривать во время еды

Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения, культуры общения? Об этом и пойдет сегодня разговор, в ходе которого мы найдем ответы на многие вопросы.

(Зачитываются ответы родителей  на вопросы анкеты )

ВОПРОС

Содержание ответа

%

1

Какие привычки культурного

поведения имеет ваш ребенок?

- здороваться и прощаться

- благодарить за что либо

- уступать место в общественных местах

- оказывать помощь младшему, старшему

 - правильно вести себя в общественных местах

 - перед едой мыть руки, правильно пользоваться столовыми приборами и убирать за собой посуду

 

64

60

48

40

48

60

2

Умеет ли ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?

 - просмотр обучающих телепередач, мультфильмов

 - чтение познавательных произведений

 - личный пример взрослых

 - похвала взрослых

 -  рассматривание иллюстраций

48

48

64

40

24

3

Что, по-вашему, является  главным в воспитании культуры речи  и хороших манер?

 - личный пример

 - атмосфера в семье

 - воспитание в д/с

80

72

20

С чего начинать воспитание культуры?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка.

- Нужно ли  упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?

- Каким образом?

Многократные упражнения способствуют выработке привычки здороваться, прощаться, благодарить, осваивать определённые нормы поведения.

Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла. А как научить ребенка не только говорить все волшебные слова, но и говорить их по-особому, приветливо, с улыбкой.

Рассмотрим ситуации:

  1. Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи – «здравствуйте». Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте».  Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне его ещё учить?»

Вопросы:

-Какие бы советы дали вы матери?

- Как бы сами поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие – только после напоминания, а третьи  - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая  смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг – другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых – сотрудников детского  сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

  1. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь?- Нормально. А ты  не торопишься?

–Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дергает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.

-Не суйся, когда взрослые разговаривают.

- Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: Ты мне скажи,  купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

-Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

 

Вопросы:

- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?

-Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?

 

Обобщение:

Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать;

проявляет агрессию к тому, кого перебивает;

хочет обратить на себя внимание (являясь центром вселенной);

не обладает достаточным запасом терпения;

не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, ибо мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

  1.  Что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы)

Обобщение:

Не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет.

Если постарше – надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.

Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор.

        Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками « Секреты воспитания вежливого ребёнка». Прочитайте их (прилагаются памятки)

-А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей,  проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

(Если ребёнок выполняет правило – кладёте красную фишку, если не всегда и не совсем правильно – жёлтую, нет - синюю.)

Ребёнок вежливо  обращается с просьбой помочь  завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, с чувством вины.

Не показывает пальцем на окружающих, предметы.

Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы – извиняется.

При встрече приветливо здоровается, прощаясь , всегда говорит «До свидания».

Не говорит грубых слов.

Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу и упражнения.

        А теперь я хочу поблагодарить родителей за воспитание у  ребёнка культуры общения.

(Вручение благодарственного письма)

«Уважаемые Ольга  Павловна, Пётр Александрович. Благодарим вас за воспитание у дочери Софьи хороших манер. Умение вести себя, знание правил поведения, позволяет ей быть приятной в общении с детьми и взрослыми. В этом ваша большая заслуга.»

 

        Воспитан ли ваш ребёнок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли, ему чуткость, внимательность, предупредительность?

На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.

        Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви, для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

(Всем родителям вручается Памятка по воспитанию культуры поведения у детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Правила поведения дошкольников"

В памятке для родителей представлен материал о культурно -гигиенических навыках,которыми должен владеть дошкльник, а также о правилах культуры общения, культуры деятельности и других правилах, к...

Консультация для родителей «Безопасное лето: правила поведения дошкольников на воде»

Дошкольники часто не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей....

Консультация для родителей "Правила поведения дошкольников на воде".

Консультация для родителей "Правила поведения дошкольников на воде". Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на даче с родителями, выезжают на отды...

Беседа. « Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деят...

Беседа «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила».

Беседа «Правила поведения дошкольника. Культурно- гигиенические правила»....