«Дружба народов»
проект (подготовительная группа)

Хадаева Лилия Авгановна

Мы единством и дружбой народов сильны.

Проект "Дружба  народов " подготовила воспитатель  МКДОУ  номер 1  г. Дигора    Хадаева Лилия Авгановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_respubliki_novyy.docx41.73 КБ

Предварительный просмотр:

                         

-Участники проекта:

Дети подготовительной  группы , родители, воспитатели.

-Продолжительность проекта:  проект долгосрочный – работа над проектом ведется  в течении 7 месяцев

-Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – апрель 2019г.

Проект реализуется в 3 этапа:

1. организационно-подготовительный этап;

2. этап реализации;

3. заключительный этап.

Цель проекта:

 Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры, как своего  народа, так и других  национальностей.

Задачи проекта:

  • создание культурно-образовательной среды в группе;
  • знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным  творчеством, особенностями национальных костюмов ;
  • вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;
  • обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
  • воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому,  детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному  наследию ; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;
  • взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

                           Актуальность проекта:

          Наше общество представляет собой большую коммунальную  квартиру, в которой живут люди разных  национальностей. Они живут рядом, плечом к плечу, им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, независимо от того, что эти люди говорят на другом  языке, соблюдают  иные  традиции.  

         Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я разработала проект  «Республики  РФ и ближнего зарубежья», который направлен на формирование гуманных  чувств и представлений о добре,  чуткости и справедливости, отзывчивости; воспитания чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.

        В условиях поликультурного региона, каким является Северная  Осетия  образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.

        Как мудро замечает католикос армянской церкви Вазген II:  «Человек, ушедший от своего народа, никогда не придет к  другому».

         А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке чувств. И это особенно важно в работе с дошкольниками. 
       Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион РСО- Алания, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

       С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

       На данный момент проект находится в стадии завершения. Результаты промежуточной диагностики в сторону повышения уровня сформированности  нравственно- патриотических  чувств  детей позволяет говорить о возможности рекомендовать  предложенный проект к использованию в практике работы  ДОУ нашей республики.

     

Продолжительность проекта:  проект долгосрочный – работа над проектом                       ведется  в течение  7 месяцев

Сроки реализации проекта: октябрь 2018г. – апрель 2019г.

                 

                       Проект реализуется в 3 этапа:

                   1. организационно-подготовительный этап;

                   2. этап реализации;

                         3. заключительный этап.

            На организационно-подготовительном этапе были проведены:

       1.Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

2.Изучение специальной литературы о творческом наследии народов.

3.Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных  на решение выявленных проблем.

4.Разработка проекта.

5.Налаживание взаимодействия  с родителями, привлечение

членов семьи к совместной работе над проектом.

Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.

                                Цель диагностики:

               Выявить уровень сформированости у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах ; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированости умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.

Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).

       

        Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

          Критерии:

1. Когнитивный критерий

Показатели:

  • Знания и представления детей об обычаях и традициях различных  национальностей;
  • Знания и представления детей о фольклоре народов ;
  • Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов.

2. Эмоционально-мотивационный критерий.

Показатели:

  • Наличие интереса у детей к обычаям и традициям разных народов;
  • Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов;
  • Эмоционально-положительное отношение к народам разных  национальностей.

3. Деятельностный критерий.

Показатели:

  • Умение детей организовывать народные игры;
  • Умение детей действовать с предметами быта  разных народов ;
  • Умение детей применять в изобразительной деятельности  знания о декоративно-прикладном искусстве.

На этапе реализации проекта  поставлены  следующие задачи:

  1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста,  а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

2.Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Северной  Осетии», «Национальный костюм осетин», «Национальный орнамент», «Народные  сказки»,  «  Пословицы и поговорки », «Игры народов »; создание галереи детского творчества;   оформление стенда фотографий, отражающих работу по  теме.

  3.Разработка перспективного плана образовательной деятельности по     ознакомлению с традициями и культурой Северной Осетии.

4.Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

5.Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

 Работа над проектом осуществляется в таких  формах образовательной деятельности с детьми, как:

  •  Игры: дидактические, дидактические с элементами движения,  сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные,  хороводные, театрализованные;
  • Беседы;
  • Непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
  • Выставки в мини-галерее изделий. Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Экскурсии;
  • Использование силуэтного моделирования;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;
  • Использование  малых фольклорных форм в физминутках, считалках;
  • Создание альбомов, книг по художественно-эстетическому развитию;
  • Слушание музыкальных произведений, исполнение песен.

       

Заключительный этап работы над проектом включает в         себя следующие мероприятия:

         1.Заключительная диагностика.

     2.Анализ  и обобщение полученных результатов.

    3.Презентация проекта (совместные   итоговые творческие мероприятия в  конце   учебного года в  подготовительной группе).

В процессе  работы над проектом мы ожидаем получить следующие результаты:

  • повышение уровня сформированости  нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах, проживающих в  Северной Осетии ;
  • раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";
  • укрепление, расширение образовательного поля «ребенок –учреждение-семья-общество»

 

                                             

                                                                              Приложение                 

                           Перспективный план образовательной деятельности  по реализации проекта

                                                 «Республики  РФ и  ближнего  зарубежья»

октябрь

Тема и задачи

Содержание

 Тема: "Осетия- мой край родной»

  • Закреплять у  детей  понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики Северная Осетия -Алания; формировать убеждение,  что народы, живущие вместе - дружная семья.

Мероприятие  «Моя Осетия»

Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине.

Чтение  сказок.

Разучивание пословиц о дружбе.

Рассматривание картин с изображением быта осетин.

ноябрь

Тема: "Грузия»

Цель: Формировать у детей основы моральных и нравственных  ценностей, интереса и позитивных  установок к народам, живущих в других  странах;

Познакомить с культурой, бытом и традициями народов Грузии. Вызвать интерес к жизни этих народов: нац. Одежда, нац. Одежда, посуда, народные игры, национальные игры.

Познакомить с растительным и животным миром.

Рассказ о народных костюмах, о умельцах, которые их создают. Познакомить со спецификой национального костюма,  орнаментальным оформлением.

Дидактические игра:  "Составь узор".

Раскраска "Народные костюмы".

декабрь

Тема: «Путешествие по Армении»

Цель: Формировать представление об окружающем мире.  Познакомить детей с новой республикой- Армения; с  государственной символикой Армении, достопримечательностями Еревана- столицы Армении.

Воспитывать у детей уважительное отношение к людям других  национальностей. Развивать познавательный интерес, креативное мышление.

Рассматривание иллюстраций  «Армянские  музыкальные инструменты»

Экспериментирование с различными художественными материалами (аппликация)

Создать альбом символика  Армении.

Просмотр видеоролика «Вулканы Армении»

Чтение стихотворения «Арарат»

 

январь

Тема: «Путешествие в  республику  Узбекистан»

Цель: Закрепить знания детей о народностях  ближнего зарубежья; о их быте , культуре, ремеслах, жилищах, растительном и животном мире;

Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.

Познакомить детей с новейшей историей узбекского народа.

Рассмотреть иллюстрации с видами национальной обуви, одежды.

Просмотр видеофильмов о символике и достопримечательностях  узбекистана;

Дидактические игры: "Раскрась платье невесты узбекским орнаментом".

Использование силуэтного моделирования в свободной деятельности;

февраль

Тема: «Знакомство с культурой республики Таджикистан»

Цель: Создать условия для  развития интереса к культуре таджикского  народа; воспитывать уважительное отношение к таджикскому народу; развитие и обогащение речи, мыслительных процессов.

Рассматривание книги с таджикскими сказками;

Рассматривание иллюстраций о  традициях Таджикистана;

Предложить детям шаблоны для создания коллекций таджикских костюмов.

март

Тема: "Казахстан".

Познакомить детей с культурными традициями казахского народа, с особенностями казахского костюма, своеобразием орнамента, его основных цветов (красного, зеленого и белого), с народными играми; развивать чувство уважения к культуре данного народа.

Рассматривание национальных костюмов,  элементов орнамента.

Чтение сказок.

Рассматривание музыкальных народных инструментов:

Беседа о традициях казахов.

апрель

Тема: "Кабардино-Балкария".

Цель:  Формирование интереса к культуре России и народам Кабардино- Балкарии; дать понятие о повседневном и праздничном костюме; научить видеть и знать какие на одежде национальные  орнаменты, какому цвету отдают предпочтение.

Познакомить с флорой и фауной данной республики.

Посетить центральную библиотеку для ознакомления с  литературой Кабардино- Балкарии;

Показ слайдов  о КБР- месторасположение на карте, символика, национальная одежда, природа, животный мир.

Апрель

Итоговое  занятие: «Россия-   великая наша держава»

Цель: Патриотическое воспитание; привитие толерантности; расширение кругозора.

Конкурс чтецов: «Юные почитатели поэзии»

Цель: Чтение стихов по данной тематике.

Создание альбома : «Символики  РФ и бывших республик  СССР»

                                                                                      Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
  2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
  3. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. –  Москва, 1986.
  4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. –  Казань: Таткнигоиздат, 1969.
  6. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана.  – Казань: Таткнигоиздат, 1984.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников.  –  Москва, 1997.
  8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.
  9. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini,  2012.
  10. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
  11. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
  12. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"

Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....

Мы единством и дружбой народов сильны.

Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка так, чтоб он осознал свой долг перед родиной, уважал историю и традицию своих предков, чтил память об и подвиге. Наравне с родителями  патриотич...

презентация "Дружба народов,народы России"

презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...

Сценарий Фестиваля дружбы народов Поволжья "Лучик дружбы"

В этом мероприятии принимали участие дети всех возрастных групп ДОУ и педагоги, сценарий составлен в соответствии с этнокультурным компонентом...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...

Клубный час "Дружба народов-Русский народ"

Путешествие по России, в гостях у русского народа....