Программа "Путешествие Букваренка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 28 «АБВГДейка – детский сад в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия» (МБДОУ №28 «АБВГДейка»)
Образовательная программа
«Путешествие Букварёнка по г. Кемерово»
Составители:
учитель-логопед
Лазаренко Н.Н.,
воспитатель
Масунова Е.Н.
Кемерово, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
Учебно-тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 7 |
Содержание программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 9 |
Список рекомендуемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 16 |
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 17 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Знания о родного городе являются составляющей культуры любого человека. Изучение истории, объектов и мест родного города – это не только возможность дать знания, но и прикоснуться к личности ребенка, сформировать у него общечеловеческие ценности. Город создан человеческим трудом. Он хранит традиции, культуру людей, которые в нем жили, живут и будут жить.
Кемерово относительно молодой и активно развивающийся город. Администрацией Кемеровской области и г. Кемерово многое делается для развития культурной жизни города. Подрастающему поколению необходимо знать о красоте собственного города, его достижениях, чтобы в дальнейшем стать его полноценными гражданами.
Образовательная программа «Путешествие Букваренка по г. Кемерово» составлена в связи с актуальность и в соответствии с требованиями ФГОС ДО,
Цель образовательной программы – создать условия для социализации, духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста посредством краеведческого материала.
Задачи программы:
- Познакомить с историей родного города, историческими, культурными и другими объектами и местами г. Кемерово.
- Формировать бережное отношение к окружающей среде, культуру поведения в городе, общественных и культурных местах.
- Способствовать развитию представлений о профессиональной деятельности человека, и, в частности, о труде шахтеров.
- Создавать условия для принятия дошкольниками общечеловеческих ценностей.
- Содействовать формированию предпосылок для освоения грамоты.
Особенности построения программы.
Содержание программы носит эклектичный характер. Дети знакомятся с разными памятниками, скульптурами, интересными местами города Кемерово. Красной нитью проходят темы, связанные с трудом, и, в частности шахтерским, экологией, Великой отечественной войной, культурой поведения в городе. Изучение объектов и мест г. Кемерово, исторических событий происходит в алфавитном порядке. Хотя педагог может менять изучением тем местами, т.к. отдельная тема представляет собой завершенный блок. Таким образом, происходит общее знакомство дошкольников с историческими, культурными и др. объектами и местами родного города.
Краеведческий материал содержит в себе потенциал для социализации детей: обращение к общечеловеческим ценностям, профессиям и труду, памяти погибшим в войнах, экологии, культуре поведения. Параллельно у детей формируются предпосылки для обучения грамоте.
Принципы построения программы.
- Принцип наглядности.
Содержание программы построено как виртуальная экскурсия по родному городу.
- Принцип энциклопедичности.
Содержание программы подобрано таким образом, чтобы дошкольник мог ориентироваться в истории, культуре родного города. Представления о родном городе, сформированные на основе содержания данной программы, позволят на ступени начальной школы продолжить более глубокое знакомство с родным городом.
- Принцип единства семьи и образовательной организации в воспитании.
Родители вовлекаются в процесс реализации программы. Они в реальности посещают с детьми изучаемые места и объекты г. Кемерово, делают фотоотчеты, предоставляют фотографии из семейных архивов.
Срок реализации программы 1 год (подготовительная группы). Объем программы составляет 35 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю.
Комплектация групп и продолжительность занятий зависят от возрастной категории детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.
Возраст | Время занятий (в минутах) |
6-7 | 30 |
Форма занятий: фронтальные занятия.
Возрастные особенности детей:
6-7 лет:
Восприятие совершенствуется. Умеют дифференцировать фонемы. Ребенок может запоминать до 8-9 объектов. Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей. Продолжает увеличиваться словарный запас, совершенствуется лексико-грамматический строй речи, произношение. Ребенок владеет монологической и диалогической формой речи. Активизация воображения. Развитие творческого и воссоздающего воображения. Способны к произвольному вниманию, устойчивость до 20-25 минут, но зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Планируемые результаты реализации программы
В результате реализации программы воспитанники будут иметь представление об:
- памятниках и скульптурах г. Кемерово;
- некоторых памятных местах, местах отдыха г. Кемерово;
- истории г. Кемерово;
- профессиях, в том числе профессии «шахтер»;
- культуре поведения в городе, общественных и культурных местах, на природе.
В результате реализации программы воспитанники будут уметь:
- осуществлять звуковой анализ и синтез слов;
- использовать речь для выражения своих впечатлений, размышлений.
В результате реализации программы воспитанники будут обладать:
- положительным отношением к окружающему миру,
- интересом к родному краю, его истории,
- ценностным отношением к семье, городу, природе.
В результате обучения по программе у обучающихся будут складывать предпосылки к обучению, выражающиеся в:
- любознательности;
- умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Формы контроля: опрос, викторина, творческое рассказывание, наблюдение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Темы | Кол-во часов |
Знакомство | 1 | |
Буква А. | 1 | |
Буква Б. | 1 | |
Буква В. | 1 | |
Буква Г. | 1 | |
Буква Д | 1 | |
Буквы Е и Ё. | 1 | |
Буква Ж. | 1 | |
Буква З. | 2 | |
Буква И. | 1 | |
Буква Й. | 1 | |
Буква К. | 2 | |
Буква Л. | 1 | |
Буква М. | 1 | |
Буква Н. | 1 | |
Буква О. | 2 | |
Буква П. | 1 | |
Буква Р. | 1 | |
Буква С. | 1 | |
Буква Т. | 1 | |
Буква У. | 1 | |
Буква Ф. | 1 | |
Буква Х. | 1 | |
Буква Ц. | 1 | |
Буква Ч. | 1 | |
Буква Ш. | 1 | |
Буква Щ. | 1 | |
Буква Э. | 1 | |
Буква Ю. | 1 | |
Буква Я. | 1 | |
Большая семья. | 2 | |
Итого | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ
Знакомство (1 час).
Введение игрового персонажа Букваренка. Букваренок ищет друзей.
Беседа о детском саде «АБВГДейка». Профессия – воспитатель. Алфавит. Кирилл и Мефодий. (Обобщение и коррекция представлений об алфавите, буквах и звуках).
Встреча с буквой А, звуком [а].
Буква А (1 час).
Аэропорт им. А.А. Леонова, парк «Антошка», кинотеатр «Аврора». Прослушивание звука двигателей самолета. Правила поведения в культурных местах.
Буква Б (1 час).
Встреча с буквой Б, звуками [б], [б′].
Областная научная библиотека им. Федорова. Зачем человеку уметь читать и писать? Где хранятся знания?
Скульптура «Драгоценная бабушка». Забота о старшем поколении.
Бульвар Строителей, бассейн «Лазурный». Культурный отдых и спорт.
Буква В (1 час).
Встреча с буквой В, звуками [в], [в′].
Скульптура «Михайло Волков». Открыватель угольный руды. Кузнецкий угольный бассейн.
Великая Отечественная война. Победа – Виктория. Почему нужно помнить. «В шесть часов после войны», мемориал «Вечный огонь».
Весенняя улица – одна из красивейших улиц Кемерово.
Буква Г (1 час).
Встреча с буквой Г, звуками [г], [г′].
Рассказ о горелой горе. Закрепление знаний о Михайло Волкове и Кузнецком угольном бассейне. Музейный комплекс «Красная горка»
Главпочтамте. Почему люди пишут друг другу письма. Как работает почта. Профессия – почтальон. Письмо букв.
Буква Д (1 час).
Встреча с буквой Д, звуками [д], [д′].
Скульптура «Дружба народов». Что такое дружба, зачем дружить.
Доска памяти на ул. Весенняя.
Драмтеатр. Дворец Шахтеров. Профессия – актер. Правила поведения в театре.
Буквы Е и Ё (1 час).
Встреча с буквами Е и Ё, звуками [йэ], [йо].
Красота в нашем городе – семейством ежиков.
Составление описательного рассказа.
Буква Ж (1 час).
Встреча с буквой Ж, звуком [ж].
Детская железная дорога. Профессия – машинист.
Скульптура «Журавли». Прослушивание звука идущего поезда, крика журавлей.
Буква З (2 часа).
Встреча с буквой З, звуками [з], [з′].
Развитие города Кемерово: от села к городу. Памятный знак основателям г. Кемерово. Скульптура «Земля Кузнецкая». Символика города Кемерово, гимн Кемеровской области.
Рассказ о контактном зоопарке. Беседа с детьми на основе их личных впечатлений от посещения зоопарка, о бережном отношении к животным.
А.С. Пушкин. Чтение «У Лукоморья дуб зеленый…».
Сказка о рыбаке и рыбке. Скульптура «Золотая рыбка». Жадность – отрицательное качество. Что бы я попросил у рыбки.
Буква И (1 час).
Встреча с буквой И, звуком [и].
Река Искитимка. Бережное отношение к природе.
Кемеровский государственный институт культуры. Какие профессии там получают.
И еще одна профессия – инспектор. Зачем соблюдать правила дорожного движения?
Буква Й (1 час).
Встреча с буквой Й, звуком [й].
Загадочная буква Й – Йети. Где живет Йети? Скульптура «Угольки (йети-шахтеры)», веревочный парк «Йети». Фантазирование на тему «Если я встречу Йети…»
Буква К (2 часа).
Встреча с буквой К, звуками [к], [к′].
Скульптуры «Младенец в капусте», «Колыбель». Прослушивание колыбельных. Самая главное слово – мама.
Скульптура «Коногон» - где расположена, чем занимался.
Спорткомплекс «Кузбасс». Беседа о спорте как составляющей здорового образа жизни. Известные спортсмены из Кемерово: Е. Груднева – гимнастка, В. Иваненко, Е. Прохорова – легкая атлетика.
Буква Л (1 час).
Встреча с буквой З, звуками [з], [з′].
Знаменитые люди нашего города – А.А. Леонов, В.Д. Мартемьянов. Профессия – летчик.
Мемориал «Войнам-кузбассовцам, погибшим в локальных войнах и военных конфликтах».
Отвага и доблесть кузбассовцев.
Беседа о Лапландии. Составление описательного рассказа.
Буква М (1 час).
Встреча с буквой М, звуками [м], [м′].
Музыкальный театр им. А.К. Боброва. Репертуар. Певец А.К. Бобров. Прослушивание отрывков из оперетт.
Мечеть. Мусульманство
Скульптуры «Мать и дитя», «Модница». Женская красота.
Буква Н (1 час).
Встреча с буквой Н, звуками [н], [н′].
Притомская набережная. Культура поведения на улице. Рассказы детей по собственным впечатлениям от прогулок по городу и набережной.
Нулевой километр.
Буква О (2 часа).
Встреча с буквой О, звуком [о].
Скульптура «От улыбки». Почему нам необходимо улыбаться?
Областная больница и скульптура «Скамья здоровья». Важная профессия – врач, медсестра.
Областной краеведческий музей. Что можем там увидеть. Профессия – экскурсовод.
Скульптура «Олень». Бережное отношение к природе. Красная книга Кузбасса.
Скульптура «От улыбки». Почему нам необходимо улыбаться?
Областная больница и скульптура «Скамья здоровья». Важная профессия – врач, медсестра.
Буква П (1 час).
Встреча с буквой П, звуками [п], [п′].
Памятник погибшим в ВОВ. Парк Победы. Слава российской армии. Профессия – военный.
Площадь Советов – администрация города и области, место для прогулок и отдыха. Губернатор Кемеровской области – А.Г. Тулеев, глава города – И.С. Середюк.
Скульптура «Погода в доме». Семья – главное в жизни человека.
Буква Р (1 час).
Встреча с буквой Р, звуками [р], [р′].
Рудник. Добыча угля.
Дни рождения. Родильный дом. Рассказывание на тему «Когда я был совсем маленьким».
Буква С (1 час).
Встреча с буквой С, звуками [с], [с′].
Знаменский Собор. Стадион «Химик».
Скульптура «Собака». Почему нужно заботиться о братьях наших меньших.
Сосновый бор. Охрана природы.
Буква Т (1 час).
Встреча с буквой Т, звуками [т], [т′].
Река Томь и скульптуре «Труженица Томь».
Кукольный театр, репертуар, рассказывание детей о своих впечатлениях от посещения театра.
Памятник «Труженики тыла».
Буква У (1 час).
Встреча с буквой У, звуком [у].
Рассказ о КемГУ. На кого там учатся?
Беседа об угле – одном из богатств Кузбасса. Как образовывался уголь.
Буква Ф (1 час).
Встреча с буквой Ф, звуками [ф], [ф′].
Филармонии им. Б.Т. Штоколова. Репертуар. Прослушивание органной музыки.
Фонтан около драмтеатра, фонтан «Шахтерская слава». Прослушивание отрывка песни о шахтерах.
Скульптура «Флора». Красная книга (растения).
Буква Х (1 час).
Встреча с буквой Х, звуками [х], [х′].
Беседа о стадионе «Химик». Зимние виды спорта. Известные спортсмены из Кемерово (А. Колокольцева, Н.Г. Шиве – советская конькобежка, А. Бессмертных – лыжные гонки).
Рассказ о храме Святой троицы. Знакомство с иконой Андрея Рублева «Троица».
Буква Ц (1 час).
Встреча с буквой Ц, звуками [ц].
Цирк в Кемерово. Цирковые профессии.
Рассказы детей по впечатлениям о посещении цирка.
Буква Ч (1 час).
Встреча с буквой Ч, звуком [ч].
Часовня Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.
Чрезвычайные ситуации. Памятник «Пожарным и спасателям Кузбасса». Кто совершает подвиг в обычной жизни (работники МЧС). Правила поведения дома и в детском саду.
Беседа о парке чудес. Рассказывание детей об отдыхе в парке.
Буква Ш (1 час).
Встреча с буквой Ш, звуком [ш].
Кемерово – город шахтеров. Рассказ о памятнике шахтерам Э. Неизвестного, скульптуре «Шахтерская верность». Обобщение знаний детей об шахтерской профессии, добыче угля.
Шалготариан – дружба венгерского и русского народов.
Буква Щ (1 час).
Встреча с буквой Щ, звуком [щ].
От Щегловска до Кемерово. Районы современного Кемерова: Рудничный, Центральный, Заводский, Ленинский, Кировский, жилой район Лесная поляна.
Рассказы детей о любимом городе.
Буква Э (1 час).
Встреча с буквой Э, звуком [э].
Экология. Беседа о заботе о природе, нашем родном доме. Красота и чистота в нашем городе.
Буква Ю (1 час).
Встреча с буквой Ю, звуком [йу].
Юрий Двужильный – герой ВОВ. Улица Юрия Двужильного.
Буква Я (1 час).
Встреча с буквой Я, звуком [йа].
Беседа о любви к родному городу «Я люблю Кемерово».
Торговый центр «Я».
Большая семья (2 часа).
Обобщение изученного материала. Викторина «Что есть в моем городе». Рисование на тему «Мой город».
КВН «Я знаю город». Прощание с Букваренком.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Герасимов, А. Н. История Кемеровской области: Книга для чтения [Текст] / А. Н. Герасимов, С. А. Герасимова. – Кемерово: СКИФ-ИПП «Кузбасс», 2007. – 224 с.
- Жаренкова, Н.З. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями» [Текст] / Н.З. Жаренкова, О.В. Муртазина. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 48с.
- Звягин, С.П. История Кузбасса [Текст] / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. - 368 с.
- Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]. – Т.1. -Кемерово, 1996. -310 с.
- История Кузбасса [Текст] / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006. – 360 с.
- Красная книга Кемеровской области [Текст] – Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. – 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – 208 с.
- Красная книга Кемеровской области [Текст] – Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – 192 с.
- Разинкин, А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца XVIII в. [Текст]: учебное пособие / А.В. Разинкин. - Кемерово, 1996.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дошкольная педагогика [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М. : Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
- Звягин, С.П. История Кузбасса [Текст] / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. - 368 с.
- Матова, В.Н. Краеведение в детском саду [Текст] / В.Н. Матова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 176с.
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Электронный ресурс] / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Otrojdenia-do-shkoli.pdf
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-349717-1385966269.jpg)
Методическая разработка по дополнительному образованию детей дошкольного старшего возраста по подготовке к обучению в школе "Букваренок"
Методическая разработка предназначена для детей 5-7 лет на 2 года обучения и предусматиривает обучение по разделам: Обучение грамоте и Развитие математической логики. Занятия проходят в рамках дополни...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-117472-1477027351.jpg)
Презентация "Братский букваренок"
Составлена при использовании поэтическогосборника Юрия Жернакова «Братский букваренок»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-378930-1389339286.jpg)
Образовательная программа кружка по обучению грамоте "Букваренок" для детей старшего дошкольного возраста
Данная рабочая программа адресована дошкольному образовательному учреждению комбинированного и общеразвивающего вида. Программа предназначена для обучения чтению детей 5 – 6 лет. Обу...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/13/picture-528352-1442146973.jpg)
Конспект интегрированного занятия в группе общеразвивающей направленности старшего дошкольного возраста №2 "Букваренок".
Интегрированное занятие....
Рабочая программа кружка "Букваренок"
Пояснительная записка Цель работы подготовительных групп – подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить чит...