Мастер - класс по сюжетно - ролевым играм. воспитатель Утешева Алия Шаукятвна
рабочая программа

Утешева Алия Шаукятовна

Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых, в специально создаваемых игровых (воображаемых) условиях, воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx328.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по сюжетно-ролевым играм

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Проходите, рассаживайтесь. Чтобы узнать тему мастер - класса прошу вас ответить на вопрос. 
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим. Это ИГРА. 

Мы живем в новое время, в котором предъявляются федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования  новые современные требования к профессионализму педагогов.

 «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. И так происходит не только в нашей страны, но и  во всем мире. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевая игра это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых, в специально создаваемых игровых (воображаемых) условиях, воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними. Этот вид детской деятельности можно рассматривать с разных позиций.

Игра – это импровизация, ребенок не говорит длительно свою роль, не продумывает ее, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

Игра – это самостоятельная деятельность ребенка, в ней ребенок впервые вступает в общение со сверстниками, с партнерами по игре, учится устанавливать с ними отношения, основанные на симпатии, дружбе, взаимопомощи, осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.

Игра - это школа воспитания чувств  дошкольников, их нравственных качеств. Именно сформированные  в игре моральные качества влияют на поведение ребенка в жизни, и наоборот, навыки, приобретенные в результате ежедневного  общения детей друг с  другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игровых ситуациях.

Игра – это способ  развития детского воображения и творческих способностей,   радость творчества, радость созидания. Они проявляются в поиске средств для воплощения игрового  замысла, в подборе атрибутов и предметов-заменителей для игры, развитии игрового  сюжета, интерпретации ребенком роли в сюжетно-ролевой игре. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта.

Игра – это подготовка ребенка к взрослой жизни. Большинство  детских сюжетно-ролевых игр отражает труд взрослых: малыши подражают воспитателю, врачу, шоферу, летчику, пожарному, отражают бытовые действия членов семьи и их отношения. В  игре закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

В игре ребенок обладает возможностью проявлять способность, казалось бы, не характерную для дошкольников, к самовоспитанию.

Сюжетно – ролевая  игра стала центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Профессионалы часто посещают детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх различным социальным ролям. Но зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм".

В результате мы получаем уже не игру. Приведу пример из опыта Е.Е. Кравцовой, описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного воспитания".

"Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют "во врача". За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их "кабинетом", совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях — это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает "рецепт". Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. "А где ваша дочка?" — спрашивают дети. "А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?"

Дети заинтригованы — нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент — я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.

- Откройте рот.
- Но у меня болит пятка.
- Откройте рот, надо посмотреть горло.
- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!
- Тогда давайте измерим температуру.
- Температура здесь ни при чем.
- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)".

Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок растет, развивается, а в простом повторении заученных фраз? Скорее деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в более простые игры, которые в сумме и складываются в сюжетно-ролевую.

 


Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?

Ответы участников.

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?

Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения (это мое мнение).
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры.
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игры является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться, именно поэтому тема моего МК «использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей».

Что такое технологическая карта? 
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.

(В толковом словаре дается такое определение.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. 
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.
Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
А вам я предлагаю понять какие правила игры мы нарисовали. 
Соотнесите картинку с действием. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14252_998dcc5cb4ef5ec0be658e72c2791a59.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14252_7facbcb634347029d38aeac1deb37670.jpg.jpg


Для удобства использования на практике детьми и педагогом я предлагаю такое оформление технологической карты. 


Посмотрите, здесь присутствуют все основные шаги, кроме одного – это шаг номер 4 "Поиграйте". Для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное.
Давайте составим технологическую карту игры «Космическое путешествие».

Мен ее посоветовала Бодрова Марина Ивановна.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14252_f3dd118ddea753b6750be7d0055045e6.jpg.jpg


Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации. 
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3. Возвращение космонавта домой.

Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет). 
1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
2. Связь космонавтов с землёй.
3. Выход космонавтов на орбиту.

Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет. 
1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.
2. Встреча с инопланетянами.
3. ЧП на корабле.

У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте.
Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе.
Уважаемые коллеги, а для вас я тоже подготовила загадки. На экране вы видите, созданные мною схемы, догадайтесь какие игровые ситуации представлены. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14252_a9847e7f51296830d9d755d260be07ac.jpg.jpg


Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты. 
Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.
Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.
Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры.
А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме. 
Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите. 
Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете. 
Атрибуты для ролей:
Космонавт – шлем, пилотка,
Мама - сумочка,
Папа – кепка,
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат.

Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.

Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.

Четвертым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей.
И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми. 
Ответы участников: да, конечно.
Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?
Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.
Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности.
Ответы участников: да, конечно.

Для того, чтобы втягивать детей в игру, играть вместе с ними, педагогу следует научиться свободно развертывать сюжет того или иного строения в живом процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей.

Бывают разные виды сюжетно – ролевых игр:

Бытовые игры — сценки из повседневной жизни. Девочки традиционно играют в дочки-матери, семью. Важно привлекать и мальчиков, потому что в игровой деятельности формируются представления о роли и обязанностях родителей. Старшие дошкольники с интересом обыгрывают следующие житейские ситуации: переезд, ремонт, празднование новоселья. Воспитатель может привнести национальный элемент в бытовую игру (проведение казачьих, башкирских, татарских и других праздников в кругу семьи). Бытовые игры не надоедают детям. Они могут договориться играть вместе, имитировать по сговору необычную ситуацию. Но обычно игра завязывается не сразу. Сначала девочки начинают игру в виде мам, потом кричат пап. На крик прибежал мальчик с чемоданчиком игрушечных инструментов. То есть он моментально включился в игру и принял роль отца семейства.

Творческие игры — воплощение фантастических сюжетов или привлечение сказочных персонажей в обыденную ситуацию. В игре ребята стремятся отобразить самое интересное из того, что они узнали или увидели. Поэтому воспитатель проводит насыщенную предварительную работу с детьми. Образы фантазии обогащаются через просмотр мультипликационных роликов, изучение иллюстраций (в т. ч. к энциклопедиям), познавательные беседы. Чтобы поддержать игровой интерес детей, воспитатель использует в старшей группе новый способ построения сюжетно-ролевой игры — введение нестандартного героя (например, «Баба-яга в парикмахерской»). Стимулируют воображение и помогают вжиться в роль элементы костюмов и необычные атрибуты (рыцарские доспехи и мечи, шлемы космонавтов, инструменты палеонтологов и др.).

(У сына и его друзей не клеилась игра. В планах была постройка корабля и последующие морские приключения. И вот готов парусник из стульев и наволочек. А команде скучно.
Тогда я перетрясла шкафы и помогла мальчикам стать настоящими пиратами. Цветные косынки стали банданами. Нашлась одна тельняшка для капитана. На скорую руку сделали несколько повязок на глаза. Отыскался плюшевый… филин. Не попугай, но птица мудрая, в напарники пирату — что надо! В жестяную коробочку из-под печенья я пересыпала пуговицы и спрятала в саду. Быстренько нарисовала карту с простыми символами: грядки, яблони, забор, малинник.
И игра началась!

Старшие дошкольники включаются в режиссёрские игры. Поначалу это индивидуальные «постановками» с игрушками или куклами. Затем дети договариваются, кто будет режиссёрами, кто — актёрами, пробуют инсценировать знакомую историю или выдуманный сюжет.

Сюжетно-дидактическая игра предполагает практическое применение полученных на занятиях знаний. Для детей старшей группы чаще всего задания берутся из занятий по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений). Воспитатель предлагает разыграть знакомый сюжет («Магазин», «Банк», «Ресторан») и озвучивает обязанности для каждой роли: посчитать, назвать число и т. д. Задания могут быть из опытно-экспериментальных, музыкальных, речевых занятий — задача педагога подключать новые навыки и знания ребят к игровой деятельности. Воспитатель наблюдает за ходом игры, указывает на ошибки в выполнении дидактического задания, даёт указания, как их исправить. Периодически я добавляю в сценарий игры «Супермаркет» дидактические задания. Дети учатся счёту в пределах 10 и далее десятками. Их задача сейчас — помогать подписывать ценники для товаров и называть вслух стоимость. В игре они кассиры — подсчитывают сумму покупок (складывает числа) и сдачу (вычитает). Последнее усложнение игрового задания состояло в том, что кассиру необходимо выписать чек покупателю: так они учатся записывать примеры.

Деловые и современные игры — отражение детских знаний о профессиях и должностных обязанностях специалистов. Дошкольники 5–6 лет сразу включают в игру сюжеты, заинтересовавшие их в обычной жизни. Это может быть посещение с родителями кафе или театра на досуге или визит «по делам»: в агентство, офис, банк. В современных играх имитируется деятельность организаций XXI века: модельное агентство, дизайн-студия, фитнес-клуб, фитобар и др.

На прогулке сюжетно-ролевые игры разворачиваются активно и захватывающе. Потому что на улице условия особенные и располагают к конкретным сюжетам:зимой — «Полярная станция», «Оленеводы», «Путешествие на Северный полюс»;

в тёплое время года — «Мамы гуляют с детьми», «Стройка» и «На раскопках» (в песочнице), «Поход», «Следопыты/Разведчики», «Садоводы», «Пикник в парке».

Ко Дню защитника Отечества воспитатель в группе моей дочки подготовила открытый показ игры «Морской флот». Зрителями были родители. Ребята заранее знали, на какую тему будет игра, потому что они совместно с воспитателем и педагогом по изодеятельности готовили оборудование и атрибуты. В игровой зоне соорудили корабль «Отважный»: из мягких блоков и лент с флажками. На ковре в виде волн выложили отрезки ткани. Ребята нарисовали и вырезали морских жителей, которые плескались на волнах: рыбок, медуз, осьминожек. Из самодельных атрибутов приготовили: подзорную трубу и бинокли, карту, бортовой журнал. Было любопытно наблюдать, как разворачивается сюжет игры. Отправились моряки исследовать неоткрытую область на карте, а внезапно обрели волшебную способность общаться с обитателями морского дна!

Перечень примерный атрибутов для игр:

«МАГАЗИН»

  1. Набор продуктов (объёмные муляжи).
  2. Весы. Касса. Игрушечные деньги.
  3. Сумки, корзины, рюкзачки.
  4. Форма для продавца.

«БОЛЬНИЦА»

  1. Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
  2.  Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель и др.).
  3. Аптечка с ватой, бинтом и пустыми пузырьками и коробочками из под лекарств и т.п.

«КУХНЯ»

  1. Кукольный кухонный шкафчик и плита.
  2. Набор чайной посуды.
  3. Набор кухонной посуды.
  4. Набор столовой посуды.
  5. Белый халат, фартук, колпак.

«ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

  1. Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчёска, фен, накидка, бигуди,  заколочки, резиночки, и т.п.).
  2. Костюм парикмахера.
  3. Зеркало с креслом и столом.

«ПОЛИЦИЯ»

  1. Фуражка полицейского
  2. Полицейский жезл
  3. Крупные машины
  4. Дорожные знаки

«СТРОИТЕЛИ»

  1. Машины – строительная техника.
  2. Каска строительная.
  3. Набор инструментов.
  4. Строительные жилетки.
  5. Конструкторы разных размеров и видов.

«ВОДИТЕЛИ »

  1. Светофор.
  2. Гараж.
  3. Руль автомобильный.
  4. Грузовые машины.
  5. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
  6. Машины общественного транспорта.
  7. Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолёт, ракета).
  8. Фуражка / бескозырка.
  9. Штурвал на подставке.
  10. Бинокль (подзорная труба).

 «Пожарные»

-каски

-пелеринки

-инвентарь-лопата, топор, багор, ведро, огнетушитель

-лестница, аптечка; йод, вата, бинт, нашатырный спирт, носилки.

«Уличные движения»

-фуражка милицейская или берет

-портупея с погонами

-жезл, дорожные знаки на подставках, светофор, щитки с изображения транспорта

-рули

-пешеходная дорожка состоит из отдельных полосок

-высотные дома.

«Поезд»

-фуражка для машиниста

-берет для помощника

-желтые и красные сигнальные флажки

-семафор , перед электровоза, касса, берет и микрофон для диспетчера

-билеты и деньги, контролер-повязка, ключ, для регистрации билетов печать.

«Почта»

-фуражка для почтальона, сумка для почтальона, почтовый ящик

-окошечки : «Прием телеграмм, прием и выдача посылок»

-ящик для сортировки писем, весы, телефон детский.

-посылки, бандероли, газеты, журналы, штамп, печать

-бланки, письма, открытки, конверты, марки, деньги, кошельки

-вывеска «Почта».

«Зоопарк»

-домашние животные: курица, петух, цыплята

-дикие животные: слон, заяц, лиса, волк

-клетки, корм в кормушках

-фуражка для контролера или берет

-для смотрителя – фартук с эмблемой, ведро, метла

-для доктора Айболита -  халат, фартук шапочка, сумка, медикаменты

-касса, деньги, билеты

-ветврач и вся его одежда

-для экскурсовода: указка, эмблема,

-таблички с названием зверей.
Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Руководство сюжетно-ролевой игрой детей младшего дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе овладения приёмами руководства сюжетно-ролевой игрой....

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»...

Мастер - класс «Организация сюжетно – ролевой игры в ОУ»

Компоненты, структура, этапы сюжетно - ролевой игры на разных возрастных этапах...

Мастер-класс по сюжетно-ролевой игре "Аэропорт".

Мастер-класс по сюжетно-ролевой игре "Аэропорт! для подготовительной к школе группе....

Мастер - класс по сюжетно - ролевой игре "Редакция газеты"

Мастер - класс по организации сюжетно - ролевой игре с детьми дошкольного возраста был разработан в рамках  презентации педагогического опыта работы среди педагогической общественности....

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»

Мастер-класс «Организация сюжетно-ролевой игры»...

Мастер-класс «Мир сюжетно-ролевой игры»

 Цель: мастер-класса: познакомить педагогов с содержанием работы по организации  сюжетно-ролевой игры в детском саду....