«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_biblioteka.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №153 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников"

г.Кемерово

Харина Елена Анатольевна, воспитатель

«Знакомство с библиотекой, историей её создания и правилами бережного отношения с книгой»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей дошкольной группы

Интеграция образовательных областей:  

«Речевое развитие» (формирование словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи), «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным миром), «Социально-коммуникативное развитие» (коммуникативное развитие, нравственное воспитание), «Художественно-эстетическое развитие (рисование).

Цель: развитие речи, систематизация, обогащение знаний и представлений детей старшей дошкольной группы о библиотеке, ее истории создания и видах, формирование бережного отношения с книгой.

Задачи:

Образовательные:

  • расширять и обогащать знания детей о библитеке и книгах;
  • активизировать и расширять словарь по теме;
  • совершенствовать звуковую культуру речи и грамматический строй речи, связную речь.

Развивающие:

  • развивать мышление (анализ, синтез, классификацию);
  • побуждать развитие фантазии;
  • формировать умение выражать свои мысли.

Воспитательные:

  • прививать бережное отношение к книге;
  • формировать отношения дружбы среди дошкольников.

Материал, оборудование:

иллюстрации, предметные картинки с изображением весны, животных весной, перелетных птиц, картинки с изображением птиц – журавль, утка, ласточка, грач, лебедь (по 7-10 шт., общее количество наборов одноименных птиц по количеству детей), клей, кисти, салфетки, картон.

Методы и приемы:

Словесный – беседа, рассказывание, объяснение.

Игровой – дидактические игры «Можно и нельзя», «Загадки».

Практический – физкультурная минутка, практическая деятельность(рисование).

Наглядный – посылка, книги, иллюстрации, предметные картинки с изображением библиотеки.

Материалы и оборудование:  посылка с библиотечными книгами.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

Воспитатель вносит посылку с книгами.

Воспитатель: Ребята, что это за посылка? (Заглянуть во внутрь, и  загадать загадку.) 

Загадка

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает?

                                                (Книга)

Или     Кто на свете всех умнее,

Кто всё может и умеет?

И в любой свободный час

Кто всему научит нас?

                                (Книга)

Воспитатель: Правильно, ребята, помогите мне распаковать посылку (разложить книги на столе).

Воспитатель: Интересно, откуда столько книг и кто их хозяин? ( Взять любую книгу и обратить внимание детей на внутренний кармашек на переплёте книги.) Ребятам отгадайте, что это за кармашек. (варианты детей).

Воспитатель: Ребята, смотрите здесь есть надпись «Библиотека  школы №21». Ребята, а вы знаете, что такое библиотека? (ответы детей).

Воспитатель: Без хорошей книги не обойтись. А где её взять? Можно выбрать книгу дома, можно попросить у товарища, а можно пойти в библиотеку. А что такое библиотека? (предположения детей). Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят: Собрали с любовью, хранят с заботой.

Воспитатель:  А когда появились библиотеки на Руси? Это было очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку греческих и латинских, книг. Иван Грозный не только сберёг её, но и приумножил.

Воспитатель: Все книги библиотеки этого царя были рукописными. Что означает это слово?  ( Ответы детей)

Воспитатель: Если не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит, «летописи» — это годовые записи.

Воспитатель: Позже волею царя в Москве открыться Печатный двор. Как вы думаете, что делали на Печатном дворе?

Воспитатель: Первые книги печатал здесь мастер Иван Фёдоров. Иван Фёдоров всё делал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал и напечатал первый букварь для детей. Были в нём не только буквы, но и цифры, и наставления, и сказки, чтобы не только читать учились дети, но и росли добрыми да умными.

Воспитатель: Сейчас существует и работает много библиотек. Может вы мне подскажете какими бывают библиотеки? (Ответы детей)

Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и детей. Есть библиотеки для людей определённых профессий, то есть научные.

 Но самая большая библиотека в Москве-Российская библиотека. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобиться много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде-бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!

Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты, журналы приходят сюда и из других стран. Здесь миллионы книг! Их там так много, что прочитать все просто невозможно, путешествуя по этажам библиотеки, мы все устали, давайте сделаем небольшую разминку. Дети встают в круг.

 Физкультминутка.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

(Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,

(Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

 Воспитатель: Ну что, отдохнули? Отправляемся дальше.

Ребята, а у вас дома есть книги? (ответы детей)  

Воспитатель: Вы знаете, что у вас дома тоже есть библиотека? Как вы думаете, почему и эта огромная библиотека и полка с книгами в вашем доме называются одним словом-библиотека? (варианты ответов детей).

Воспитатель:  В самом начале беседы мы узнали, что такое библиотека.(собрание книг, сделанное одним человеком или несколькими людьми).  Скажите, а у нас в группе есть библиотека? Конечно. Вот она. Книг в ней не мало, правда?

Воспитатель: В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. В длинных ящиках стоят карточки. На каждой — название книги и фамилия автора. А в углу знак — цифры буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.

Воспитатель: Как узнать кто взял книгу из библиотеки?(дети отвечают). Ребята, на карточке в кармашке книги, указана фамилия, адрес и телефон, взявшего книгу.

Воспитатель: Ребята, давайте позвоним в библиотеку.(Взять  телефон и звонить в библиотеку).Здравствуйте, это библиотека. Вам звонят из детского сада, нам пришла посылка с книгами, которые не могут найти дорогу домой. У вас книги не терялись?

Воспитатель: Ребята,  оказывается эти книги взял в библиотеке ученик 1 класса Вася Растяпкин и вовремя не вернул их. Это стало известно из формуляра, который есть у каждой книги, а в библиотеке на каждого читателя заводят читательскую книжку, где записывают книги и срок на который они выданы.

Воспитатель: Главное условие пользования книгами- это возвращать их вовремя в библиотеку и обращаться с ними бережно.

Вы скоро пойдёте в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку. Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете какие? (Соблюдать тишину, бережно относиться к книгам).

 С книгой, взятой из библиотеки, надо обращаться очень аккуратно. Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в  игру «Можно и нельзя». Я буду читать вам стихотворение, вы внимательно слушаете и хлопаете в ладоши и  говорите «ДА» если это можно делать, топаете ногой, говорите «Нет», если вы считаете, что так нельзя поступать.

Книга-самый лучший друг,

Это знают все вокруг.

Книгу можно прочитать,

Руками грязными листать.

Если нравится картинка-

Рви её из серединки.

Книгу бережно держи,

В неё закладку положи.

Книгу в воду не бросай,

Береги и уважай!

Воспитатель: Молодцы, ребята, а вы знаете, что у русского народа очень много пословиц о книгах.

Воспитатель: А теперь подскажите мне, что нужно сделать с этими книгами? (отнести их в библиотеку) Правильно, сейчас мы с вами проверим  книги, не порваны ли они, может их надо подклеить, потом мы аккуратно поместим их обратно в коробку и я отнесу их в библиотеку.

III. Подведение итога.

Ну что ж, понравилось вам путешествие в библиотеку? (Да)

Что вам понравилось больше всего? (Путешествовать)

Напомните мне, пожалуйста, что же такое библиотека? (в ней хранят книги)

Как называются люди, которые приходят в библиотеку? (читатели).

Кто мне скажет, что такое рукопись, летопись?( руками писаная книга, годовые записи лето- год)

Как нужно обращаться с книгами? (нельзя рисовать в книге, перегибать её, заворачивать страницы, нельзя брать её грязными руками, мочить книги, нельзя вырывать страницы).

Молодцы, ребята, после небольшого перерыва у каждого из вас появится возможность нарисовать свою книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и ИКТ

Занятие по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и икт «Мы спешим к друзьям на помощь»Цель.Развить речь детей через применение метода ИКТ и мнемотехники.Об...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "В гостях у сказки"

В данном конспекте использованы элементы технологии сказкотерапии. Игровая и познавательная мотивация сплетаются воедино, что обуславливает высокую речевую и познавательную активность детей....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей й группы "Волшебная осень"

Цель: 1.Закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»;закрепить названия осенних месяцев; закрепить порядковый счет от 1 до 10....

«Осенняя пора» Интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Закрепить характерные признаки осени; Развитие связной речи.Задачи: - формировать умение детей пересказывать рассказ близко к тексту;- развивать внимание и память;- учить образовывать из существ...

Открытое интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Открытое интегрированное занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста."В мире сказак" Закреплять знания детей о знакомых сказках....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "Зимушка - зима"

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях....