« СЕМИНАР - ПРОЕКТ » Совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых.
статья (подготовительная группа)
Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых. | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Яковлева Ю.А.,воспитатель
ГБДОУ№ 84 Калининского района
Санкт- Петербурга
« СЕМИНАР - ПРОЕКТ »
Совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых
Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.
Важнейшие черты поведения ребёнка - дошкольника — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении новых впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.
Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.
Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектная деятельность – это одна из наиболее интересных интерактивных технологий в образовании и в то же время сложных с точки зрения организации. По определению Н. Е. Вераксы, проектная деятельность – это сложно организованный процесс, который предполагает системное преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике проведения отдельных занятий. Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду.
Выделяют три основные вида проектной деятельности:
-творческая,
-исследовательская,
-нормативная.
Актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию.
Проектно-поисковая деятельность обладает потенциальными возможностями объединения детей, родителей (законных представителей) и педагогов. Сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) позволяет лучше узнать ребенка. В то же время преобладающая часть родителей (законных представителей) не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с ребенком. Естественное включение родителей (законных представителей) в проектно-поисковую деятельность детей является формой налаживания контактов в системе "дети – родители – педагоги". Преимущества проектно-поисковой деятельности обосновываются следующим. Совместная деятельность по решению поставленных в проекте задач сближает детей и взрослых, налаживает стабильные эмоциональные связи между родителями (законными представителями) и детьми, а также способствует установлению положительных эмоциональных контактов между педагогами и родителями (законными представителями).
В современных условиях специалисты отмечают холодность детско-родительских отношений, недостаточность эмоционального общения между ними. Также нехватка времени, а зачастую и желания, эмоционально отдаляет педагогов и родителей (законных представителей) друг от друга, мешает им наладить сотрудничество в воспитании и развитии детей. Совместная проектно-поисковая деятельность помогает решить эти проблемы.
В процессе проектно-поисковой деятельности возникают условия, способствующие формированию важных компонентов готовности ребенка к школе: познавательного интереса, умения принимать учебную задачу и находить ее решение, навык работы с разнообразными источниками информации, расширение кругозора, опыт совместной деятельности и т.д. В свою очередь родители (законные представители) получают возможность на практике осуществить комплексную подготовку ребенка к обучению в школе, преодолеть сконцентрированность на компонентах специальной готовности (чтение, письмо, счет).
Педагогам проектно-поисковая деятельность позволяет формировать родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка, подготовки его к обучению в школе. Таким образом, совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых выступает комплексной формой сотрудничества педагогов и родителей, наиболее эффективной на этапе подготовки детей к обучению в школе.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
ОСНОВА ПРОЕКТА
1 - Проблема;
2 – Проектирование (планирование);
3 - Поиск информации;
4 - Продукт;
5 - Презентация.
6- портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Список используемой литературы :
-Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
-Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
-Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
-Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
-Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект совместной деятельности детей и взрослых "Мы живём в России"
Представленный материал познакомит с новым направлением в работе дошкольных образовательных учреждений: проектной деятельностью.Проект "Мы живём в России" разработан для детей подготовительной гр...
Проект "Лук - всех детей и взрослых друг!"
Вид проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: 1 месяц– декабрьУчастники проекта: дети старшей группы; родители, воспитатели.Актуальность темы: недостаточное представлен...
Проект совместной деятельности детей и взрослых по теме:" Профессия-парикмахер"
В проекте раскрывается его вид, участники, сроки и направления, решены вопросы актуальности проекта, а также цели и условия реализации....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...
Проект «Безопасное поведение детей и взрослых на улице города»
Обеспечить накопление предсталений о различных видах транспорта, о назначении светофора и пешеходного перехода у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Формировать элементарные знания о правил...
Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"
Представлен опыт работы проведения семинара - практикума по развитию правильной речи детей и взрослых...
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»
Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых» для воспитателей...