« СЕМИНАР - ПРОЕКТ » Совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых.
статья (подготовительная группа)

Дисикова Юлия Алексеевна

 Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Яковлева Ю.А.,воспитатель

ГБДОУ№ 84 Калининского района

Санкт- Петербурга

 

« СЕМИНАР - ПРОЕКТ »

Совместная  проектно-поисковая  деятельность детей и взрослых

   Проектная деятельность в дошкольном возрасте занимает важное место в деятельности педагогов, организации образовательного процесса, взаимодействии с родителями, организации совместной деятельности детей и взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность определена во ФГОС ДО (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

 Важнейшие черты поведения ребёнка - дошкольника — это любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, потребность в получении новых впечатлений, самостоятельная поисковая активность. Именно эта направленность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации исследовательской деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности отлично справляется проектно-исследовательский метод.

 

 Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение ребенком разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога.

 Проектная деятельность дошкольников — это познавательная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.

 Проектная деятельность – это одна из наиболее интересных интерактивных технологий в образовании и в то же время сложных с точки зрения организации. По определению Н. Е. Вераксы, проектная деятельность – это сложно организованный процесс, который предполагает системное преобразование всего учебного, вспомогательного и воспитательного процесса, а не только изменения в методике проведения отдельных занятий. Проектная деятельность подразумевает личные формы активности детей на разных этапах реализации замысла, поэтому она должна рассматриваться вне традиционной сетки занятий в детском саду.   

Выделяют три основные вида проектной деятельности:

-творческая,

-исследовательская,

-нормативная.

Актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что она позволяет расширять социально-познавательное пространство детей, развивать их творческую активность, общие интеллектуальные способности, формировать познавательную мотивацию.

Проектно-поисковая деятельность обладает потенциальными возможностями объединения детей, родителей (законных представителей) и педагогов. Сотрудничество педагогов и родителей (законных представителей) позволяет лучше узнать ребенка. В то же время преобладающая часть родителей (законных представителей) не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с ребенком. Естественное включение родителей (законных представителей) в проектно-поисковую деятельность детей является формой налаживания контактов в системе "дети – родители – педагоги". Преимущества проектно-поисковой деятельности обосновываются следующим. Совместная деятельность по решению поставленных в проекте задач сближает детей и взрослых, налаживает стабильные эмоциональные связи между родителями (законными представителями) и детьми, а также способствует установлению положительных эмоциональных контактов между педагогами и родителями (законными представителями).

   В современных условиях специалисты отмечают холодность детско-родительских отношений, недостаточность эмоционального общения между ними. Также нехватка времени, а зачастую и желания, эмоционально отдаляет педагогов и родителей (законных представителей) друг от друга, мешает им наладить сотрудничество в воспитании и развитии детей. Совместная проектно-поисковая деятельность помогает решить эти проблемы.

   В процессе проектно-поисковой деятельности возникают условия, способствующие формированию важных компонентов готовности ребенка к школе: познавательного интереса, умения принимать учебную задачу и находить ее решение, навык работы с разнообразными источниками информации, расширение кругозора, опыт совместной деятельности и т.д. В свою очередь родители (законные представители) получают возможность на практике осуществить комплексную подготовку ребенка к обучению в школе, преодолеть сконцентрированность на компонентах специальной готовности (чтение, письмо, счет).

   Педагогам проектно-поисковая деятельность позволяет формировать родительскую компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка, подготовки его к обучению в школе. Таким образом, совместная проектно-поисковая деятельность детей и взрослых выступает комплексной формой сотрудничества педагогов и родителей, наиболее эффективной на этапе подготовки детей к обучению в школе.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

ОСНОВА ПРОЕКТА

1 - Проблема;

2 – Проектирование (планирование);

3 - Поиск информации;

4 - Продукт;

5 - Презентация.

6- портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки,  схемы, карты, таблицы.

Список используемой литературы :

-Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

-Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

-Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

-Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.  

-Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности детей и взрослых "Мы живём в России"

Представленный материал познакомит с новым направлением в работе дошкольных образовательных учреждений: проектной деятельностью.Проект "Мы живём в России" разработан для детей подготовительной гр...

Проект "Лук - всех детей и взрослых друг!"

Вид проекта: познавательно-исследовательский.Продолжительность проекта: 1 месяц–  декабрьУчастники проекта: дети старшей группы; родители, воспитатели.Актуальность темы: недостаточное представлен...

Проект совместной деятельности детей и взрослых по теме:" Профессия-парикмахер"

В проекте раскрывается его вид, участники, сроки и направления, решены вопросы актуальности проекта, а также цели и условия реализации....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развиваем речь детей и взрослых»

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деяте...

Проект «Безопасное поведение детей и взрослых на улице города»

Обеспечить накопление предсталений о различных видах транспорта, о назначении светофора и пешеходного перехода у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Формировать элементарные знания о правил...

Презентация семинара-практикума "Развиваем речь детей и взрослых"

Представлен опыт работы проведения семинара - практикума  по развитию правильной речи детей и взрослых...

Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых»

Семинар — Практикум «Развиваем речь детей и взрослых» для воспитателей...