Роль и значение эмоций
статья

Стафеева Екатерина Николаевна

Эмоции представляют собой одну из весьма значительных функций нервно-психической деятельности человека, основной смысл и значение которой заключается в субъективном переживании как воспринятого из окружающей действительности, так и происходящего в самом себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_i_znachenie_emotsiy.docx14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Роль и значение эмоций.

Слово «эмоция» происходит от французского emotion и латинского emoveo, что означает «потрясаю», «волную».

Эмоции представляют собой одну из весьма значительных функций нервно-психической деятельности человека, основной смысл и значение которой заключается в субъективном переживании как воспринятого из окружающей действительности, так и происходящего в самом себе.

Эмоции носят социальный характер, являются общественно обусловленными и неразрывно связаны с познавательной функцией, так как все интеллектуальные процессы – начиная с самых простых и кончая самыми сложными – сопровождаются определенными эмоционально-чувственными реакциями, имеющими чисто субъективный характер.

Сами по себе чувственные и эмоциональные реакции представляют собой хотя и по особому своеобразному, но вполне определенную форму отражения окружающей человека действительности со всеми сторонами общественно-трудовой деятельности, многообразными проявлениями  природы, но с преимущественным выдвижением на передний план не самих объектов, а сугубо личного отношения к ним человека.

Одни обстоятельства, воспринимаемые людьми, вызывают приятное чувство радости, наслаждения, удовольствия, или, как говорят, положительные эмоции; другие – наоборот, неприятные чувства, сопровождаемые сожалением, неудовлетворенностью, обидой, возмущением, отвращением, тоской, отчаянием – отрицательные эмоции.

Еще более сложные субъективные реакции бывают при обстоятельствах, воспринятых во всей их полноте, многообразии и совокупности с учетом возможных последствий и т.д. В таких случаях возникают более значительные по глубине, продолжительности, степени выраженности чувственные реакции, носящие сложный характер, примерно такого порядка, как чувство долга, стыда, ужаса, гнева, удовлетворения и т.д.

Среди беспрерывно возникающих в эмоциональной сфере разнообразнейших реакций все же в определенный момент на первый план выступает только какая-то одна. Далее при кажущемся покое происходят постоянные изменения как во внешней среде, так и во внутренней сущности человека; при наличии здоровья и полноценной нервно-психической деятельности они обязательно вызывают соответствующие эмоциональные реакции.

Кто-то прошел мимо открытого окна, громко стуча каблуками, когда хотелось тишины, покоя, возникает определенная эмоциональная реакция в виде недовольства, раздражения. Откуда-то донесся жалобный писк котенка, попавшего в руки грубо обращающихся с ним детьми, - опять новые  чувственные реакции в виде недовольства их поведением, жалостью к беспомощному котенку…

А дальше…может быть, возникшие в связи с этим мысли, ассоциации, представления, суждения и прочее создадут благоприятную почву для появления совершенно новых чувств, развивающихся совсем по другому поводу и т.д.

Если бы, например, понадобилось воспроизвести в графическом изображении чувственные реакции, возникающие  человека даже в относительно короткий промежуток времени, вряд ли удалось бы когда-либо получить прямую линию. Это связано с тем, что, помимо огромного количества непрерывно следующих один за другим эмоциональных сдвигов на постоянно меняющиеся внешние раздражители, человеку свойственны еще и сугубо индивидуальные для него эмоции. Сюда относятся чувства, порождаемые определенными мыслями, желаниями, побуждениями, представлениями, общим физическим состоянием, типологическими особенностями центральной нервной системы, целым рядом случайных непредвиденных обстоятельств и т.д.

При этом, чем значительнее интеллектуальные возможности человека, тем глубже и разнообразнее его познавательные стремления, чем богаче и сложнее его общее духовное развитие, тем многограннее и ярче его эмоциональные реакции, постоянно носящие как бы волнообразный характер.

Что касается их интенсивности и глубины, то они во многом зависят от специфических условий личной жизни, общественной и трудовой деятельности, вкуса, привычек, потребностей (с возможностью или невозможностью их удовлетворения и осуществления), характерологических и возрастных особенностей, морально-этических установок и т.д.

Так, например, доброжелательный, чуткий человек, внимательно относящийся к происходящему вокруг, не проявляет безразличия к допущенной на его глазах грубости, бестактности, наличию бескультурья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоции.Роль и значение. Пути коррекции

1.Эмоции.Роль семьи в нарушении эмоциональной сферы ребенка.2. Эмоции как регулятор поведения.3.Программа по развитию эмоциональной сферы....

Значение эмоций и чувств в жизни ребенка дошкольника.

Материал  для педагогов ДОУ,  раскрывает  тему  развития эмоциональной сферы детей дошкольников....

Значение эмоций в формировании невроза у детей

Значение эмоций в формировании невроза является определяющим - ребенок в первые годы жизни формирует представление о себе и о мире не логически, не вербально, а в большей части - эмоционально. Пониман...

Презентация значение эмоций в общении

Презентация значение эмоций в общении...

Консультация для родителей "Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром"

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром...

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром.

Эмоции играю важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться с той или иной ситуации....

Статья. Значение эмоций.

Значение эмоций....