Мастер-класс для воспитателей "Развитие музыкальных способностей посредством обучения детей игре на детских музыкальных инструментах"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Романкова Ольга Гуговна

Помощь воспитателям в самостоятельной музыкальной деятельности детей. В каждой группе есть музыкальные уголки, в которых, часто невостребованными, лежат детские музыкальные  и шумовые  инструменты. Предлагаю материал, в котором представлен мастер-класс, как использовать элементарное музицирование в самостоятельной музыкальной деятельности дощкольников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс для воспитателей

«Развитие музыкальных способностей детей, посредством игры на детских музыкальных инструментах»

                                               Подготовила:

                                               Романкова О.Г., музыкальный руководитель

Уважаемые  коллеги, элементарное музицирование обогащает музыкальные впечатления детей, открывает для них мир звуков. Сегодня я хочу предложить Вашему  вниманию  мастер-класс по развитию у детей музыкальных способностей, посредством игры на детских музыкальных инструментах. Существует  два  типа  инструментов – народные,  и  инструменты  симфонического  оркестра, которые разделяются на несколько групп: духовые;  ударные;  струнные; клавишные.

В  состав  детского  оркестра  входят  разнообразные  музыкальные  инструменты.  Дети  с  удовольствием  играют  на  металлофонах и ксилофонах,  треугольниках, деревянных ложках и различного  рода  других народных шумовых инструментах. Различные группы инструментов требуют освоения правильных  приемов игры. В практике часто приступают к обучению игре на многих инструментах одновременно, хотя каждый инструмент требует различных приемов исполнения. Рассмотрим особенности обучения с точки зрения освоения технических приемов игры.

Технические приемы

  • - знакомство с исполнительскими возможностями и особенностями

  инструмента.

  • - постановка исполнительского аппарата – корпуса;
  • - освоение основных приёмов игры, ритмическая тренировка.

Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего, надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. Металлофоны,  лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.

 Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения. При игре на металлофоне (ксилофоне) молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным, глухим.

При игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и если он продолжается   долго,   следует   прижать   треугольник рукой - звук сразу прекратится. 

Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен.

Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой. 

Бубен издает различные по характеру звуки  в зависимости от того, ударяют по его перепонке  пальцами,  мягкой  частью ладони или одним большим  пальцем. Если к тому же  менять место удара - ближе к деревянной раме   (где сильнее резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.

Духовые детские инструменты, такие, как триола, кларнет, мелодика, построены на хроматическом звукоряде в ограниченном диапазоне.  Играть на них следует   одинаковыми   приемами.   Ребенок  дует   в   отверстие   трубки,   равномерно   расходуя дыхание.   Одновременно   он   нажимает   нужную   клавишу.   Клавиши у них могут быть цветными или черно-белыми, по типу клавиатуры у фортепиано, чтобы ребенок мог хорошо запомнить схему партии.

Современные диатонические колокольчики, очень красиво озвучивают оркестр. Звук извлекается встряхиванием кистью, держа колокольчик за полочку, «головкой» вверх.

Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.

А сегодня на наше занятие я принесла вам сундучок. Сундучок непростой, сундучок расписной, а внутри с сюрпризом. Отгадайте мою загадку, и тогда мы узнаем, что лежит в сундучке.

Загадка.

И  шумят,  и  бренчат, и  хлопают,  и звенят.

Расписные,  яркие - веселят  всю  ярмарку!  

Правильно, это всякие разные музыкальные инструменты. Это сейчас они стали шумовыми музыкальными инструментами, а раньше были простыми деревянными и не только бытовыми вещами. Сейчас я вам о них расскажу.

Трещетка - один из древнейших  русских  шумовых  инструментов.  Трещеткой  отпугивали  птиц  с  полей.  Есть трещетка   пластинчатая,  и есть трещетка вертяшка  (сорока).

Рубель – еще один очень  интересный  шумовой  инструмент. Раньше с помощью него гладили белье. Влажную ткань накручивали на скалку, а потом утрамбовывали рубелем. Простой рубель делается из цельной доски, у которой  выбирается середина, чтобы звук был громче.

Колотушка и  коробочка. Раньше  это  были  деревянные  шкатулки  с  колотушками.  С ними  ходил  сторож  по  селу.

Бич-хлопушка. Звук у бич-хлопушки похож на щёлканье кнута: резкий и громкий.

  Ложки были всегда самым доступным инструментом. Игра на них позволяет накопить у ребенка опыт слухового восприятия. Приемы игры на ложках быстро осваиваются детьми, т.к. проходит в игровой форме. Знакомство с ложками можно начинать с младшей группы. Деревянная ложка. Ложка состоит из черенка и черпака. Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку о ложку, получается красивый звук.

Приемы игры на двух ложках.

«Лошадка» - ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

«Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

«Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

Практическая часть

Начинать обучение детей игре на детских музыкальных инструментах нужно с простейших потешек, которые исполняются на одном или двух звуках. Например, потешка «Андрей-воробей, не гоняй голубей, гоняй галочек из под палочек». Последовательность первого занятия такова:

  1. Пропевание потешки всеми детьми 2 раза.
  2. Прохлопывание ритмического рисунка потешки всеми детьми 2 раза.
  3. Предложить каждому ребенку самостоятельно прохлопать ритмический рисунок (если это подгруппа).
  4. Дети отстукивают потешку на ложках.

На втором занятии дети выбирают шумовые музыкальные инструменты для исполнения потешки (бубен, рубель, бич-хлопушку, ксилофон, металлофон, ложки, треугольник); воспитатель берет трещотку. Предлагая детям музыкальные инструменты, воспитатель напоминает детям его название.

Потешка исполняется на трех занятиях, на каждом из которых дети меняют инструменты, произнося вслух его название, например «Я выбираю рубель». Если ребенок забыл название, воспитатель спрашивает у детей «Кто запомнил, как называется этот инструмент?». Таким образом, дети закрепляют название музыкальных инструментов.

Далее предлагается потешка, состоящая из двух звуков, например «Та-та, два кота, два ободранных хвоста, серый кот в чулане – все усы в сметане, черный кот залез в подвал и мышонка там поймал». Алгоритм знакомства с потешкой такой же: сначала она пропевается, затем отстукивается ритм. Потешку из двух звуков можно исполнить на металлофоне и ксилофоне. Пластинка обозначается G (cоль) и F(фа).

Затем задание усложняется. Каждой группе инструментов дается свое задание. Например, ложки озвучивают первую половину фразы: «Та-та, два кота…»; бубны – вторую половину: «Два ободранных хвоста». Вторую фразу озвучивает бич-хлопушка и треугольник, третью фразу все инструменты играют вместе.

В группах старшего дошкольного возраста можно использовать игру «Дирижер», только вместо дирижерской палочки предлагаю карточки с изображением музыкальных инструментов. Сначала детям предлагается прослушать фонограмму исполняемой мелодии, затем каждому участнику выбрать инструменты и начинать музицировать.

Так же можно предложить детям озвучить стихотворения. Алгоритм такой. Сначала читаем стихотворение, затем спрашиваем у детей, какие инструменты можно использовать для озвучивания данного стихотворения?  

Ночь

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (ребенок выбирает трещотку).

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!» (кастаньеты).

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали (колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок  (свистулька)

     А  сейчас,  дорогие коллеги  я  предлагаю  вам  поучаствовать  в  нашем  импровизированном  оркестре.

Потешки

Буль, буль, буль,
Карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!

Пышка, лепёшка
В духовке сидела,
На нас глядела,
В рот захотела.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя.

А кто будет говорить,

Того будем выводить,

Выводить, наказывать,

Слезы не показывать.

Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Трамваем или поездом

До Насти добрались?

Не-е-ет, Портить настроение

Никто вас не просил!

А может мы не плакали,

А дождик моросил?  

Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, сынишка мой?

Нет, не плачет мой сынок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в на...

Мастер-класс « Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах»

Предлагаемый материал можно использовать как а музыкальных занятиях, так и на выступлениях....

"Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий"

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкальн...

Мастер-класс для воспитателей "Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах"

Одной из наиболее ярких форм музыкальной самостоятельной деятельности детей является музыкальная игра.Старшие дошкольники уже сами создают условия, необходимые для игры.Игра может иметь развернутый ха...

Компьютерная презентация музыкального руководителя по теме "Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах"

Презентация о моей работе с дидактическим материалом при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах....