Материал для воспитателей
консультация (младшая группа)

Туганбаева  Александра  Николаевна

Сенсорика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорика426.95 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад № 13 «Золотой ключик» города Гая Оренбургской области

Педагогические чтения – 2019  «От качества обучения и воспитания – к  качеству образования»

«Формирование сенсорных представлений

у младших  дошкольников посредством

использования дидактических игр»

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад № 13 «Золотой ключик»

Гайского городского округа

Туганбаева А.Н.,

первая квалификационная категория

Я работаю в группе младшего возраста, изучая возрастные особенности детей  четвёртого года жизни, пришла к выводу, что в младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития ребёнка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в младшем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств  предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное,  планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и ознакомление с сенсорными эталонами (цветом, формой, величиной предметов).

Поэтому я решила подробно изучить эту тему для того, чтобы повысить  свою профессиональную компетентность и систематизировать свои знания с целью дальнейшего применения  в практической деятельности.

Были намечены этапы работы:

  1. Изучить учебную и методическую литературу по проблеме;
  2. Подготовить материал и внедрить в практику игры по сенсорному развитию детей младшего возраста;
  3. Создание условий для сенсорного развития ребенка;
  4. Подготовить и провести консультацию с родителями по теме:

Ожидаемые результаты данной работы:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.
А также:

  • Систематизировать материал по развитию сенсорных способностей - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
  • Оказать консультативную помощь родителям в создании условий по сенсорному воспитанию младших дошкольников дома.  

Сначала мною были изучены теоретические источники: статьи  Венгер Л. А., Пилюгина Е.Г.,  Н. Б. Венгер ,  Абдулаевой Е. А., в которых раскрываются задачи сенсорного воспитания, методы, приёмы и особенности развития сенсорики на разных этапах дошкольного детства; описаны  условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (во-первых, использование дидактических игр, во-вторых, создание предметно-развивающей среды).

При проведении мониторинга  сенсорного развития детей 3-4 лет выявила:  что играя с дидактическими играми-вкладышами, детям трудно подобрать необходимые детали. Им приходится  использовать большое количество практических действий, то есть зрительно проанализировать и подобрать нужную деталь им сложно. Так же, я отметила, что все дети без особого труда справляются с заданием на составление картинок, на которых изображен единичный предмет. В этом случае ни  количество частей,  ни направление разреза не вызывает у них затруднений. Однако, при усложнении сюжета, увеличение количества  частей  вызвало у детей затруднения, то есть заранее составить и продумать план действий детям сложно. В ходе наблюдения за детьми в режимные моменты было установлено, что большинству детей доступны продуктивные контакты, и они способны включится в целенаправленную деятельность.

 Однако я заметила, что у дошкольников недостаточен уровень развития действий, направленных на обследование предметов, игр. Детям приходится оказывать различные виды помощи: от организации их деятельности, до наглядной демонстрации способа выполнения. 

Проанализировав  результаты обследования, я сделала вывод, что не все дети владеют сенсорными эталонами, у них возникают трудности при назывании цвета, назывании геометрических фигур. Многим детям необходима помощь взрослого. Дети способны выполнять действия по образцу, по жестовой инструкции, но при выполнении действий по словесной инструкции - часто испытывают затруднения.

В работах педагогов-теоретиков и исходя из опыта педагогов-практиков, одним  из наиболее эффективных методов сенсорного воспитания,  выступает игровая деятельность. Наблюдая за играющим ребенком, можно определить его интересы, представления об окружающей жизни, обнаружить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.

В дидактических играх реализуется ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Поэтому была составлена картотека игр  и изготовлены дидактические игры по сенсорному развитию: «Укрась бабочку»«Весёлые шнурочки»«Почини одежду зайчатам»«Подбери чашки к блюдцам»«Разложи фигуры по местам», « Накорми зверушку», «Стиральная машинка», «Цветные ежата», «Подбери по цвету».

Были организованы дидактические игры  по сенсорике с детьми группы: как индивидуально, так и небольшими группами в соответствии с этапами обучения ребёнка свойствам предметов:

  • Накопление сенсомоторного опыта
  • Формирование представлений о различных свойствах предметов (сравнение – выбор по названию – самостоятельное называние)
  • Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования
  • Развитие операций  анализа и синтеза, навыков обследования предметов, восприятия.

Для этого были использованы игры:

Дидактические игры и упражнения на закрепления величины:

«Большой и маленький» (предложить ребенку разложить предложенные фигуры от самого большого предмета до самого маленького)

«Какой мяч больше, или меньше» (предложить найти самую большую фигуру или самую маленькую)

«Домики для медвежат» (найти каждому мишке домик по размеру)

«Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

- «Дальше – ближе»

C:\Users\5555\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9937.jpg

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:

«Какого цвета предмет?» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

«Найди предметы одинакового цвета» (из предложенных разноцветных предметов, найти предметы одного цвета по образцу)

«Домики и флажки» (найти по цвету подходящий флажок для каждого домика)

- «Какого цвета предмет?»

- «Собери гирлянду»

- «Какие цвета использованы?»

- «Уточним цвет»

C:\Users\5555\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN9940.jpg

G:\DCIM\102NIKON\DSCN9942.JPG

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия формы:

«Разложи фигуры по местам» (ребенку предлагается разложить предложенные фигуры, на свое место)  

«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Геометрическое лото» (умение сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу)              

Работа по сенсорному воспитанию велась систематически, в схеме модульного планирования было отведено время на такую работу (среда, 2 половина дня). В своей работе я использовала и  демонстрационный материал, и художественное слово.

В результате проведённой работы у детей сформировались  сенсорные эталоны: (устойчивые, закреплённые в речи) представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.  Одновременно с формированием  эталонов дети научились обследовать  предметы,  их группировать их  по цвету и форме вокруг образцов-эталонов.

 Итак, чтобы сенсорное развитие детей проходило полноценно, необходима целенаправленная ежедневная работа по сенсорному воспитанию. Задачи по коррекции и развитию сенсорного воспитания должны осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр, труда, прогулки,  что способствует обогащению чувственного опыта через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей.

Список использованной литературы

  1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988
  2. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г.
  3. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992г.
  5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991г.
  6. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук : Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [ТЕКСТ]:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6
  8. Дерягина, Л.Б. Сказка о том, как на свете появились краски: /Л.Б. Дерягина// Журнал Дошкольная педагогика. – 2003. – №6
  9. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия : / Н. Ефремова// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12
  10. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус [ТЕКСТ]: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.
  11. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду:(Ст. группы) : пособие для воспитателя детского сада/ А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 1982.
  12. Медведева, Л.А.. Цветочная полянка : / Л.А. Медведева// Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для воспитателей:" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

Материал раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий, их цель, принципы. методы....

Библиотека, практический материал для воспитателей и родителей

Тема недели библиотека. практический материал по данной теме для воспитателей и родителей. Игры, загадки, стихи, пословицы....

Полезный материал для воспитателей ДОУ

Материалы для воспитателей, молодых родителей и студентов факультетов дошкольного образования: статьи, конспекты занятий в детском саду, полезные советы и рекомендации; документация в ДОУ; аудиосказки...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Консультативный материал для воспитателей и родителей "Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста"

Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста. Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания....

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»; Подготовила материал: Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А. Воспитатель: Дудорова Т.Е. Воспитатели группы раннего возраста: Черкасова .Н. Метлич Н.Н.

Родительское собрание на тему: «Игры с малышами и какие игрушки нужны вашим детям»(ранний возраст)  Подготовила материал:Старший воспитатель (методист): Куликова Д.А.Воспитат...

ЭССЕ ( "Я и моя профессия - ВОСПИТАТЕЛЬ!" (конкурсный материал на воспитатель года - 2018 год.)

ЭССЕАрдашевой Кристины ЕвгеньевныВоспитатель МБДОУ детский сад № 7 «Радуга»Ул. Дружбы 33 «Моя – профессия». «Призвание – воспитатель детского с...