Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»
консультация (младшая группа)

Соловей Юлия Анатольевна

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

на тему:

«Воспитание у детей заботливого

отношения к окружающим»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Подготовила:

        Соловей Ю..А.

        воспитатель I кв. категории

        

        

 

 

г.о.г.Выкса,  2019год

 

Российская семья создаёт ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка.

Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нём, отражаясь на внутрисемейных отношениях.

Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

Отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений.

Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и организацией всей жизни семьи.

Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, чёрствость, себялюбие и эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут чёрствые, грубые и эгоистичные дети? «Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, - пишет по этому поводу В.А.Сухомлинский. - Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребёнок активно включён в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребёнка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребёнок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника.

Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

На эту особенность в воспитании детей указывал В.А.Сухомлинский, отмечая, что «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…».

Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребёнком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребёнок и старался, но у него не хватило умения.

Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Большинство родителей знают, что бить детей нельзя, но иногда бьют. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие же признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания.

Ребёнка со слабой волей травмирует игнорирование его усилий. Он разочаровывается, теряется при выполнении следующих заданий.

Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребёнка. От того, какую направленность характера родители стараются воспитать в ребёнке – заботливую или эгоистическую,- зависит его поведение в дальнейшей жизни.

Характер, формируясь социально – культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.

В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребёнка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другими.

Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребёнка является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения.

Родители формируют у своих детей нравственно направленные мотивы поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми только потому, что их похвалят перед товарищами. Многие родители читают педагогическую литературу, осознают, что физические наказания противопоказаны в воспитании, но иногда не могут сдержать себя. Причина этого – нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребёнка и стремлением их исправить при помощи физического наказания; разногласия между родителями и др. Для родителей такого типа характерно неумение изменить образ жизни семьи, семейных взаимоотношений.

Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что прежде всего ребёнок должен осознать свою вину, переживать из-за неё. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакого наказания, тем более физическое, не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.

Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребёнка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребёнком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребёнок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.

Для ребёнка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие. Например, мать казала шестилетней Наташе: «Через год ты пойдёшь в школу. Ты теперь самостоятельный человек, поэтому я не буду тебя наказывать, если ты сделаешь что-то нехорошее, я буду только каждый раз огорчаться». Девочка поняла, что к ней относятся как к взрослому человеку, и она должна ценить это, не причиняя боли родным, проявляя о них заботу.

Помните, что ребёнок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

 

Используемая литература:   

  1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.
  2. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва: Издательство «Владос», 2001.    
  3. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8.
  4. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_zabot_otn_k_okruzh.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с №27 «Сказка»

Консультация для родителей

на тему:

«Воспитание у детей заботливого

отношения к окружающим»

                              Подготовила:

        Соловей Ю..А.

        воспитатель I кв. категории

        

        

г.о.г.Выкса,  2019год

Российская семья создаёт ту нравственную атмосферу, которая формирует характер ребёнка.

Воспитание в семье такой нравственной черты, как заботливость, социально обусловлено и определяется потребностями общества и отношениями, которые господствуют в нём, отражаясь на внутрисемейных отношениях.

Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. В воспитательном отношении важен весь уклад семейной жизни.

Отец и мать делят между собой все трудности и радости, всегда готовы прийти на помощь другим, то создаются необходимые условия для того, чтобы ребёнок подражал их формам взаимоотношений.

Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребёнком, но и организацией всей жизни семьи.

Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, чёрствость, себялюбие и эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут чёрствые, грубые и эгоистичные дети? «Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, - пишет по этому поводу В.А.Сухомлинский. - Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость, имеют обсуждение с детьми явлений окружающей жизни, событий в детском саду, рассказы родителей о своём детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях, о совместных переживаниях. Такие беседы побуждают детей совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду; стремиться быть полезными для них. Если ребёнок активно включён в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.

Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребёнка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства. Подрастая, ребёнок уже оценивает не только поступки взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, они начинают руководствоваться ими, стремятся поступать, как взрослые. С возрастом детей воспитательные возможности примера родителей не уменьшаются. Они становятся всё значительнее. Родители воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника.

Воспитание заботливости в семье тесно связано с формированием таких нравственных качеств, как ответственность, организованность.

Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для восприятия художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно организовать чтение с обязательной беседой по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, упражняют их в нравственных поступках, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающим, учат их словесному выражению сочувствия, сопереживания.

Включая дошкольника в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, участие в подготовке к семейным праздникам, совместные прогулки, чтение художественной литературы), мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребёнка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких.

На эту особенность в воспитании детей указывал В.А.Сухомлинский, отмечая, что «…одна из наиболее трудных вещей в нравственном воспитании: учить человека делать добро и вместе с тем избегать прямолинейных советов…».

Часто родители не понимают психологических особенностей детей: хвалят за положительный результат труда, не учитывая приложенных ребёнком усилий; порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребёнок и старался, но у него не хватило умения.

Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Большинство родителей знают, что бить детей нельзя, но иногда бьют. Одни применяют такие наказания по убеждению, другие же признают, что поступают плохо, но без этого обойтись не могут. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания.

Ребёнка со слабой волей травмирует игнорирование его усилий. Он разочаровывается, теряется при выполнении следующих заданий.

Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом одни дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребёнка. От того, какую направленность характера родители стараются воспитать в ребёнке – заботливую или эгоистическую,- зависит его поведение в дальнейшей жизни.

Характер, формируясь социально – культурной средой и воспитанием, проявляется в отношениях с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Всё это в ребёнке закладывается в семье. И чем больше в семье он упражняется в нравственном поведении, тем легче ему в коллективе сверстников.

В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей: одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребёнка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове), рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другими.

Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребёнка является не только правильная организация его деятельности, накопление им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения.

Родители формируют у своих детей нравственно направленные мотивы поведения. В противном случае встречаются дети, которые стараются казаться добрыми только потому, что их похвалят перед товарищами. Многие родители читают педагогическую литературу, осознают, что физические наказания противопоказаны в воспитании, но иногда не могут сдержать себя. Причина этого – нервозность родителей, вызываемая ранее допущенными ошибками в воспитании ребёнка и стремлением их исправить при помощи физического наказания; разногласия между родителями и др. Для родителей такого типа характерно неумение изменить образ жизни семьи, семейных взаимоотношений.

Родители, часто применяющие физические наказания, не знают, что прежде всего ребёнок должен осознать свою вину, переживать из-за неё. Если нет внутреннего переживания, сокрушения, то никакого наказания, тем более физическое, не поможет. Кроме того, страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие.

Таким образом, психические состояния, вызванные применением родителями поощрений и наказаний, могут стать чертой характера ребёнка. Если подкрепить похвалой то состояние удовольствия, испытываемое ребёнком после оказания им помощи родителям, то при повторении этого психического состояния может сформироваться такая черта, как заботливость.

Заслужив похвалу взрослого упорным, но посильным трудом, ребёнок охотно будет возвращаться к этой трудной, но радостной работе. Одобрение родителей укрепляет его самолюбие, которое стимулирует труд.

Для ребёнка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие. Например, мать казала шестилетней Наташе: «Через год ты пойдёшь в школу. Ты теперь самостоятельный человек, поэтому я не буду тебя наказывать, если ты сделаешь что-то нехорошее, я буду только каждый раз огорчаться». Девочка поняла, что к ней относятся как к взрослому человеку, и она должна ценить это, не причиняя боли родным, проявляя о них заботу.

Помните, что ребёнок воспитывается в семье в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.

Используемая литература:   

  1. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 10.
  2. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. Москва: Издательство «Владос», 2001.    
  3. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 8.
  4. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание уравновешенности у детей от 1,5 до 3 лет »

Этот материал содержит ряд советов и рекомендаций, которые смогут помочь родителям в воспитании урановешенности у детей раннеего возраста....

Консультация для родителей. Тема: "Воспитание детей средствами художественной литературы".

Воспитатель советует родителям, какие художественные книги они должны читать своим детям, как использовать их в воспитании детей....

Консультация для родителей на тему: "Воспитание любознательности у детей средствами природы"

Влияние природы на ребёнка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с окружающим, с природой, её явлениями, с са...

консультация для родителей на тему : "Воспитание патриотизма у детей"

консультация  для родителей о том, как воспитывать патриотические чувства у детей....

Консультация для родителей Тема: Воспитание психически здоровых детей. Дисциплина. Альтернатива наказанию.

Когда большинство людей употребляют слово «дисциплина», они подразумевают «наказание». Слово «дисциплина» на самом деле означает «учить». Истинная цель ...