Проект "Кажык"( игра в кости)
презентация к уроку (старшая группа)

Иргит Эллада Ивановна

Проект" Кажык" (игра в кости)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhyk.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Иргит Эллада Проект Кажык (игра в кости)

Слайд 2

Введение У каждого народа есть много игр, не мало их и у нас тувинцев. Тувинские народные игры разнообразны. Среди них самый распространенной является игра в « Кажык ». Она имеет очень древнее происхождение.

Слайд 3

Актуальность- Проблемы воспитания подрастающего поколения на основе культурного наследия своего народа в Туве Проблема –главной задачей является воспитание у подрастающего поколения приверженности к материальным и духовным ценностям тувинского народа. Заключается в том , что современные дети мало знают о особенностях народных традиций и игр.

Слайд 4

Научить детей правилам проведения тувинских национальных игр, совершенствование умений и навыков играть в тувинские народные игры, развитие общей выносливости, воспитание здорового соперничества, формирование желания побеждать, умения проигрывать. Цель :

Слайд 5

КАЖЫК (игра в кости) Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов ее в разных районах Тувы. Тувинцы собирают кости, считают, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохраности . Большинство вариантов этой игры, безусловно, отражало жизнь кочевников-скотоводов. Тувинцы – взрослые и особенно дети, специально собирают кости. Когда их накапливается до тысячи штук, закапывают в зимнем загоне для овец ( кажаа ) и начинают собирать снова. Во всех остальных районах Тувы существует единое название – « кажык ».

Слайд 6

« Дөрт берге » (четыре трудности, «игра на счастье») . Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека. Менее счастливым считается тот, кому выпало четыре коровы, и т. д. Чтобы не смешивать с другими костями, на них наносят специальные знаки. Количество игроков произвольно. « Бодалажыры » (игра в кости «устный счет») . Составляют две команды с одинаковым числом игроков и выдают соответственно равное и известное всем играющим количество астрагалов. Каждая команда выбирает ведущего, задача которого спрятать кости в руки всем членам команды. Зная, сколько костей спрятано в руках у членов команды, приблизительно подсчитав спрятанные кости у противника, он, трижды должен назвать общую сумму всех спрятанных астрагалов обеих команд. Независимо от того, угадал он или нет, противник также угадывает число астрагалов другой команды. Если после подсчета кто – нибудь из команд угадала правильно, то эта команда забирает спрятанные кости у противника, а если обе не угадали, то игра возобновляется. Имея в запасе кости, команда не имеет права сидеть с пустыми руками. Если запасных костей не хватает всем членам команды, то оставшиеся кости прячут у некоторых из них. При игре строго учитывается количество астрагалов в руках у своей команды и общее количество оставшихся после проигрыша астрагалов у противника. Игра кончается тогда, когда одна из команд выигрывает все астрагалы. Проигравшая команда «штрафуется».

Слайд 7

« Аът чарыштырары » (игра в кости «скачки») . Количество игроков произвольно (желательно от 4 до 6). Все кости ставят цепочками стороной коня. Каждый выбирает для себя «коня» и ставит в шеренгу у «старта». Играющий берет четыре кости, подбрасывает их над ковриком. Сколько косточек упало стороной коня, на столько передвигается его конь. Выигрывает тот, чей конь пришел первым к «финишу». « Дужуруп кагары » или « Аът тудары » (игра в кости «ловить на обратной стороне ладони» или «ловить коня») . Играют по одиночке или группой. Играющий берет косточки в горсти обеих рук (сколько может, слегка невысоко подбрасывает вверх и ловит тыльной стороной правой руки (сколько может). Далее, те кости, которые задержались на тыльной стороне кисти руки, игрок снова подбрасывает вверх и ловит уже ладонью той же руки. При этом, если упадет хотя бы одна косточка, это считается ошибкой. Потом подсчитывают: если у игрока пойманный костей четное число, то он играет с четными, т. е. выбирает тем же способом, что в первом варианте, на коврике четные кости 2 – 4 – 6 и т. д., если нечетные, то выбирает нечетные 3 – 5 – 7 и т. д., но ему не разрешается при этом касаться соседних костей. Если ему удалось выловить все кости, он «ловит коня», т. е. берет себе в «собственность» при четной игре пару коней, а при нечетной – одного. Причем, если при четной игре в конце концов остается одна косточка, то игрок играет с двумя «сагами», т. е. берет две саги и подбрасывает их вверх и берет оставшуюся кость. Он имеет право играть, если сможет, с четырьмя «сагами». Тогда он ловит четыре коня. Если в конце игры остается 2 – 3 – 4 кости, играют концовка игры: она называется « шапшылга ». Играют так: берут косточки (2–3 или 4–сколько осталось, подбрасывают вверх и ловят тыльной стороной ладони, затем, снова подбросив, ловят летящие сверху кости (не так, как ловят в начале игры). Игру повторяют соответственно числу играемых костей. Выигрывает тот, кто поймал все косточки в положении коня.

Слайд 8

Вывод Такие игры не утомляют ребенка, а наоборот, доставляет ему радость познания, вместе с ними в их сознания входят и новые понятия Кажык – незаменимые помощники в формировании элементарных математических представлений детей

Слайд 9

Ожидаемый результат: С помощью игр расширяется кругозор, представление об окружающем мире, улучшается психическое состояние, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, уважительное отношение к другим народам.

Слайд 10

Издавна тувинцы четырем сторонам кости давали названия: выпуклой стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Для игры берут четыре крупные кости, и каждый играющий бросает их на коврик. Счастлив тот, кому выпали все четыре вида скота: баран, коза, лошадь и корова. Считается, что это счастье определяет будущее человека.

Слайд 14

Литература Журнал “ Башкы ” №1, №3 2011г. Ооржак Х. Д- Н. Тувинские народные подвижные игры. – Кызыл, 1995. Самбу Н.У. Тувинские игры. – Кызыл, 1978.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сопровождение игры детей.Сюжетно ролевая игра "Семья"

Срок реализации 2 недели .Возрост старший дошкольный...

Статья "Укрепление здоровья дошкольника через подвижную игру" (в рамках проекта "Дворовые игры")

Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте....

методический паспорт проекта "В игры играем , речь развиваем"

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми  через игровую деятельность...

ПРОЕКТ «В игры играм, речь развиваем»

Тип проекта познавательно – творческий...

Буклет для родителей на тему "Игра в кости "кажык"

Знакомясь с содержанием буклета "современные" родители учатся играть в игры в кости "кажык", также закрепять представления  детей с разновидностями животных.Буклет создан с це...

Приложение к социальному проекту «Коммуникативные игры как средство социализации дошкольников «Через игру к общению» План проведения месячника игры сентябрь месяц 2019 год 2-младшая группа

Каждый год в нашем детском саду проводится месчник  игр. С его помощью мы можем провести мониторинг знаний детей, У вновь поступивших детей с его помощью легче прохоит адаптация. Что помогает пла...