"Детский фольклор"
консультация

Кузнецова Галя

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Консультация для воспитателей.

                                      «Детский фольклор».

                                                                                              Подготовила: Кузнецова Г.Н.

       Слово «Фольклор» в переводе с английского языка означает народная мудрость. Фольклор это поэзия, созданная народом, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой труд, знания жизни, природы, культуры и верования. Принцип фольклора: возрастить дитя в радости.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые жанры фольклора (загадки, заклички,  потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками, взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

В своей работе использую разные методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

1. Заучивание потешек, прибауток, закличек.

2. Использование пословиц, загадок, поговорок.

3. Чтение художественной литературы.

4. Использование русских народных песен и танцев.

5. Проведение русских народных игр.

6. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

7. Применение игрушек и изделий народных промыслов.

8. Представление кукольного театра.

9. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Знакомство с потешками начинала с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значения слов, которые дети услышат в потешке.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Водичка, водичка

Умой мое личико…»

«Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…», «Спи, усни детя Ванюшенька…», «Бай, бай, бай, ты собачка не лай…»

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Попевка: «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» учит заботиться о других.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик –

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Подвижные игры и считалки. Считалки тесно связаны с играми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.

Познание окружающего мира, правил жизни в большей степени дается в сказках. Цель сказки заключается в словах «В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок играют важнейшую роль в развитии речи детей.

Работу по развитию речи детей через устное народное творчество провожу в тесном контакте с родителями. Подготовила и провела для них консультацию «Значение устного народного творчества в развитии речи детей», родительское собрание «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Своим опытом работы делюсь с коллегам.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует познавательное и умственное развитие, формирует процесс звукопроизношения

Систематическая организация работы способствует:

- развитию речи;

- умению внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок; поэтому имеется положительный результат в развитии речи детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей<<Детский фольклор>>

Консультация для родителей   <<Детский фольклор>>...

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОУ»

Итоговый иссследовательский проект после обучения на курсах повышения квалификации....

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....