Методические рекомендации «Потешки»
методическая разработка (младшая группа)

Методические рекомендации раскрывают каждый раздел программы «Малыши и фольклор». Основными их направлениями являются: полноценное психическое развитие, в том числе развитие речи, мышления, формирование движений и сенсорных чувств, при ознакомлении детей с русским народным творчеством. Кроме конспектов, занятий, представлены потешки-игры, в которых стихи сопровождаются движениями рук.

Потешки развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.

Особенно подчеркивается роль общения с взрослыми в становлении коммуникативных действий ребенка, направленных на ознакомление с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poteshki_.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методические рекомендации

«Потешки»


Составитель: Приманчук Т.М. воспитатель

Методические рекомендации раскрывают каждый раздел программы «Малыши и фольклор». Основными их направлениями являются: полноценное психическое развитие, в том числе развитие речи, мышления, формирование движений и сенсорных чувств, при ознакомлении детей с русским народным творчеством. Кроме конспектов, занятий, представлены потешки-игры, в которых стихи сопровождаются движениями рук.

Потешки развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.

Особенно подчеркивается роль общения с взрослыми в становлении коммуникативных действий ребенка, направленных на ознакомление с окружающим миром.

Представленный материал может использоваться воспитателями, в повседневной жизни малышей и в проведении режимных моментах


Содержание

Пояснительная записка _____________________________________________3

Использование потешек по тематике. Все для новичков __________________4

Потешка помогает при кормлении ____________________________________7

С потешкой и вода теплее и сам смелее ________________________________9

С потешкой проснуться веселее ______________________________________11

С потешкой одеваться быстрее _______________________________________13

Терминологический словарь _________________________________________15

Литература ________________________________________________________16


Пояснительная записка

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольников, поэтому в воспитании детей раннего возраста важно использование элементов устного народного творчества, которое является максимально допустимым и понятным для детей.

В фольклоре заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, творческой активности, развитие природных задатков ребенка. Начинать играть с ребенком можно с колясочного возраста. Постепенно ребенок развивается и уже может сам проговаривать и делать все предложенные упражнения. Это очень полезно для малыша: такие занятия развивают координацию движений кистей и пальцев рук, а значит, помогают развитию речи и мышления.

Особенно важно обращение к фольклору в первые дни посещения ребенка в детском саду. Именно этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка.

Одним их важнейших условий реализации программы «Малыши и фольклор» является:

  • речевая активность;
  • системность;
  • доступность.

Цель методических рекомендаций состоит в том, чтобы педагоги использовали устное народное творчество в воспитательно-образовательном процессе с детьми раннего возраста.

Смогли правильно и интересно организовать занятия и режимные моменты.

В помощь педагогам предлагается методический материал в виде:

  • конспектов занятий по развитию речи;
  • потешек;
  • пальчиковых и подвижных игр;
  • загадок;
  • театрализованных занятий.

Использование потешек по тематике

Все для новичков

Уж ты, Машенька, не плачь,

Я куплю тебе калач

На шею повешу

А потом потешу.

***

Топ-топ-топотушки

Пляшут зайки на опушке

Пляшут лапы и хвосы

Что стоишь? Пляши и ты!...

***

Топ-топ-топака!

Раздавили гусака

Не черного, не белого

Раздавили серого.

***

Ай, да Ирочка!

Щечки, что яблочки!

Губки, что ягодки!

Носик-курносик!

Глазки-серенькие!

Зубки-беленькие!

***

Плакса-вакса-гуталин,

На носу горячий блин.

А по речке слез Ходит па-ро-ход,

Вытирает нос,

Только нос не тот!

Нос у нас был маленький,

Нос у нас был пуговкой,


А теперь вот - аленький,

Да еще распух вот он…

Ну, да это - не беда!

Слезы высохнут, тогда,

Будет снова нос, как нос,

Просто нос не любит слез!

***

Дедушка Вредушка,

К нам не заходи!

Дедушка Вредушка,

Дом наш обойди!

Нет у нас капризных деток,

Нет, нет, нет!

Видишь, все играем, вместе?

Видишь!

***

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька - хороший,

Коленька – пригожий!

***

Мой Кирюша маленький,

Чуть побольше валенка.

В лопаточки обуется,

Как пузырь надуется.

***

В светлом теремочке

Выросла Лизонька.

Все её любят,

Все её голубят.

***

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят.

Все про Сонечку,


Все про маленькую.

Наша Настя маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Настя чернобровая!

***

Сереженька, хороший,

Сереженька, пригожий,

Пройди по дороженьке,

Топни своей ноженькой.

***

Поехали, поехали

В город за орехами.

По кочкам, по кочкам,

Да в ямку бух!

Раздавили сорок мух!

***

Ай, не плач, не плач,

Купим мы тебе калач.

Если будешь плакать –

Купим худой лапоть!

***

У Танюши целый час

Слезы капают из глаз.

Удивляется лягушка:

  • Ну и квакша ты, Танюшка!

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками - топ, топ!

Глазками - хлоп, хлоп!

Кто не играет,

Того забодает, забодает


Потешка помогает при кормлении

Кашка из гречки.

Где варилась? - в печке.

Сварилась, упрела

Чтобы дети все съели.

***

Варись кашка сладкая

Из густого молока,

Из густого молока

Да из манной крупки…

У того кто кашу съест,

Вырастут все зубки!

***

Вот чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день денечек.

***

Варись, варись, кащка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорей!

Остывай побыстрей!

***

Будем пить все молоко

Будем прыгать высоко.

***

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

***

Идет, идет коровушка,

Рогатая головушка.

Идет, мычит она: «Му-му-у-у-у,

Молочко мое кому?

Глубоко - не мелко,

Корабли в тарелках:

Луку головка, красная морковка,

Петрушка, картошка

И крупы немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

***

Ладушки, да ладушки

Испекли оладушки,

На окно поставили

И остывать заставили

Как остыли, так и съели.

Мама чашку молока Юле налила

Мяу - киска говорит –

Вот и я пришла!

Киске в миску отольем –

Веселее пить вдвоем.

Ну-ка, кто скорей допьет?

Кто ни капли не прольет?

***

Ух, ты, бабушка, тпру – тпру:

Не вари кашу круту!

Вари жиденькую

Каша молочненькая

Каша масленая

Ложка крашеная.

***

Чук-чук-чук-чук!

Наловил дед щук.

Баба рыбку варила

И всем детям приносила.

Дети ели и хвалили,

И еще супа просили.


С потешкой и вода теплее и сам смелее

Кран откройся, нос умойся,

Мойтесь ручки, мойтесь ушки,

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойся, мойся, умывайся

Грязь смывайся.

Руки мыть, пошла Людмила

Ей понадобилось мыло.

Лейся вода ни туда, ни сюда.

Не на куртку, не к стене,

А в ладошечки ко мне.

Достану полотенце с зеленою каймой,

Сильнее мыло пенится, почище мыло мой,

Когда потрешь немного - не смоешь грязь,

Смотри!

Ладошку о ладошку сильнее братец три!

Хоть мыло и не мило

А лицо детям умыло.

Да здравствует мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок

И густой гребешок.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А не чистым трубочистам

Стыд и срам.

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти косанька до пят

Все волосыньки в ряд

Расти коса не путайся

Дочка маму слушайся.

Водичка-водичка

Умой мое личико,


Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады!

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся

Мамам улыбаемся.

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.

С улицы, придя, домой,

Первым делом руки мой.

Дети взяли мыло

И личико умыли.

Теперь нос чистый

И глаза блестят –

Весело глядят!

Буль - Буль - Буль

Журчит водица.

Все ребята любят мыться.

Руки с мылом все помыли,

Нос и щеки не забыли,

Не ленились вымыть уши,

После вытерлись посуше

Все помылись, как большие

Вот мы чистые какие!

Кто тут будет куп-куп,

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг

В ванне ножкой дрыг-дрыг.

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется.

Мыло бывает разным - приразным:

Синим, зеленым


Оранжевым, красным.

Но мы не поймем

От чего же всегда

Черной-причерной бывает вода?

(М. Яснов)

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец-то умыло.

С потешкой проснуться веселее

Птичка рано так запела,

Под окошко прилетела.

Почему она поет?

Уж не дочка ли встает?

Да и впрямь уже встает

Наше солнышко!

Утро доброе в оконушко

Заглянуло, улыбается

Просыпается Аленушка,

Наша дочка просыпается.

Оля, Оля, Олюшка

Встанет раньше солнышка,

Встанет раньше солнышка

Говорит, как скворушка.

А когда попьет,

Как синичка запоет.

Как воробушек поскачет,

Упадет и не заплачет.

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

С добрым утром!

С ясным днем!-

Вот как славно мы поем!

Потягушки, потянись,

Поскорее улыбнись.

Тянись, тянись, маленькая

Тянись, тянись, хорошенькая,


Вырастишь большая, большая,

Вдоль расти, поперек расти,

Расти умненькая, да разумненькая.

Потягушечки-потянушечки

Поперек толстунушки!

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Потянулись, потянулись

Поднялись игрушки

Забавные зверюшки.

Проснулся бычок, медвежонок и слон.

Детям моим шлют зверюшки поклон.

Детям моим вставать тоже пора.

Их давно ждет озорная игра:

Для ручек, для ножек

Головки и спинки.

Готовы ли вы к музыкальной разминке?

Потягуша, потянись,

Поскорей, скорей проснись,

День настал давным-давно,

Он стучит к нам в окно.

Крепко спит петушок,-

На боку гребешок.

Петя, глазки открой,

Громко песенку спой!

Ку-ка-ре-ку!!!

Тяги, тяги, потягушеньки,

На деток порастушеньки!

Растите, дети, здоровые,

Как яблонька, садовая!

Потягушки, потягушки,

Ёж проснулся на опушке,

Под лохматой елью

В парке на постели.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Самый первый встаешь

Голосисто поешь

Разбуди моих ребят,

Очень крепко дети спят.

Ку-ка-ре-ку!

Вот проснулся петушок, встала курочка,

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

С потешкой одеваться быстрее.

Женя, мальчик маленький

Надевай-ка валенки!

Шубу потеплее,

Выходи скорее.

Слышишь, дети веселятся,

Будешь с ними ты кататься

С горки ледяной.

В рукавичках маленьких

Спрятаны ладошки.

Помоги на валенки

Мне надеть калоши.

Есть у нас сапожки,

Чтоб надеть на ножки

Ой, сапожки хороши

Будут бегать от души.

Пять мальчиков,

Пять султанчиков,

Разошлись мальчики

В темные султанчики,

Каждый мальчик

В свой султанчик.

Валенки, валенки,

Невелики, маленьки,

Опушка боброва

Маша чернобровая.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький,

Собирается гулять,

Будет с мячиком играть,

Саночки катать,

На скакалочке скакать

Две сестрички, две плетенки.

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Маша варежку одела

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла,

Посмотрите-ка нашла.

Ищешь, ищешь, не найдешь!

Пальчик, пальчик, как живешь?


Терминологический словарь

Театр - искусство, изображение спектаклей, произведений.

Играть - развлекаться, резвиться.

Речевая активность - обогащение словаря детей.

Эмоции - душевное переживание детей.

Активизировать - побудить к активности.

Воспитывать - влить на психический, моральный облик ребенка.

Проблема - сложный теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения.


Литература

1. Белорыбкина О.А. Речь и общение. Я: Академия развития. 1998.

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - В: Учителя. 2004.

3. Белая А.Е., Мирасова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ACT. Астрель. Москва 2003.

4. Бахметьева Т.И., Соколова Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. - Ярославль. «Академия развития» 1997.

5. Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка. - Дошкольное воспитание 1992.

6. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс. 1999.

7. Ветрова В. «Ладушки-ладушки». - Москва. Издательство «Знание». 1995.

8. Галанова Т.В. Развивающие игры до трех лет. – Я.: Просвещение. 2003.

9. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. - Творческий центр СФЕРА. Москва. 2006.

10. Гербова В.В., Максакова А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: Просвещение. 1979.

11. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения малышам. - Москва. ОНИКС. 2006.

12. Елецкая        О.В., Вареница Е.Ю. «День за днем говорим и растем». - Творческий центр Сфера. Москва 2007.

13. Камышова        К.И. Играем с малышами. - М.: Просвещение. 1979.

14. Крупенюк.        О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. - СПБ.: Издательский дом «Литера». 2005.

15. Кострикина        Л.Ю, Рыжова О.Т, Корнилова Т.Г. «Малыши! Физкульт-привет!- Москва. 2006.

16. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких. - Дошкольное воспитание. 1991.

17. Павлова Л.Н. развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. М.: Мозаика-Синтез. 2003.

18. Потягушечки,        потрастушечки для маленьких.

19.Панова        Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ». - Воронеж. 2007.

20. Пилюгина        Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Москва. «Просвещение» 1988.

21. Сотникова В.М. « Самые маленькие в детском саду» - «Линка-Пресс». 2005.

22. Сорокина        Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М.; 2004.

23. Тимофеева        Е.А. Подвижные игры для развития речи дошкольника. - ACT. Астрель. Москва. «Просвещение» 1986.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка " Потешки" (презентация)

Презентация для детей раннего возраста, включающая в себя образы животных, потешки и песни....

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Авторское методическое пособие "ПОТЕШКИ"

Актуальность создания заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики и сенсомоторики в целом, у детей младшего дошкольного возраста способствует формирова...

Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет

Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет...

Методическая разработка «Потешки, песенки о здоровье»

Методическая разработка «Потешки, песенки о здоровье»...