Программа "Моя родина - Затулинский жилмассив"
рабочая программа (средняя группа)

Распопова Татьяна Сергеевна

Программа предназначена для детей среднего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД №195 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Программа

«Моя родина – Затулинский жилмассив»

Разработала: Распопова Т.С

Воспитатель

(первая квалификационная категория)


Оглавление

I Целевой раздел        3

Пояснительная записка        3

1.1 Цель и задачи программы        5

1.2 Принципы реализации программы        6

1.3 Возрастные психофизические особенности        7

Планируемые результаты освоения  программы        9

II Содержательный раздел        10

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка        10

2.3 Вариативные формы, способы, методы и средства        13

реализации Программы        13

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы        16

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        18

2.6. Современные образовательные технологии        21

III Организационный раздел        28

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.        28

3.2 Режим дня        29

3.3 Описание материально-технического обеспечения программы        30

3.4 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания        31


Введение

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,  так как без корней в родной местности, в стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле».
Д.С. Лихачева  

Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, жилмассиву.

Наблюдение за детьми показало, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном районе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, убедились в том, что у детей поверхностные представления об истории родного жилмассива и знаний о его возникновении недостаточно. Знания родителей скудны, чтобы детям рассказать об истории Затулинки, о ее достопримечательностях, природной красоте и  непохожесть на другие жилмассивы.

В связи с необходимостью глубокого, всестороннего, бережного и целенаправленного ознакомления дошкольников  с родным жилмассивом возникла цель - создание программы «Моя родина - Затулинка». Данная программа рассчитана для детей средней группы комбинированной направленности, которую посещают дети с задержкой психического развития.

I Целевой раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по патриотическому воспитанию средствами краеведения для детей дошкольного возраста разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493.

6. «Образовательная  программа  дошкольного  образования  МКДОУ д/с «Журавлик»  г. Новосибирск от 31.08. 2017г. № 1.

Рабочая программа по краеведению «Моя родина – Затулинский жилмассив»  является вариативной частью образовательной программы МКДОУ д/с 195 «Журавлик» г. Новосибирск.

Программа призвана воспитывать уважение, любовь к Родине, начиная с малой родины – жилмассива Затулинка г. Новосибирска. Программа ориентирована на детей от 4 до 5лет.

 


1.1 Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о малой родине как основе патриотического воспитания. Активизация и актуализация словаря.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Формировать представление о микрорайоне на основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, детский сад, улицы жилмассива);
  2. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к дому, улице, детскому саду, жилмассиву.
  3. Воспитывать в детях уважение к людям-труженикам и чувство гордости за своих затулинцев;
  4. Формировать представления детей о разнообразии растительного и животного мира Затулинского жилмассива;
  5. Формировать лексико – грамматические категории у детей с ЗПР.

1.2 Принципы реализации программы

Основой для построения рабочей программы является системно - деятельностный подход к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС:

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Принцип компетентности педагога (начиная работу по нравственно- патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности района - патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.)

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений  патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.


1.3 Возрастные психофизические особенности

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

 В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Возрастные психологические особенности дошкольников 4 - 5 лет с задержкой психического развития.

Ребенок в 4-5 лет имеет представление о том, как надо (не надо) себя вести, об особенностях полового поведения. В поведении сверстников и своем выделяет его несоответствие нормам и правилам. Эмоционально переживает, когда поступает не так, «как надо». Без напоминания взрослого в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые обязанности, доводить дело до конца.  Однако в процессе самой деятельности может отвлекаться на более интересные занятия. Во взаимодействии с другими проявляет (но не всегда) социально одобряемые формы поведения.

  • низкий уровень развития восприятия (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками);
  • отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;
  • неравномерная работоспособность;
  • отклонения в развитии памяти: заметное преобладание наглядной памяти над словесной, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, недостаточный объём и точность запоминания;
  • выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве.
  • нарушен поэтапный контроль над выполняемой деятельностью: они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу.
  • снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;

Планируемые результаты освоения  программы

Целевые ориентиры 4-5 лет:

  • Ребенок знает свое ФИО, ФИО своих родителей, домашний адрес;
  • Ребенок знает название близлежащих улиц, название жилмассива, города;
  • Ребенок узнает по фотографиям достопримечательности Затулинского жилмасива и умеет рассказывать о них;
  • Ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи между наименованиями объекта и его значимостью;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен передать информацию о жилмассиве и его достопримечательностях и составить небольшой рассказ;
  • Ребенок проявляет уважение к объектам культуры, спорта;
  • Ребенок проявляет желание участвовать в благоустройстве микрорайона;
  • Ребенок способен к волевым усилия, может следовать социальным нормам поведения во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы о жилмассиве как взрослым, так и сверстникам. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Итоги  освоения  программы  будут  получены  в  результате  мониторинга индивидуальных достижений детей и заполнения индивидуальных карт.

 Периодичность мониторинга – 2 раза в год (октябрь, апрель).


II Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» (п. 2.6 ФГОС ДО).

Потребность в общении – это важная социальная потребность. Врожденная привязанность к близким, эмоциональная зависимость от взрослых, чувство любви к Родине, чувство любви к родному дому – все эти чувства свойственны маленькому человеку. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Образовательная деятельность по краеведению детей дошкольного возраста реализуется в соответствии с примерной  общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения  о школы» под редакцией Н.Е. Веракса, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой и «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/с 195 «Журавлик».

Программа не ведет к увеличению учебной нагрузки на детей.

Краеведческие знания интегрируются:

  • В образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, самообслуживания, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
  • В образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии) обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников).
  • В самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций).
  • В процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт жилмассива, составление маршрутов экскурсий и прогулок по жилмассиву; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях и прочее).

Представления о малой родине успешно интегрируются  практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»).

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникатив

ное развитие

  • Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми (в детском саду и во дворе) и ребенка со взрослыми (соседи по площадке, сотрудники детского сада и др.);
  • углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.);
  • продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место;
  • знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. Формировать умение замечать изменения в оформлении группы и зала, участка детского сада Привлекать к обсуждению и посильному участию в оформлении группы;
  • продолжать воспитывать любовь к родному жимассиву, рассказывать детям о его достопримечательностях;
  • познакомить детей с профессиями близких людей и известных людей жилмассива, подчеркивая значимость их труда для района;
  •  формировать желание участвовать в благоустройстве жилмассива;
  • продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице;
  • развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, на улицах жилмассива;  

Познавательное развитие

  • формировать представление об объектах рукотворного мира жилмассива, являющимися его достопримечательностями;
  • развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между названиями объектов и их историей;
  • формировать представления о родном микрорайоне, об улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой находится детский сад;
  • формировать первичные представления об учреждениях образования, культуры и здравоохранения жилмассива их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
  • закреплять сенсорные представления на объектах микрорайона;
  • формировать представления детей о свойствах предметов;
  • формирование первичных представлений о традициях и праздниках жилмассива;
  • формировать представление об объектах природного мира  микрорайона и бережное отношение к ним;
  • формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

Речевое развитие

  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Моя родина - Затулинка».
  • совершенствовать грамматический строй речи (образовывать и употреблять существительные в форме единственного и множественного числа родительного падежа, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам «кирпичный, каменный, деревянный»), образовывать однокоренные слова);
  • развивать связную речи, планирующую функцию речи, диалогическую речь, речевой слух, память, мышление, общие речевые навыки (составление загадок, коротких рассказов о районе);
  • познакомить с библиотекой им. Паустовского

Художественно-эстетическое развитие

  • формировать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа и другие здания), - архитектурные сооружения;
  • формировать интерес о том, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и тд;
  • вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр и др.);
  • привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий жилмассива, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей;
  • поощрять стремления детей изображать в рисунках, аппликациях и конструировании объектов микрорайона;

Физическое развитие

  • развитие  эмоциональной  свободы, физической

выносливости в процессе экскурсий и небольших пеших прогулок по родному жилмассиву;

  • познакомить детей  с спортивными сооружениями жилмассива их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения (ледовая арена и стадион «Фламинго», парк «Затулинский»);

2.3 Вариативные формы, способы, методы и средства

реализации Программы

Образовательные области

Формы работы

Физическое развитие

  • Игра
  • Беседа
  • Интегративная деятельность
  • Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера
  • Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

  • Индивидуальная игра.
  • Совместная с воспитателем (сверстником ) игра (деятельность) тематического характера.
  • Беседа
  • Проектная деятельность
  • Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Рассматривание.
  • Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач.
  • Поручение и задание, дежурство.

Речевое развитие

  • Чтение.
  • Рассматривание
  • Проектная деятельность.
  • Интегративная деятельность
  • Создание коллекций
  • Рассказ. Обсуждение.
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Сочинение загадок
  • Использование   различных видов театра

Познавательное развитие

  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность. Экспериментирование
  • Конструирование, Моделирование
  • Развивающая игра. Игры с правилами
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ. Беседа
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Реализация проекта

Художественное – эстетическое развитие

  • Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, предметов для познавательно-исследовательской деятельности.
  • Создание макетов, коллекций и их оформление
  • Организация выставок
  • Слушание соответствующей возрасту музыки
  • Интегративная деятельность
  • Танец
  • Концерт - импровизация

Формы организации обучения в повседневной жизни

При реализации программы используется технология проектирования, в ходе организации которой применяются разные методы и приемы:

  • рассказ воспитателя, родителей;
  • исследовательская деятельность, наблюдения;
  • тематические фотовыставки и выставки творческих работ;
  • работа в мини-музеи детского сада
  • сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
  • просмотр видеофильмов, слушание музыки;
  • создание тематических альбомов, коллекционирование;
  • создание карты района и составление маршрутов от дома к садику;
  • изготовление макетов своими руками;

Реализация регионального компонента осуществляется в тесной взаимосвязи с учреждениями города, в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными особенностями через различные формы работы. Предпочтение отдается культурно - досуговой и творческой проектной деятельности через интеграцию всех основных направлений развития ребенка.


Формы, способы, методы и средства, деятельность разных видов и

культурных практик с учетом возрастных особенностей

Образовательная область  / Формы работы

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

- Пешие экскурсии по Затулинке (в парк, детский городок, кинотеатр, библиотеку им. К.Паустовского

-Беседы:

- Дом, в котором мы живем.

-Родина малая и Родина большая.

-Я живу на Затулинке.

-Моя родная улица.

-сбор гербария, коллекций;

- опытни

ческая и экспериментальная работа;

- проектная деятельность, акции.

- Знаменитые портреты Затулинки (доска почета)

- ознакомле

ние с историей Затулинки;

- организация уголка родного района в группе;

- просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий;

- празднование всех государственных и региональных праздников: День города;

- встречи с родителями: развлечения, утренники.

-игры

- драмати

зация;

- показ всех видов театров;

- просмотр детских спектаклей разных новосибирских театров;

Восприятие художественной литера

туры и фольклора: русский народный фольклор;

- мифы, легенды, русские народные сказки,  «Новосибирские сказки» В. Шамова 2003г;

- тематичес

кие выстав

ки Затулинс

ких писате

лей.

- составление связанного рассказа о достопримечательностях района ребенком.

Изобразительная деятельность:

- беседы об изобразительном искусстве сибирского края;

 - беседы о творчестве новосибирских художников, скульпторов;

- рассмат

ривание репродукций картин, открыток, буклетов

- оформление художественной галереи творчества художников и скульпторов г. Новосибирска;

- художест

венно-продук

тивная деятель

ность из разных материалов.Музыкальная деятельность:

- музыкальная культура: слушание музыкальных произведений новосибирских композиторов на дисках;

-ознакомление с народными музыкальными инструментами;

Физическая культура:

-просмотр фильмов о спорте, спортсменах;

- беседы о видах спорта, о спортсме

нах, чемпио

нах нашего города и Затулинки; просмотр мультфильмов спортивной тематики;

- русские народные  игры;

- проведение спортивных праздников.

Здоровье:

- беседы о здоровье, (уроки Айболита), этикета.

- экскурсии в аптеку, поликлинику;

- опыты, экспериментирование;

- творческая проектная деятельность;

- оформление в группе Уголка здоровья, здорового питания.


2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить свои образовательные интересы, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

Все виды деятельности, предусмотренные Программой, используются в равной степени и моделируются в соответствии с теми задачами, которые реализует педагог в совместной деятельности, в режимных моментах и др.

Способы поддержки детской инициативы

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

  • способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
  • не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
  • обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, но не руководителя игры.
  • привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
  • побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
  • привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
  • читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Способы и направления поддержки детской инициативы

 (дети ЗПР).

 Активность  ребенка  является  основной  формой  его  жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.  

Для этого в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ необходимо соблюдение основных приемов поддержки детской инициативы:  

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его  отказ  от  высказывания  оценок  и  критики  в  адрес  ребенка  способствуют свободному  проявлению  дивергентного  мышления  (его  характеризуют  быстрота, гибкость, оригинальность, точность);
  • обогащение  окружающей  ребенка  среды  самыми  разнообразными,  новыми  для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • обеспечение  возможностей  для  упражнения  и  практики.  Широкое  использование вопросов  дивергентного  типа  «Что  будет,  если…»  применительно  к  самым разнообразным областям;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы;
  • планомерное обогащение жизненного опыта детей;

  • совместные  (обучающие)  игры  педагога  с  детьми,  направленные  на  передачу  им игрового опыта;
  •  своевременное  изменение  предметно-игровой  среды  с  учетом  обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
  •   активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному  применению  в  игре  новых  знаний,  способов  решения  игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

   В каждом возрасте интересы и приоритеты детей разные, соответственно и приоритетами инициативы детей тоже разные: 4 - 5 лет  - приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира.


2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников.

Успешность реализации программы «Моя родина – Затулинский жилмассив» возможна при активном участие родителей.

Задачи взаимодействия педагогов с родителями:

  1. Повышение интереса родителей к историко-культурному наследию микрорайону Затулинки.
  2. Расширение знаний о жилмассиве, его культурно – исторических достопримечательностях, о знаменитых героических личностях.
  3. Привлечение к проектной деятельности.
  4. Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в жилмассиве.

Содержание работы с родителями, целью изучения интересов, возможных форм взаимодействия и повышения компетенции в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников:

  1. Встречи с родителями, семинары, консультации анкетирование.
  2. Оформление информационного стенда («Все мы жители одного жилмассива»).
  3. Вовлечение в поисково-познавательную деятельность по сбору наглядного и познавательного материала о жилмассиве.
  4. Организация встреч с родителями разных профессией с дальнейшем оформлением альбома «Профессии Затулинки».
  5. Подготовка  сообщений,  презентаций  о  достопримечательностях, о героических и знаменитых новосибирцах.
  6. Изготовление карты жилмассива, макетов составление маршрутов от дома к садику.
  7. Участие в социально-значимых проектах («Подарок ветерану», сбор макулатуры, субботники и др.).

Формы и методы взаимодействия с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Игра «Интервью», анкетирование «Знаете ли вы свой жилмассив?». Создание группового стенда «Все мы жители одного жилмассива»

Выставка цветов и композиций «На Затулинке осень».

Сентябрь

2

Выпуск газеты «Наш любимая Затулинка». (периодичность раз в квартал)

Сентябрь, Декабрь, Март

3

 Конкурс-выставка собранного урожая нашего жилмассива.

Составление картотеки стихов и песен о Затулинке.

Октябрь

4

Конкурс рисунков «Моя мама Лучшая на Затулинке».

Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

5

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста».

Декабрь

6

Совместная деятельность по оформлению альбома «Памятные места Затулинки». Совместная целевая прогулка «В парк атракционов», «Ледовый городок», «Пикники»(весеннее-летний период)

Январь

7

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Досуг «Мой – папа».

Февраль

8

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

Март

9

Организация совместных занятий детей и родителей.

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ.

Проект «Открытка ветерану».

Апрель

10

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». Выращивание рассады в домашних условиях для детского сада

Май


Педагогическая поддержка родителей

Участие родителей в жизни ДОУ

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований

-анкетирование

- социологический опрос

- «Родительская почта»

В создании условий

- Участие в субботниках по

благоустройству территории;

-помощь в создании развивающей предметно-пространственной среды;

В управлении

- участие в работе попечительского совета, родительского комитета, педагогических советах.

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы,

-фоторепортажи «Из жизни группы»,

- «Копилка добрых дел»,«Мы благодарим»

-создание странички на сайте ДОУ

-консультации, семинары

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое воспитательно-образовательное пространство

Дни открытых дверей.

- Недели творчества

-Совместные праздники, развлечения.

-Встречи с интересными людьми

- Участие в творческих выставках

- Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности

Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
  • совместные занятия, индивидуальные поручения, субботники, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, информационные листки, фотовыставки в группе;
  • создание и поддержка традиций проведения совместно с родителями праздников, мероприятий и досугов;

2.6. Современные образовательные технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Видеоматериал

«Экскурсия в прошлое Затулинки из 1974 в 2012»

Вырезки из новостей «Районы города. Затулинка»

«Субботник на Затулинке»

Презентации Power Point

Для работы с детьми:

«Памятники героям войны и труда (Р. Зорге, Громова, Матерям и женам, ждущих солдата)»

«Обьекты культуры (ДДТ «Кировский», Школа искусств № 11, храм, Хоровая школа.)»

«Парк «Затулинский»

«Спортивная Затулинка»

«Музеи жилмассива»

Для работы с родителями:

«Роль семьи в воспитании юного патриота»

«Как знакомить ребенка с родным жилмассивом»

Интерактивные игры

Подборка интерактивных игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления детей.

Используются следующие виды интерактивных материалов: фотографии, видеоролики, видеофрагменты фильмов, презентации (электронные книги, электронные выставки). Возможно создание коллекций цифровых фотографий.

Игровая технология

Игровая педагогическая технология - это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

№ п\п

Название игры

Цель

Материал к игре

1

Где находится памятник?

Учить ориентироваться на карте – схеме района, закреплять знания детей о памятниках района.

Карта – схема жилмассива, указка, фотоматериалы видов района

2

Найди отличия

Учить сравнивать характерные особенности старого и современного района, развивать мышление и речь; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Фотографии  изображающие улицы и людей старого и современного жилмассива

3

Знатоки  Затулинки

Закрепить знания детей о достопримечательностях района, обогащать словарный запас детей.

Фотографии видов жилмассива, главных достопримечательностей

4

Собери из частей целое

Учить, из частей составлять целое (из фрагментов – вид района).

Разрезные картинки

5

Пройдемся по улицам жилмассива

Учить ориентироваться по карте – схеме района, закреплять знания о названиях улиц.

Фотоматериал, карта дороги от дома к садику

6

Логическая цепочка «Мир профессий и организаций»

Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, организацию в которой эта профессия нужна.

Загадки-картинки (врач – медицинская академия, больницы, поликлиники)

7.

Целевые прогулки по Затулинке

Закреплять у детей навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.

Фотовыставка

8.

Вот моя улица, вот мой дом

Учить детей называть улицы ближайшего окружения; знать, в честь кого они названы.

Фотографии улиц Затулинки, карта жилмассива

9.

Птицы нашего района

Закреплять представления детей о птицах нашего района; уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.

Гипсовые фигурки птиц, макет «фрагмента района» или картинки с изображением птиц

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по Затулинке», «Музей», «Мы — строители», «Почта», «Библиотека», «Мы — экскурсоводы», «Наша улица».

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Методика создания проблемных ситуаций

  • воспитатель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);

Формы и методы работы:

  • Комплексные и интегрированные занятия («Контакты с незнакомыми людьми»);
  • практическое занятие «Дружба с дорожными знаками»;
  • сюжетно-ролевые игры: «Путешествуем на машине по жилмассиву»;
  • беседы  «Ядовитые растения», «Огонь добрый - огонь злой»;
  • продуктивные виды деятельности: рисование «Вот эта улица, вот этот дом»; конструирование «Наша улица»; аппликация «Пешеходный переход», «Перекресток»;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций («Как бы ты поступил»);

ТРИЗ – технология

ТРИЗ теория решения изобретательских задач. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В реализации  Программы  возможно  использование  следующих

методов и приемов ТРИЗ – технологии:

дихотомия

«Да-нет» классификационная и пространственная

решение проблемных ситуаций

«как накормить животных контактного зоопарка», «как познакомить детей детского сада с жителями контактного зоопарка»

Круги Луллия

«Собери объекты»

Системный

оператор

«Путешествие в прошлое и будущее достопримечательностей жилмассива» Система «Дом», подсистема (часть системы) - окно, дверь, лифт и тд.

Методика

заучивания

стихов

Заучивание песен, стихов с помощью схематизации каждого слова текста.

Метод на выявление противоречий.

Игра «Хорошо - плохо».

Метод фантоидеи.

Ребенок должен развить сюжет. Составление сюжетного рассказа.

Морфотаблица

«Путешествие по жилмассиву»

Составление

загадок

Составление  загадок  об  объектах  рукотворного природного мира жилмассива,  о предметах быта и т.д.

Технология проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

I этап разработки проекта – целеполагание.

Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза  это и есть цель проекта).

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом объекте или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом –  его практическая часть.

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой.

IV этап работы над проектом (заключительный) – презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:

  • итоговые игры-занятия;
  • тематические развлечения, фотовыставки
  • оформление творческих альбомов
  • мини-музеев.
    III Организационный раздел

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Организация условий, для самостоятельной деятельности детей, по их выбору, занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации  краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки,  конкурсы среди педагогов, конкурсы  семейного творчества,  проектная  деятельность, методическая  библиотека,  библиотека научно-популярной литературы, дидактических  пособий,  наглядного материала.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка  краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать,  рассматривать книги и иллюстрации, играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры. Творческое преобразование предметно-развивающей среды на основе собственных разработок.

Постоянный педагогический поиск с целью обогащения представлений дошкольников о родном районе, развития познавательного интереса к краеведческой работе привел педагогов к творческому преобразованию предметно-развивающей среды:

  • собраны картотеки наблюдений, альбомы открыток и иллюстраций о Затулинке;
  • созданы дидактические игры по краеведению;
  • разработан мини-центр «Мой жилмассив»;
  • подобраны стихи о Затулинке;
  • собрана аудиотека песен о районе и видеотека «Родная Затулинка».

3.2 Режим дня

Дошкольное учреждение работает в режиме пятидневной рабочей недели, занятия по краеведению проводятся один раз в неделю в четвег. Режим дня соответствует функциональным возможностям ребёнка, его возрасту и состоянию здоровья. Режим скорректирован с учётом работы учреждения и с учётом климата (тёплого и холодного периода).

 

Режим дня

(холодный период)

Режим дня

(тёплый ериод)

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

в дошкольном учреждении

Прием, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика

7.00-8.25

7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25-8.55

8.25-8.55

Непосредственно  образовательная деятельность по подгруппам

9.00- 10.20

9.00- 10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.20-12.20

12.20-12.30

Возвращение с прогулки, игры

12.20-12.30

12.30-13.00

Подготовка к обеду, обед

12.30-13.00

13.00-15.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

15.00-15.25

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.25

15.25-15.50

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

-

НОД по подгруппам

-

Коррекционный час

15.50-16.15

Чтение художественной литературы

16.15-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-18.00

15.50-18.00

Возвращение с прогулки, игры

18.00-18.10

18.00-18.10

Подготовка к ужину, ужин

18.10-18.25

18.10-18.25

Чтение художественной литературы

-

Игры, уход детей домой

18.25-19.00

18.25-19.00


3.3 Описание материально-технического обеспечения программы

Наименование

Кол-во

Использование

сканер

1

оцифровка иллюстративного бумажного источника информации для использования в интерактивных видах деятельности

компьютер с выходом в интернет

1

повышение компетентности педагогов, пополнение медиотеки, распространение опыта работы в социальной сети работников образования и информирование родителей, использование интерактивных игр с детьми

видеокамера

2

фиксация деятельности на флэшнакопитель для дальнейшего использования в совместной деятельности  с детьми, информировании родителей  и осуществлении аналитической и контрольно-оценочной деятельности по оценке качества реализации программы  

Проектор

2

Проецирование медиаматериалов при организации фронтальных видов деятельности, использование в работе с интерактивной доской

Интерактивная доска

TRACE board TS 4080L

3

использование  интерактивных игр в работе с участниками воспитательно-образовательного процесса

Фотоаппарат

8

фиксация деятельности на флэшнакопитель для дальнейшего использования в совместной деятельности с детьми, информировании родителей и осуществлении аналитической и контрольно-оценочной деятельности по оценке качества реализации программы, представление фотоотчётов

Плеер DVD

1

воспроизведение информации с DVD диска

Музыкальный центр

1

воспроизведение звуковых файлов с различных носителей


3.4 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005
  2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.
  4. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре», Москва, 2006 г.
  7. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании». – Москва, «Просвещение», 2012г.
  8. Подвигу сибиряков посвящается. Л.Усольцева, Новосибирск, Новосибирское книжное издательство 1977г.
  9. История Новосибирской области. Н.А.Миненко, Новосибирское  книжное издательство 1983г.
  10. Наш край в древности и средневековье. Т.Н.Троицкая, В.И.Соболев, Новосибирское книжное издательство 1996г.
  11. Улицы расскажут вам… З.Березко, В.Быков, Новосибирское книжное издательство 1973г.
  12. Земля Новосибирская. Н.Мейсак, Москва , изд. «Советская Россия» 1983г.
  13.  География Новосибирской области. Н.И. Петрова, Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство 1981г.
  14. Дом Ленина. Сквер Героев революции. Л.С.Усольцева, Новосибирское книжное издательство 1990г.
  15. Семья Шамшиных. В.Т.Гузеева, Новосибирск, Политииздат 1983г. Большой театр Сибири. В.Ромм, Новосибирское книжное издательство 1990г.
  16. Памятники Новосибирска. В.Н.Коренчук, Л.М.Ромашова, Новосибирск, Западно-сибирское книжное издательство 1982г.
  17. На берегах Оби широкой: Литературная антология Новосибирской области. Э.А.Алискина – Новосибирск, 1997.
  18.  Берег нашей судьбы. Кировский район г.Новосибирска: прошлое и настоящее. Очерки о районе, его истории и людях. – Новосибирск: Известия – Сибирь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Мой дом детский сад – моя маленькая Родина» Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина"

Проект " Мой дом детский сад - моя маленькая Родина" для детей второй младшей группы....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

"Малая Родина - милая Родина"

занятие по патриотическому воспитанию детей. цель которого воспитание у детей чувства гордости и любви к своей Родине и малой родине где они родились и растут....

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Игра - путешествие в старшей группе. "Россия - наша Родина. Две столицы нашей Родины"

Предлагаю вам конспект игры-путешествия  в старшей группе по теме: "Россия - наша Родина". Данный материал направлен на воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своему городу, к своей ...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...