“Игра как средство развития познавательной деятельности и способ общения детей и взрослых”
статья

Арнаутова Людмила Викторовна

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ детский сад №4 «Чиполлино»

Арнаутова Людмила Викторовна

“Игра  как средство развития познавательной деятельности и способ общения детей и взрослых”

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра-это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности”. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость… Кроме того, игра-это своеобразный способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность (кубики, зайцы и т.д.), к играм, отражающим отношение между людьми(это творческие или сюжетно-ролевые), и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам поведения и отношения между людьми. Интересные игры создают бодрое радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.

В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно развивать познавательную деятельность, творческие способности каждого ребенка, его активность.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения(общение- процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата).

Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и самом себе, о своих возможностях и способностях. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целеустремленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств. Нравственные качества сформированные в игре, влияет на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки сложившиеся в процессе повседневного общения друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывало бы лучшие чувства.

В целях формирования правильных взаимоотношений необходимо целенаправленное  педагогическое руководство играми. Важнейшим условием руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. А это происходит тогда, когда взрослый пользуется у детей достаточным уважением и доверием. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и плохие черты характера. Наблюдения за детьми  в процессе игры дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти подход к каждому ребенку. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.

 В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитие детей. Она дает возможность робким и неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах деятельности. В книге “Технология игры в обучении и развитии” авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарого говорится: “Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюлки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом - в жизнь”.

Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния.

Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактором является и то, что игра-это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения; она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. К организации игр для детей можно предъявит определенные требования:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности детей;
  • Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление красочным, разнообразным;
  • Обязательный элемент каждой игры- ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
  • В играх обязателен момент соревнования. Это всегда приводит к повышению самоконтроля детей, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации детей.

Развитие познавательных или интеллектуальных способностей детей должно быть постоянной заботой взрослых. Проведение в повседневной жизни игр, заданий и упражнений, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и успешного дальнейшего обучения и интеллектуального развития.

Однако общение ребенка - это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание особенностей себя, других людей и учет их в ходе общения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Консультация для родителей «Загадки как средство развития познавательной деятельности детей»

Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир....

Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ

Опыт работы по ознакомлению с окружающим как средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ...

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

План по самообразованию педагога на тему "Экспериментирование как средство развития познавательной деятельности детей"

Цель :  Расширение знаний об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.     Задачи:Создать условия для исследовательской д...

Общение как средство развития познавательной активности в патриотическом воспитании детей.

Проект по развитию общения детей со сверстниками на основе знаний о родном городе (посёлке)...