Консультация "Особенности психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях ДОУ"
консультация

СДВГ - это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психологического сопровождения дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в условиях ДОУ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношении с окружающими людьми.

 «Дефицит внимания», «гиперактивный ребенок», «непоседа» - это всего лишь часть имен и наименований, имеющих отношение к расстройству.

Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями и т.д.

Психологу образовательного учреждения необходимо считать работу с детьми своей первоочередной задачей, так как количество детей с диагнозом СДВГ каждый год возрастает. Актуальность проблемы прослеживается в социальных условиях жизнедеятельности ребенка. Ребенок находится в информационном круговороте: интернет, телевидение, телефонизация, занятость родителей. Всё это негативно влияет на психическое здоровье детей.

Оптимальный возраст для постановки диагноза СДВ - 4-5-ти лет, когда уже можно объективизировать наличие расстройства внимания.

Чем раньше будет выявлен СДВГ и начнется его коррекция, тем лучше. Своевременно принятые меры помогут ребенку в трудовой и социальной деятельности (в учебе и поведении в школе, дома, с окружающими), а также помогут сохранить его самооценку. Диагноз могут поставить только специалисты:        психиатр или невролог (психоневролог). В процессе диагностики обычно используются опросники родителей и педагогов, наблюдение, тестирование, медицинские проверки и т. д.

В ДОУ педагог- психолог наблюдает и оказывает психокоррекционную помощь ребенку.

Возможным для детского сада являются некоторые компоненты психолого-педагогической помощи детям, имеющим синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Направления работы в условиях ДОУ:

1.Диагностические обследования детей с целью раннего выявления СДВГ для оптимального подбора учебных программ и организации условий обучения и воспитания (с согласия родителей).

2. Просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами с целью повышения уровня их компетентности в вопросах, связанных с особенностями обучения и воспитания детей.

3. Координация действия родителей, педагогов.

4. Консультативная помощь родителям и педагогам по вопросам обучения и воспитания детей.

 Помощь детям заключается в следующем:

1. Способствовать обучению ребенка по оптимальной для него программе.

2. Хорошо знать и учитывать в педагогической деятельности особенности ребенка с СДВГ. Педагогам важно понимать ребенка: ребенка что-то беспокоит и поэтому он ведет себя так не нарочно, ведь иначе он не может. Особенности ребенка надо учитывать, но не поощрять. Педагог должен осознавать разницу между интеллектуальным потенциалом ребенка и его наличными возможностями в реализации потенциала. Необходимо верить в ребенка, не считать отсутствие стабильности в работоспособности признаком отсутствия способностей к обучению.

3. Внимательно следить за динамикой проявлений СДВГ у ребенка. При необходимости рекомендовать консультацию психолога, врача.

4. Поддерживать постоянный контроль с родителями, держать их в курсе дел.

6. Создавать спокойную, доброжелательную атмосферу сотрудничества.

7. Не требовать от детей идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений ее, позволять детям отдельные вольности: например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой. Не путать проявления болезни и невоспитанности.

  1. В обязательном порядке проводить физкультминутки или релаксационные паузы не позднее чем через 15-20 минут от начала занятия.
  2. Находить возможности для детей с СДВГ проявить во время занятия двигательную активность, отдохнуть.
  3. Обязательно предоставлять возможность для активного отдыха не только детям с СДВГ, но и всей группе. Желательно направлять активный отдых детей, разумно регулировать его. Особенно это важно для детей с СДВГ, которые иногда успевают так набегаться, что потом от перевозбуждения долго не могут включиться в работу. Если во время занятия воспитатель видит, что ребенок «отключился», лучше дать ему некоторое время на отдых.

11. По возможности уделять детям дополнительное внимание.

Не стоит ставить в пример ребенку с СДВГ успехи других, более усидчивых и работоспособных детей.

12. При подборе педагогических технологий и методик желательно развивать мелкую моторику (раскрашивание и пр.) [1,2,5].

В работе с детьми необходимо быть умеренным в использовании яркой эмоциональной информации, красочных наглядных примеров, так как в памяти детей с СДВГ может остаться лишь эта дополнительная информация.

Не нагружать детей изучением и отработкой специальных приемов тренировки памяти, внимания.

Уделять больше внимания в развитии интеллекта, кругозора детей.

При построении алгоритма занятия рекомендуется многократное повторение с целью прочного закрепления материала.

По мнению Т.Д. Марцинковской [4], предметом психодиагностики в ДОУ, являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

- концентрировать внимание;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои движения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии с взрослыми и сверстниками [6].

В работе с взрослыми, и прежде всего с родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами [3].

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т.д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно управляемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать, «можно бегать по улице», чем «прекрати беготню»! Но еще более эффективно – включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло [3,10].

Чтобы ребенок мог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях.

При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможеннсти и отсутствии произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировал в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включение физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снимет работоспособность и уровень усвоения материала. Занятия постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действие спокойным голосом. Главное – сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом [7].

Коррекционное воздействие на ребенка с СДВГ должно включать следующие приемы и технологии:

  1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  2. Обучение самомассажу.
  3. Игры для развития быстроты реакции, координации движения.
  4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
  7. Психогимнастические этюды для обучения понимания и выражения эмоционального состояния.
  8. Работу с глиной, водой и песком.

Вывод: Таким образом, дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными (11).

Дети с СДВГ требуют индивидуальный подход. Однако недостаточно оказывать психологическую поддержку ребенку, необходимо организовать его психологическое сопровождение. Оно реализуется:

* в продуманной организации жизни детей в ДОУ;

* в поддержке педагогов;

* в индивидуальной работе, стимулирующей социальное, эмоциональное и личностное развитие детей;

*в поддержке их семей и координации взаимодействия родителей со специалистами.
Необходимо помнить, что такую работу могут проводить только квалифицированные педагоги и психологи.

Список литературы 

  1. Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] /И.Л. Арцишевская. – 2-е изд. доп., - М.: Книголюб, 2005. – 64 с.
  2. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М., 2001.
  3. Лютова, Е.К. Шпаргалка для родителей [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. СПб., 2002.
  4. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т.Д. Марциновской. – М., 2000.
  5. Павлова, М. Гиперактивный ребенок / М. Павлова // Дошкольное образование. – 2002. - № 11 (83). – С 36.
  6. Пасечник, Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте [Текст] / Л.В. Пасечник. – М.: ТЦ Сфера. 2007. – С 112.
  7. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера. – 2005. С 128.
  8. Тутушкина, М.К. Психологоческая помощь и консультирование в практической психологии; под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.. 2001.
  9. Хухлаева, О. Работа психолога с родителями: концепция и психология / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - № 23. – С. 39 – 45.
  10. Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – С 384.

Система своеобразной «скорой помощи»

при работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от капризов.
  • Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка.
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу нейтральным тоном.
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  •  Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  •  Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Материал содержит понятие о СДВГ и его причинах, освещает особенности гиперактивных детей и способы эффективного взаимодействия с ними. Практическая часть знакомит со способами диагностики данного син...

Программа психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Программа психологического сопровождения  детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

« Психолого – педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте....

План по самообразованию Тема: «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью»

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

План- признаки СДВГ- СДВГ-это диагноз по МКБ-10-Причины возникновения-Возрастная динамика- Типы СДВГ-Диагностика- Лечение. Какие специалисты?- Памятка для педагогов- Памятка для родителей...

Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психо...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"

В  консультации даны практические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью....