Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
консультация по коррекционной педагогике

Кальницкая Елена Николаевна

В  консультации даны практические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению образования детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rabota_s_sdvg._microsoft_office_word.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад комбинированного вида «Белочка»

Консультация для педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение образования детей

 с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Подготовила:

Кальницкая Елена Николаевна

старший воспитатель

пгт. Федоровский, 2021 г.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - это одна из форм проявления минимально-мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.  

Основными причинами СДВГ являются:

-Минимальная мозговая дисфункция

-Факторы окружающей среды (взаимосвязь между курением и употреблением алкоголя в течение беременности, высокая концентрация свинца в организме детей раннего дошкольного возраста)

Травма головного мозга

Пищевые добавки и сахар

Наследственность

Основные симптомы СДВГ: гиперактивность, дефицит активного внимания, импульсивность.Диагноз СДВГмогут поставить следующиеспециалисты:психиатр, психолог, педиатр, невролог, социальный работник с клинической подготовкой.

Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV.

Измерения

Признаки

I. Нарушения внимания

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки).

9. Забывчив.

II. Гиперактивность / импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребенок суетлив.

2. Неспособен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте).

4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как «perpetuummobile».

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим.

 В случае наличия повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1-го измерения) и частичном соответствии критериям гиперактивности специалисты констатируют «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания».

В случаеналичия повышенной гиперактивности и импульсивности (т.е. шести и более признаков из 2-го измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания специалисты констатируют «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности».

7.  В случае соответствия клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».

8. Примеры определения варианта СДВГ.

Идет урок в 1 классе. Дети выполняют самостоятельное задание в тетради. Андрей начинает запись вместе со всеми. Но вдруг взор его отрывается от тетради, перемещается на доску, затем - на окно. Лицо мальчика неожиданно озаряется улыбкой и, повозившись в кармане, он достает оттуда новый разноцветный шарик. Его движения быстрые и шумные. Развернувшись на стуле, Андрей начинает демонстрировать игрушку соседу сзади. Не получив достойной оценки своего приобретения, встает, лезет в портфель, достает карандаш. Неудачно поставленный портфель с грохотом падает. После замечания учителя Андрей усаживается за парту, но через мгновение начинает медленно «сползать» со стула. И снова - замечание, за которым следует лишь короткий период сосредоточения... Наконец звонок, Андрей первым выбегает из класса.

синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности  

Саша — мечтатель. Его фантазия летит со скоростью света. Мама рассказывает, что сын постоянно что-то придумывает — и сразу старается воплотить свои фантазии в жизнь: от игры в Тарзана до построения космического корабля. Но, к сожалению, много важных дел, прежде всего школьные домашние задания, Саша не заканчивает, оставляет на полпути — там, где работа малоинтересная, мальчику часто не хватает настойчивости. Впрочем, и сам Саша, а не только его фантазия, летит на высочайших скоростях — с раннего детства он в постоянном движении: прыгает, бегает, не может усидеть на одном месте, все переворачивает. В школе это создает настоящие проблемы: на уроках копошится, вертится, может подняться с места без разрешения, залезть под парту. Вдобавок, на уроке часто рассеян, невнимателен, может разговаривать сам с собой вслух, петь. Это потешает детей, но отнюдь  не учителей: из двух школ родителей попросили забрать Сашу за постоянные срывы уроков...«сочетанная форма СДВГ»

Игорь — за пять лет обучения мальчик сменил пять школ. Везде за «срывы уроков», «драки» и «хулиганство». Из последней школы Игоря исключали согласно коллективной петиции родителей одноклассников. Особенная проблема Игоря — он не контролирует свои чувства: с ранних лет, как только что-то было не так, — истерики, приступы «злости»; едва в школе его кто-то «зацепит» — взрывается, словно вулкан, либо на уроке, либо на глазах у директора... «Но в душе он незлой, — говорит мама. — Он так же будет неудержимо добр, если его что-то растрогает. Он может из сочувствия и сострадания отдать все свои карманные деньги старенькой бабушке, которая протягивает руку. Я недавно плакала — он так искренне меня утешал...». У Игоря также много трудностей в отношениях с родителями: «К нему по тридцать раз нужно обращаться, чтобы послушался и сделал то, что просишь; и вообще, все делает по настроению, из-за этого мы часто конфликтуем…»

Сейчас Игорь занимается дома по индивидуальной учебной программе, пока родители ищут новую школу. У него нет друзей во дворе. Там над ним любят подшучивать и «провоцировать», зная его вспыльчивый характер. Чаще всего он сидит дома один. Любит готовить. На занятиях психотерапевтической группы для детей рассказывает, что, когда вырастет, станет либо боксером («я побью тех, кто обзывает меня психопатом»), либо поваром («открою свою пиццерию»). А когда серия групповых встреч закончилась и дети символически показывали жестом, что хотят подарить друг другу на прощание, Игорь показал жестом особенный дар — свое сердце...синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности

Юля любит рисовать. Она рисует свои книги и придумывает истории. Почти все они о девочке и ее друзьях — лесных животных. Рисование настолько захватывает девочку, что она может долго быть сосредоточенной и тихой. А на уроках девочка преимущественно рассеянна и невнимательна. Ее успеваемость в школе очень непостоянна. Учительница часто жалуется, что Юля на уроках «не работает», «витает где-то в облаках». «То же с домашним заданием, — говорит мама. — Мне нужно сидеть над ней и постоянно напоминать ей: сосредоточься, будь внимательной. И я знаю, что она может, она просто не хочет. Юля, словно малый ребенок, — хочет делать лишь то, что ей нравится, и не понимает слова «надо». Я безмерно устала от того, что каждый день должна по четыре часа делать с дочкой домашние задания — у меня такое впечатление, что это я учусь в школе...»

Юлина потребность говорить значительно затрудняет ей способность слушать — девочка перебивает, хочет сказать свое и не дает возможности высказаться другим. Возможно, именно из-за этого у нее мало друзей. «Со мной не хотят дружить, — сознается Юля. — Они смеются надо мной и говорят, что я больная  на голову...»

«синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания»

Петя всегда находится в беспрерывном движении — мечтает стать гонщиком. Не во снах, а в реальности он хочет поехать в Африку, где, кроме слоников, хотел бы увидеть и всех других зверей и принять участие в авторалли по Сахаре. Доброта Пети безгранична — по словам мамы, «он отдаст последнюю рубаху», а его любимое дело — помогать людям. Наибольшая трудность Пети — плохая самоорганизация: он постоянно все теряет, забывает, не успевает. «Я словно его личный ассистент по организации времени, — улыбается мама. — Постоянно должна все напоминать, проверять, контролировать». От его «дезорганизованного и хаотичного» стиля жизни, кажется, больше всех страдает старший брат, который однажды признался маме, что, когда вырастет, хотел бы жить отдельно от Пети...

У мальчика также проблемы в школе с поведением на уроках и не только. Его дневник исписан замечаниями. Впрочем, классный руководитель говорит о Пете не без симпатии: «Он очень неорганизованный, шумный, с ним все время случаются какие-то происшествия. Но вместе с тем добрый и отзывчивый. Когда я сказала Пете, как я устала делать ему замечания, он искренне сознался: «Дарья Алексеевна, вы поймите, я честно вам говорю, я хочу быть послушным, очень хочу, но что-то мне не дает...»

сочетанная форма СДВГ

Родители Ростика пришли на консультацию в отчаянии. «У нас в семье постоянные крики. Наш Ростик неуправляемый. Он делает, что хочет. Он безответственный. Эгоист. Он нас обманывает. Выносил из дома деньги, чтобы покупать друзьям чипсы. Он нас не уважает. Грубит. Не хочет учиться. Он постоянно все ломает и уничтожает». В рассказе родителей ощущается большое напряжение и усталость, и даже отчаяние... «Он у нас один, вы понимаете, мы уже к стольким специалистам обращались, и нам никто не может ни объяснить, что с ним, ни посоветовать, как помочь. Возможно, мы плохие родители, делаем что-то не так?» Через некоторое время на одной из консультаций мама признается: «Я просто не выдерживаю. Я люблю его, но его поведение превращает меня в зверя. Мне уже в который раз ночью снится сон, что я его убиваю. Мне страшно...»

А Ростик будто клоун — даже на консультации он все превращает в шутку. Его улыбка, мимика, жесты исполнены артистизма и театрального совершенства опытного артиста цирка. И не удивительно — ведь в школе все время «репетиции и выступления». Это, кажется, единственный способ, который мальчик нашел для того, чтобы привлечь к себе внимание одноклассников и занять свое место в коллективе. Однако, его несерьезность — это то, что на поверхности. В разговоре наедине он сказал: «Я — хроническое разочарование для всех. Я какой-то не такой, у меня какие-то мозги дурные». И дал удивительный ответ на тестовый вопрос о трех мечтах: «Не разливать молоко. Не злить маму. Не злить папу». А когда вырастет, хочет стать, как папа — таксистом-гонщиком... синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности

9. Принципы, методы и организация психолого-педагогического обследования детей с СДВГ

В идеале диагноз констатируется психиатром.

Задача – собрать информацию, исключающую другие возможные причины такого поведения ребенка

Специалист должен проверить успеваемость ребенка в детском саду и медицинскую карту.

Для установления диагноза СДВГ используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в 4-ом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV)» и МКБ – 10 (международная классификация болезней десятого пересмотра).

Диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность.

Примерный коррекционный маршрут для ребенка с СДВГ.

1. медикаментозное лечение (психостимуляторы)

2. Психотерапевтические методики

- Аутогенная тренировка

- Гипноз, самогипноз

- Медитация

- Визуализация

3. психолого-педагогическая коррекция

1 направление психокоррекционной работы. Повышение учебной мотивации

применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), повышение самооценки учащихся (Задание «Я - звезда»).

2 направление психокоррекционной работы. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся

смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;

 реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),

 снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

 выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);

 инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;

 применение мультисенсорных техник обучения;

 проверка знаний – в начале урока;

 избегание категоричных запретов

3 направление психокоррекционной работы. Развитие дефицитарных функций

повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);

 снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);

 снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

4 направление психокоррекционной работы. Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:

отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;

- обучение приемам структурирования учебного времени;

- отработка навыков самоконтроля;

- обучение техникам самоуправления

5 направление психокоррекционной работы. Использование нейропсихологических упражнений, направленных на снятие гиперактивности и импульсивности

Упражнение «Речка-берега», «Мама-робот», «Угадай-ка».

6 направление психокоррекционной работы (заключительное) подбираются игры на тренировку сразу двух функций   «Час тишины и час «можно», «Расставь посты»и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Программа представляет собой перспективный план работы с использованием дидактических, подвижных игр и упражнений, направленных на коррекцию внимания и гиперактивности....

"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Материал содержит понятие о СДВГ и его причинах, освещает особенности гиперактивных детей и способы эффективного взаимодействия с ними. Практическая часть знакомит со способами диагностики данного син...

Консультация "Особенности психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях ДОУ"

СДВГ - это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми....

Программа психологического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Программа психологического сопровождения  детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью...

« Психолого – педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в дошкольном возрасте....