"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Садовая Оксана Владимировна

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми и в итоге – заниженной самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdvg.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

  1. Введение. Актуальность темы.
  2. Подготовительный этап:
  1. Определение цели, задач, особенностей деятельности;
  2. Создание организационных  психолого-педагогических условий для решения поставленной проблемы.
  1. Этап практической работы:
  1. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ;
  2. Осуществления сотрудничества с родителями и педагогами по вопросам воспитания и обучения детей с СДВГ.
  1. Рефлексивный этап. Подведение итогов психолого-педагогического обследования.
  2. Вывод. Практическая значимость опыта работы.
  3. Перспективы дальнейшего развития.

  1. Актуальность темы.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми и в итоге – заниженной самооценки.

«Дефицит внимания», «гиперактивный ребенок», «ребенок с коротким фитилем», «непоседа», «СДВГ» - это всего лишь часть имен и наименований, имеющих отношение к  расстройству от которого страдают миллионы людей. 

Синдром дефицита внимания — это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль над побуждениями и т.д.

Расстройство определяется как возрастное, поскольку оно обнаруживается в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости.

Главные проявления СДВГ охватывают нарушения внимания (дефицит внимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могут оставаться у него на продолжительное время, служа благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.

К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость  его   удерживания   (несобранность),  уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями с одного дела на другое, забывчивость и т.п.

Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует, и она наиболее специфична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. В более старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.

Импульсивность выражается в том, что ребенок нередко действует, не подумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса; перебивает других: бывает не в состоянии дожидаться своей очереди в играх и во время занятий; без специального умысла может совершать непродуманные поступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).

Синдром дефицита внимания был в первый раз описан в 1902 году, а первый отчет о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратами был выпущен в 1937 году. Первоначально, из-за ярко выраженных неврологических признаков, нарушение получило название ММП — минимальные мозговые повреждения. В дальнейшем в понятие «минимальное мозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель «минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной и более гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».

С 1980 года название синдрома базируется на DSM — международной психиатрической классификации.

Выделяют три типа СДВГ:                                                        (Приложение № 1.2)

  1. Смешанный  тип:   гиперактивность  в сочетании  с нарушениями внимания. Это самая распространенная форма СДВГ.

  2.   Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания.  Этот тип наиболее сложен для диагностики.

3.  Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ.

Симптомы СДВГ, как правило, наблюдаются окружающими ребенка взрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырех. Дома дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью часто страдают от неизменных сопоставлений с братьями и сестрами или знакомыми сверстниками, которые показывают положительное поведение и успехи в обучении. Родителям действует на нервы их беспокойность, навязчивость, эмоциональная неустойчивость, недисциплинированность, неаккуратность. Такие дети не в состоянии ответственно относиться к выполнению обыденных поручений, оказывать элементарную помощь родителям. При этом замечания и наказания не приводят к желаемым последствиям. Также могут отмечаться упрямство, вспыльчивость и агрессивность.

Но вот ребенок взрослеет и поступает в школу...  Для тех родителей, которые прежде были терпеливыми и принимали чадо таким, какое оно есть, тут все только начинается! Ведь никак нельзя отбросить без внимания тот факт, что у школьника возникают более серьезные сложности и новые конфликты: трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой, отмечаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем, увеличиваются нарушения поведения.

Именно в школьные годы чаще всего выявляются нарушения внимания в связи с увеличением требований к данной функции в процессе обучения. При этом большинство таких детей обладают хорошим общим уровнем интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты тестирования. Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и окончании работы. Такие дети очень быстро элиминируются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неопрятно и невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов.

Ребенок оживленный, подвижный, энергичный — что в этом плохого? Более того, он и сообразителен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает вопросов. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас все время выводит из себя его беспокойность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

Не следует каждого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш время от времени становится упрямым и строптивым, — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает неистовствовать, не может устоять на месте, усидеть за столом, — это нормально. Утомляют детей и продолжительные переезды.

У всякого ребенка время от времени бывают минуты гнева. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или проказничают в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается приметой гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация. Вот здесь и укрывается основополагающее отличие ребенка просто активного от гиперактивного.

Гиперактивный ребенок, вне зависимости от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом занимательном предмете. И на него не повлияют ни нескончаемые просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не функционирует механизм самоконтроля,  в отличие от его  ровесников, даже самых разбалованных. Их можно урезонить, наказать, в конце концов, гиперактивных — безрезультатно, их надо поначалу подлечить.

Охват внимания такого ребенка стремительно и радикально меняется по ситуации. Перемена совершается быстро и решительно и по отношению к другим детям, в соответствии с уровнем заинтересованности темой или поставленными перед ними заданиями.

Первостепенная трудность в данной области — это способность сосредоточить внимание на долговременный период. Подразумевается умение выполнять односложное, неинтересное или требующее повторов задание. Дети с СДВГ обладают способностью концентрации внимания на непродолжительный период и утрачивают интерес и сосредоточенность быстрее других детей. В результате, они «перескакивают» на другое задание, в другую область и расположены, разыскивать раздражители (удовлетворяющие их на короткое время) и задания, которые приносят им незамедлительное удовлетворение.

Выражения расстройства

           Принято делить симптомы на три главные группы:

  • Симптомы, имеющие касательство к концентрации  внимания.
  • Симптомы, связанные с импульсивностью.
  • Симптомы, связанные с непомерной подвижностью.

            Две добавочные специфические черты следующие:

  • Сложность вести себя согласно принятым правилам.

•        Непоследовательная реакция и поведение в разно образных ситуациях.

Симптомы СДВГ в  соответствии с возрастом                         (Приложение №1.3)

Симптомы гиперактивности и импульсивности

Раннее детства

Младший и средний школьный возраст

Подростковый возраст

Бегает по дому и повсюду лазит

Много говорит, мешает

Беспокоен, подвижен во время спокойных видов деятельности

Скачет по мебели

Часто встает со стула

Нервирует, надоедает другим

Встает со стула во время еды или когда ему читают книгу

Чрезвычайно подвижен

Мешает в разговоре

Наталкивается на предметы

Шумлив

Попадает в неприятные ситуации

Отнимает вещи

Душевно тревожен, менее активен

Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1—2 месяца позже остальных), а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В грудном возрасте эти дети чересчур крикливы: их крик необычно долог и резок. Новорожденные непрерывно двигаются, они капризны, плаксивы и раздражительны, быстро приходят в ярость. Они редко бывают расслаблены, чаще всего у них плохое настроение, ночью они плохо спят, доставляя много беспокойства родителям.

Ласку такой ребенок отвергает, отстраняясь от матери. Поведение ребенка приводит родителей в недоумение, они начинают ощущать психический дискомфорт. В семье может появиться напряженность, нервозность, нередко приводящие к разладу между родителями.

Постоянные недосыпания увеличивают раздражительность. В семьях с нарушенным психологическим климатом существует опасность нанесения ребенку телесных повреждений (типичным является травмирование в результате сотрясения тела ребенка - «Да замолчи ты, наконец!!!»).

Не требующие особого к себе внимания податливые дети, которые целый день спокойно лежат в своей кроватке и много спят, попадаются редко. Для них, скорее, характерно раннее задержанное развитие, на котором сказывается дефицит общения и недостаток внимания со стороны родителей.

В первые годы жизни ребенка главное беспокойство родителей вызывает излишнее количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей наблюдается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Среди детей в так называемых ползунковых группах попадаются дети, приносящие до чрезвычайности много беспокойства: они дерутся, царапаются, кусаются. Мать и дитя скоро попадают под обстрел родительских упреков и становятся нежеланными в этой группе.

Такой ребенок упрям, без видимых причин им овладевают припадки ярости, он все разрушает, иногда наносит самому себе травмы, проявляет агрессивность по отношению к другим детям, а иногда и к взрослым, становясь просто непереносимым. Физическое развитие этих детей проходит по-разному: есть такие, кто уже в 9 - 10 месяцев может ходить, а в 15 месяцев они хорошо говорят.

Другие, напротив, созревают медленно, начинают ходить с 14 - 16 месяцев, а говорить  -  только к двум-трем годам. Но как только они пошли, близкие лишаются спокойной жизни. Все, что попадает в руки этих детей, разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивная игра у таких детей практически отсутствует. Деструкция и хаос характеризуют их игровое поведение. Ребенок выбегает из дома на улицу, лазает через заборы, подвергает себя опасности, его приходится все время искать, словом, он доставляет родителям беспредельное беспокойство.

Родители перестают ходить в гости и стремятся не принимать гостей у себя, им стыдно за свое буйное дитя, к тому же они устали от постоянных советов. В конце концов, семья попадает во все большую изоляцию. В детском саду ребенок не занимается конструированием или строительством домиков и башенок. Об этих занятиях он говорит: «Мне так скучно». Он переворачивает строительные сооружения других детей, пристает к ним, не может играть один, не может играть длительное время в одну и ту же игру. Ни одна игрушка не задерживается в его руках больше одной минуты, да и то она используется не по назначению.

Такие дети не могут играть в коллективные игры, они не знают покоя, постоянно дергаются, ерзают, перебегают с места на место. Стоит им только где-то появиться, как тотчас возникает ссора. Родителям делают замечания: ребенок их невоспитан, плохо себя ведет, дают совет: «Надо быть к нему строже».

У родителей, как правило, возникают жалобы на нарушения питания: «Он ничего не ест, а если ест, то только сладости». Есть жалобы и на нарушения сна: «Он долго не засыпает, ведет себя так беспокойно, что мы тоже не можем спать», «Находясь в своей кровати, он так ее раскачивает, что она ходит ходуном». Беспокоит и то, что ребенок не может одеваться самостоятельно, «все надевает, как попало, никогда не застегивает пуговицы». Кроме того, ребенка трудно приучить к личной гигиене.

Тот, кто имеет дело с такими детьми лишь изредка или случайно, не видит причин для недовольства. Дело в том, что, если ребенок остается на половину дня со своей бабушкой, он вполне может быть милым созданием, а его родители слышат: «Вот видите, ребенок послушный. Нужно быть только последовательным и строгим».

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период энергично развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «Я».

Зачастую в 3 - 4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад, и воспитатели начинают сетовать на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятным сюрпризом. Все эти «внезапные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новоиспеченными требованиями, предъявляемыми ему на фоне повышения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5 - 6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является драматическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, задерживается, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой.    

Данные признаки зачастую сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СДВГ 8 школе, несмотря на их, достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты с ровесниками и взрослыми, что усиливает имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предугадывать результаты своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.

С поступлением ребенка в школу требования к нему значительно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует повиновения определенным обстоятельствам. Если у ребенка в отношениях с одним-двумя партнерами еще    как-то, получается, следовать простым правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам.

Он пытается по-своему модифицировать правила, и если другие его не поддерживают, то возникает столкновение. Уже очень скоро товарищи отказываются придерживаться требования своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает обливаться слезами, за что товарищи над ним насмехаются.

Характерны хронические проблемы с успеваемостью. Некоторых детей направляют в коррекционные классы. Хотя уровень их интеллекта вполне позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все время ниже ожидаемой. Перевод из начальной школы в следующий класс проблематичен: несмотря на сносные оценки, посещение школы следующего уровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и их поведение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многие учителя просто отказываются работать с этими детьми.

Различные симптомы СДВГ

 Дефицит внимания  Дети описываются, как мечтатели, «витающие в облаках» и часто «отсутствующие». В классе они занимаются второстепенными делами, бесцельно черкают и рисуют закорючки на бумаге, не участвуют в классном занятии, отвечают не к месту. Они затрудняются воплотить в жизнь указания и своевременно сделать уроки (выполнение домашнего задания растягивается на несколько часов). Они легко отвлекаются на внешние раздражители, рассеянны, теряют вещи и забывают передавать сообщения, не помнят, что задано на дом.

Из-за недостаточной внимательности мимика и жестикуляция ровесников остаются для него вне поля зрения или превратно разъясняются. Это влечет за собой неправильные реакции, часто сопровождаемые ругательствами или рукоприкладством. Такое поведение, само собой разумеется, лишь усугубляет социальную изоляцию.

 

Импульсивность Импульсивность — это влечение к поспешности, к совершению необдуманных поступков. Они быстро «загораются», реагируют вспышками бешенства, включая словесное и даже физическое насилие, беспричинно раззадоривают друзей и братьев. В классе они выскакивают, отвечают на вопросы, не поднимая руки или не дожидаясь позволения. Им недостает терпения ожидать своей очередности в различных ситуациях. Они не выслушивают до конца распоряжения, спешат закончить экзамен и делают глупые ошибки.

Импульсивность обострена до такой степени, что школьник поднимает руку еще до того, как учитель договорил, задавая свой вопрос. Притом детям характерно стремление дать любой ответ, пусть даже ошибочный. Если учитель их не вызывает, то они просто выкрикивают ответ. Удержать на чем-то внимание, сконцентрироваться им чрезвычайно трудно. Если в дошкольном возрасте им не удавалось построить до конца ни одну фигуру из конструктора, то и сейчас бросается на половине каждый рисунок или поделка. Они очень деятельны: готовы начать все — но ничего не доводят до конца. Повсюду лежат десятки начатых моделей судов, самолетов и т.д., но ни одна из них так и не плавает и не летает.

То же самое имеет отношение и к выполнению домашних заданий. Поскольку внимание рассеянно, ребенку постоянно приходит в голову что-нибудь новое: он то почешет себе ногу, то должен поднять повалившуюся на пол линейку, то надо положить на другое место ластик, поточить карандаш, высунуться в окно («ласточка пролетела»), распрямить загнутую страницу в книжке или загнуть другую, посмотреть, какое задание было вчера, или покормить хомячка. В результате домашнее задание не продвигается или выполняются абсолютно неудовлетворительно, отнимая массу времени.

Похожая ситуация и в школе: не будучи способным сосредоточиваться на одном, ребенок предпринимает всё время что-нибудь новое. Поэтому он не схватывает самые важные вещи на уроке, воспринимает материал лишь до некоторой степени. Почерк и ведение тетрадей просто ужасающи, а выполнение домашних заданий для школьника и его родителей — это многочасовое мучение.

Матери рассказывают, что после домашних заданий они бывают абсолютно утомлены и находятся в полном отчаянии. Успеваемость в школе становится все хуже, на голову ребенка постоянно сыплются предупреждения и выговоры. Самооценка его от этого становится все ниже. Не все дети, относящиеся к этой группе, действительно демонстрируют гиперактивное поведение.

 

Чрезмерная подвижность (гиперактивность) Этот синдром проявляется в ряде разнообразных нарушений поведения, но чрезвычайная подвижность является самым заметным: им нелегко усидеть на месте, очи нескончаемо ерзают на стуле, часто меняют позы, в которых сидят, вертят в руках разные предметы, тарабанят пальцами, закручивают их, трещат суставами рук, ног, шеи... Эти дети находят любой повод выйти из класса, шумно играют, проворно перескакивают от одного занятия к другому, болтливы.

Им также свойственно отсутствие страха, тяга к приключениям и опасным авантюрам, включая лазание по деревьям, на разные высоты, а в более зрелом возрасте — опасное вождение, занятие экстремальными видами спорта и т.д. Ребенок находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он утомился, он продолжает перемещаться, а выбившись из сил бесповоротно, плачет и впадает в истерику.

Быстро и много говорит, глотает слова, прерывает, не дослушивает. Задает уйму вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его неосуществимо уложить спать, а если спит, то урывками, тревожно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость. Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запрещения и ограничения. И в любых обстоятельствах (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя в равной степени активно.

Часто инициирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, пихается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни...

 

Цикличность  Специфической чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут производительно работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, скапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем интеллектуальная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5—15 минут. Дети с СДВГ имеют «мигающее» внимание, могут «впадать» и «выпадать» из состояния концентрации, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им нужно двигаться, крутиться и все время вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании».

Для того чтобы сберечь концентрацию внимания, дети используют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Учитель призывает, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают s противоречие. Если их голова и тело неподвижны, уменьшается уровень активности мозга. Перечисленные нарушения приводят к возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета.

В психическом развитии детей с СДВГ отмечаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и константными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.

           Для гиперактивных детей также характерна долговременная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, смышлены и проявляют активный интерес к окружающему.

Основные проявления СДВГ у детей старшего дошкольного возраста

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.

Гиперактивность как одно из патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностъю (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции. Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность. Не менее серьезными вторичными нарушениями являются слабая успеваемость и трудности в общении.

Выделяется комплекс клинических проявлений дефицита внимания у детей:                                                                               (Приложение № 1.4)

  • беспокойные движения в кистях и стопах;
  • неумение сидеть на одном месте;
  • легкая отвлекаемость на посторонние раздражители;
  • нетерпеливость;
  • неумение доводить начатое до конца;
  • очень быстрая переключаемость с одного дела на другое;
  • болтливость;
  • неумение играть разговаривать тихо и спокойно;
  • отсутствие умения прогнозировать последствия своих поступков;      
  • спонтанность и необдуманность действий;
  • суетливость;
  • несформированность праксиса и мелкой моторики;
  • малая продолжительность сна и трудности при засыпании.

Более или менее отчетливыми проявления СДВГ становятся к 3-4 годам, но уже в раннем детстве такие малыши выделяются среди сверстников высокой чувствительностью к внешним раздражителям, повышенным мышечным тонусом, плохим сном и расторможенностью во время бодрствования.

Настроение гиперактивных детей неустойчивое, наблюдается вспыльчивость, агрессивность, что часто приводит к конфликтам с окружающими. Большие трудности ребенок испытывает в коллективе сверстников, которые отказываются общаться с ним, мотивируя это его драчливостью и неумением играть.

Гиперактивный ребенок не способен долго переживать обиды, складывается впечатление, что с него все «как с гуся вода». Поэтому, о таких детях говорят как о бесчувственных, а иногда и жестоких. Данный факт можно объяснить тем, что на нейрофизиологическом уровне у детей с СДВГ снижен болевой порог, т. е. они менее чувствительны к боли, чем их сверстники. А не испытывая боли в полной мере сами, они не обращают внимания на то, что причиняют боль другим, не понимают этого.

Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы, как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Интересы гиперактивных детей, как и эмоции, поверхностны. Их трудно увлечь чем-либо. Они скорее любопытны, чем любознательны. Постоянно находясь в движении, ребенок с СДВГ ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми же словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены. Такое положение дел предопределяет неуспеваемость при систематическом обучении в школе. Неспособность сконцентрировать внимание обуславливает учебные неудачи, так как, по мнению Л. С. Выготского, внимание является одной из важнейших функций и играет первостепенную роль для процесса мышления, абстракции и мотивации. Тем не менее, у большинства детей с СДВГ коэффициент интеллекта выше среднего.

Кроме дефицита внимания для детей с СДВГ характерны повышенная утомляемость, нарушения памяти и низкая умственная работоспособность. Свидетельством повышенной утомляемости является усиление рассеянности по мере увеличения продолжительности времени, необходимого для выполнения того или иного задания. Основной характеристикой умственной деятельности детей с СДВГ является цикличность, короткий период работоспособности (5-15 минут) сменяется периодом «отдыха» мозга (3— 7 минут). В эти моменты своеобразного «отключения» ребенок не реагирует на замечания, но внешне остается, столь же сосредоточен, как и в период целенаправленной деятельности, он как бы накапливает силы, подзаряжается. Затем он снова включается в деятельность. Отсюда невозможность работы в общегрупповом режиме.

Необычность поведения детей с СДВГ не является результатом дурного характера, упрямства или невоспитанности, как считают многие взрослые. Можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии беременности и родов, инфекции и интоксикации в первые годы жизни), так и психосоциальными факторами.

Причины гиперактивности

Пренатальная патология

  • токсикозы;
  • обострение хронических заболеваний у матери;
  • инфекционные заболевания;
  • травмы в области живота;
  • иммунологическая несовместимость по резус-фактору;
  • попытки прервать беременность;

-     принятие алкоголя и курение.

Осложнения при родах

  • стимуляция родовой деятельности;
  • неправильное положение плода;
  • асфиксии;
  • внутренние кровоизлияния;
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды.

Психосоциальные причины

  • неадекватный стиль воспитания в семье;
  • психологические травмы;
  • нежеланный ребенок.

Обычно при изучении анамнеза ребенка выделяются сразу несколько причин, стимулировавших развитие СДВГ. Каждую из них необходимо учитывать при составлении индивидуальной комплексной программы работы с ребенком.

Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами — врачом, психологом, социальным педагогом, воспитателем, при активном участии родителей.

Основания для наиболее распространенных классификаций

1 группа: выраженность симптомов

- легкая  степень (симптомы выражены минимально, нарушения в социальной жизни не выявляются);

- средняя степень;  

- тяжелая степень  (множественность симптомов яркой выраженности, серьезные трудности в обучении и в социальной жизни).

II группа: преобладание того или иного проявления

- равносильное сочетание гиперактивности и дефицита внимания;

- преобладание нарушений внимания;

- преобладание гиперактивности.

                                         Особенности лечения СДВГ

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть содержать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В безукоризненной версии ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, чувствовать поддержку родителей и их веру в позитивный результат лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые зарождаются у ребенка в процессе лечения.

Психологические специфики гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но стремительно реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать установки и распоряжения для детей с СДВГ отчетливо, ясно, лаконично и наглядно. Родители не должны давать им в одно и то же время несколько заданий, лучше дать те же директивы, но по отдельности. Они должны наблюдать за соблюдением ребенком режима дня {четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), давать малышу возможность расходовать излишнюю энергию, а физических упражнениях, продолжительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно употреблять так называемое оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Вместе с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также разместить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении поручений, так как при этом может увеличиваться гиперактивность. Необходимо опустить или ограничить участие чересчур эмоциональных детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Также важен выбор партнеров для игр — хорошо бы, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.

Наказания должны следовать за проступками быстро и незамедлительно, т.е. быть предельно приближенными по времени к неправильному поведению. Если ребенок на самом деле болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно исключительно критиковать. В чем различие между понятиями «ругать» и «критиковать»? Необходимо давать позитивную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты ведешь себя неправильно (конкретно надо сказать, что малыш делает плохо), надо поступать следующим образом...» Ни в коем случае нельзя проводить негативное сравнение своего ребенка с другими детьми: «Бася хороший, а ты плохой». Рекомендуется укоротить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные запросы и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стабильной утомляемости ребенка и возникновению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий распорядок обучения — минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин) и пр.

Конечно, необходима комплексная реабилитация подобных детей с использованием как медикаментозных, так и не медикаментозных средств. При этом лечение должно быть персональным и назначаться с учетом результатов обследования.

Утешает то, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое недомогание, то есть у них в подростковом возрасте испаряются симптомы заболевания. Но у 30—70 процентов детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься врачеванием этой патологии).

Долгосрочный прогноз в отношении гиперактивных детей с расстройствами внимания является благоприятным, если они получают надлежащее лечение. Тогда они неплохо занимаются в школе, и многие из них великолепно устраиваются в жизни, став взрослыми.

Диагностика СДВГ

В основе синдрома дефицита внимания с гиперактивностью лежат нарушения, относящиеся в большей степени к области медицины. В связи с этим для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование.

При проведении дифференциальной диагностики врачи часто сталкиваются с большими трудностями, так как проявления СДВГ имеют сходную картину с другими заболеваниями, а также рядом вторичных расстройств и состояний.

Так, в своем исследовании Н. Н. Заваденко и др. отмечают необходимость разграничения СДВГ с такими заболеваниями, как аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром и олигофрения в легкой степени. Ошибки при постановке диагноза могут быть связаны с тем, что вышеперечисленные психические расстройства могут сопровождаться двигательной сверхактивностью, стереотипными движениями и неустойчивым вниманием.

Идентичная картина наблюдается и при неврозах у детей-дошкольников, проявляющихся эмоциональной неустойчивостью и психомоторным беспокойством.

И. П. Брязгунов и Е. В. Касатикова утверждают, что нарушения внимания и гиперактивность являются вторичными симптомами при дислексии, дисграфии и дис-калькулии. Астенический синдром, развивающийся на фоне перенесенных соматических заболеваний и интоксикаций, также как и СДВГ, характеризуется низкой умственной работоспособностью, повышенной истощаемостью, беспокойством.

В процессе сбора анамнеза, являющегося первым и необходимым шагом в любом обследовании, важно обратить внимание на ряд моментов в развитии, которые помогут прийти к окончательному решению. В этом, прежде всего, должны помочь знания из области возрастной психологии и физиологии. Другими словами, важно понять, являются ли вызывающие беспокойство симптомы характерными для детей-дошкольников (т. е. нормальными), можно ли их отнести к индивидуальным особенностям (тип темперамента) или эти симптомы патологичны по своей сути.

Прежде всего, необходимо помнить, что дети дошкольного возраста в своем большинстве очень активны и деятельны, функция прогнозирования и способность выстраивать, причинно-следственные связи у них развиты слабо, а умение регулировать свое поведение начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, т. е. в 6 - 7 лет. Кроме того, достаточно долго и продуктивно ребенок может заниматься тем, что ему действительно интересно.

Также следует изучить ситуацию в семье, так как невнимательность, импульсивность и другие проявления СДВГ могут являться индивидуальной реакцией на кризис семейных отношений или какие-либо изменения в привычном укладе (развод, появление второго ребенка, переезд и т. д.).

Таким образом, социально-психологическое обследование детей, у которых предполагается наличие СДВГ, должно включать несколько направлений:

  •   уровень развития внимания, памяти, мышления;
  •   эмоциональные особенности личности;
  •   особенности поведения дома и в детском саду;
  •   изучение восприятия ребенком семейного климата.

Обязательными являются беседы с родителями и изучение стилей воспитания в семье. В условиях детского сада также необходимо включать в обследование педагогов группы.

Применительно к детям дошкольного возраста наиболее эффективным методом диагностики СДВГ является стандартизированное наблюдение, критерии для которого разработаны Американской психиатрической ассоциацией. В своей книге «Непоседливый ребенок» И. П. Брязгунов и Е. В. Касатикова приводят их, основываясь на публикации «Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV)» (1994). Аналогичные критерии приводятся в книге «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» (научн. ред. проф. Л. М. Шипицына. СПб., 2003).

Для диагностики СДВГ у детей старшего дошкольного возраста (с 6-ти лет) используется один из вариантов «Корректурной пробы» — тест Тулуз-Пьерона, имеющий двоякую направленность: с одной стороны, изучение различных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, а с другой, по мнению Л. А. Ясюковой, выявление и оценивание динамики и индивидуальных характеристик работоспособности, а также волевой регуляции деятельности.

Для диагностики идеомоторной координации И. П. Брязгунов предлагает использовать широко применяемые в психологической практике рисуночные техники: «Дом. Дерево. Человек», «Автопортрет», «Несуществующее животное».

Диагностическое обследование может включать различные методики. Наиболее эффективные из них приведены в таблице.   (Приложение № 2.3)

Полученная в ходе психолого-педагогического и медицинского обследования информация сопоставляется и анализируется. На ее основе строится комплексная коррекционная программа, включающая медикаментозное лечение и психолого-педагогическое воздействие.

                          Диагностика синдрома

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей схожие нарушения, в каком бы возрасте это не приключилось, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка: ведь иногда под маской СДВГ прячутся другие, более тяжелые заболевания. Лучше направиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Хорошо бы не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2 - 3 часа.

Условно можно выделить три этапа диагностики этого недуга.

Первый этап — субъективный — включает индивидуальную оценку поведения ребенка исходя из общеустановленных диагностических критериев. Кроме того, врач подробно расспрашивает родителей об особенностях течения беременности и родов, о перенесенных ребенком недомоганиях, о его поведении. Собирается детальный семейный анамнез.

Второй этап — объективный, или психологический. По количеству погрешностей, сделанных ребенком при выполнении специальных тестов, и по времени, которое он на это затратил, измеряют параметры внимательности малыша. Следует не забывать, что такие исследования можно проводить у детей только начиная с пяти-шестилетнего возраста.

На третьем этапе проводят электроэнцефалографическое исследование — с помощью электродов, накладывающихся на голову, фиксируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие трансформации. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии. Эти исследования безопасны и безболезненны. По совокупности полученных результатов ставится диагноз.

Дополнительными средствами диагностики являются компьютерные исследования, проверяющие способность долговременного выполнения однообразного /скучного задания.

Первые симптомы синдрома обнаруживаются в возрасте до семи лет. Симптомы, появляющиеся в более позднем возрасте, обычно являются результатом воздействия других факторов, например, «кризиса переходного возраста», расстройств социального или эмоционального характера и т.д.

Проявления расстройства существуют, по меньшей мере, в двух общественных ситуациях (в школе, дома, во время невропсихологического обследования).

Расстройство обнаруживается хотя бы один раз в течение полугода.

Расстройство приводит к существенным нарушениям в выполнении академических, общественных и трудовых функций (взрослые переживают затруднения в прилежании и преуспевании на своем рабочем месте).

Симптомы не приписываются на счет других расстройств, таких как расстройства личности, страхи, депрессия и другие.

Как выявить гиперактивного ребенка

Критерии первичной оценки проявлений

гиперактивности и тревожности у ребенка

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль доведения

Стабильно импульсивен

Способен контролировать свое поведение

Двигательная активность

Стабильно активен

Активен в отдельных ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения

Поведение гиперактивных детей может быть по виду похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому преподавателю важно знать первостепенные отличия поведения одной категории детей от другой. Кроме того, поведение беспокойного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником всевозможных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Чтобы обнаружить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо долговременно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Генеральные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.        

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, преподаватель может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.           

Кроме того, для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью необходимо использовать следующие критерии.

По крайней мере, 8 из 14 признаков должны быть в наличии для постановки диагноза. Их проявление в возрасте до 7 лет и продолжительность в течение не менее 6 месяцев обязательны.

  1. Производит суматошные движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть индивидуальное чувство нетерпеливости).
  2. С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо поручений.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

 4.   С трудом ожидает очередности для вступления в игру.

5.   Отвечает на вопросы, не поразмыслив, и раньше, чем вопрос закончен.

6.   С трудом исполняет указания других.

  1.  С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.
  2. Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.
  3. Во время игр беспокоен.
  4. Часто излишне словоохотлив.
  5. В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх нередко является «мишенью».
  6. Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей.
  7. Часто теряет предметы и вещи, нужные для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).
  8.  Игнорирует вещественную опасность и возможные последствия (к примеру,     бежит по улице «без оглядки»).

Диагностика развития внимания у дошкольников    (от 3 до 7 лет)

Внимание — ориентированность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо объектов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий. Другими словами, это концентрация сознания на объекте, обеспечивающее его ясное отражение. По активности человека (субъекта) и вовлечению волевого элемента в психическую деятельность выделяют внимание активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). Внимание характеризуется несколькими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Концентрация (интенсивность) внимания — уровень концентрации на одном (наиболее значимом) объекте или процессе. При способности к высокой концентрации внимание человека неосуществимо отвлечь от предмета деятельности посторонними раздражителями, которые как бы теряют свою остроту и не привлекают внимание к себе (так называемый феномен «помехоустойчивости» внимания). Способность концентрировать и сохранять внимание опосредована волевыми усилиями и является предпосылкой благополучной целенаправленной деятельности.

Объем внимания. При любом виде деятельности нормальный человек, хотя и сосредоточен на осуществляемой работе, способен сохранять во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих прямого касательства к его деятельности. Например, читающий газету человек может сообщить, кто из его близких входил и выходил из комнаты, чем они занимались, о чем они беседовали между собой, сработала ли охранная сигнализация у машины за окном и др.

Количество разнохарактерных объектов или явлений, которые могут быть охвачены вниманием в один и тот же промежуток времени, и определяют объем внимания данного индивидуума. Объем внимания у разных людей может колебаться, а широких пределах. Уменьшение объема внимания наблюдается при органической неполноценности центральной нервной системы (некоторые виды психоорганического синдрома, умственной отсталости, а также у здорового человека при усталости.

Распределение внимания. Обычно процесс результативной деятельности требует концентрации внимания на каком-то одном виде работы. Попытка синхронного выполнения двух и более разных дел резко замедляет темп деятельности, так как приводит, с одной стороны, к рассредоточению внимания с одного предмета на несколько, а с другой стороны, к возникновению в коре головного мозга двух очагов возбуждения, оказывающих друг на друга тормозящее воздействие.

В то же время действительные условия жизни нередко требуют отслеживания и параллельной коррекции разнохарактерных переменных, которые составляют характеристики объекта влияния. В таких случаях результативная деятельность возможна только при одномоментном охвате с адекватным разделом вниманий на все единицы восприятия, находящиеся в поле зрения. Сосредоточение внимания на чем-либо одном неотвратимо приведет к утрате контроля над другими составляющими. (Наиболее наглядно необходимость распределения внимания обнаруживается во всех водительских профессиях.)

Способность адекватно распределять внимание вырабатывается в деятельности, так как автоматизация каждого процесса снижает необходимость концентрации внимания на его выполнении и таким образом уменьшает силу очага возбуждения в коре головного мозга и его тормозящее воздействие на другие зоны коры.

Для диагностики СДВГ я использую: «Диагностика социальной уверенности дошкольника», исследование межличностных отношений воспитанников старшего дошкольного возраста,  различные тестирования – «Корректурная проба», «Дом. Дерево. Человек.», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Нелепицы», «Лабиринт», «10 слов», ; задания на нахождение схожести и отличий картинок, поиск парных изображений и т.д. (Приложение №  2.4 - 2.8)

Полученную в ходе психолого-педагогического и медицинского обследования информацию я сопоставляю и анализирую. На основе обработки данных строится комплексная коррекционная работа. Результаты психолого-педагогического обследования старших дошкольников последних трех лет свидетельствует о наличии этого нарушения  у детей: 2013-2014 уч.г. – 20 %, 2014-2015 уч.г. – 26 %, 2015-2016 уч.г. – 23%     (Приложение № 2.1)    

 

Психолого-педагогическая помощь детям с СДВГ

Ни одно из нарушений поведения детей дошкольного возраста не вызывает столько нареканий и разочарований, как СДВГ. По сути, ребенок становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справиться с ними без помощи окружающих взрослых, особенно его родителей. Часто отношения между гиперактивным ребенком и его родителями омрачаются разочарованием и раздражением последних. Основой для этого в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения ребенка. О том, как помочь родителям, будет рассказано дальше. Сейчас же речь пойдет о непосредственном коррекционном взаимодействии гиперактивного ребенка и психолога.

Программа коррекции СДВГ должна включать как работу с основными его признаками (гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания), так и с вторичными. В частности, Н. Н. Заваденко2 предлагает к ним относить нарушения координации, нарушения эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения в сфере межличностного общения, нарушения поведения. При такой многогранности синдрома коррекционный процесс должен быть продолжительным и кропотливым. Поэтому на консультациях необходимо настраивать родителей и педагогов на длительную работу.

Ведущая роль в коррекции СДВГ отводится поведенческой психотерапии, включающей обучение детей и их окружения — родителей и педагогов. Но, несмотря на общую цель коррекции в условиях семьи и в условиях детского сада, эти программы будут иметь различные акценты. Так, семейная программа коррекции в большей степени затрагивает поведение и личность ребенка.

Специалисту важно помочь родителям осознать необходимость принятия ребенка, его особенностей. Часто в семьях, в которых растет гиперактивный ребенок, нарушен психологический микроклимат, между родителями происходят ссоры по поводу воспитания такого малыша. Поэтому акцент также должен делаться на развитии эмоциональной устойчивости самих родителей и выработке единой стратегии воспитания, в которой должны преобладать методы поддержки и вознаграждения. Кроме того, в семье должен поддерживаться четкий режим жизни ребенка. В ходе диагностического консультирования часто выясняется ряд негативных моментов:

  •  естественное эмоционально-позитивное общение, в силу разочарований родителей в себе и своем ребенке, подменяется медицинским уходом и лечением, на которое возлагаются необоснованно большие надежды;
  •  попустительский стиль взаимоотношений, когда преобладает вседозволенность, а контроль над поведением ребенка отсутствует;
  •  категоричное подавление активности ребенка, гиперконтроль его действий, который при наличии СДВГ приводит к противоположным результатам;
  •  эпизодичность и отсутствие единства в воспитательных воздействиях на ребенка между родителями.

Первым и наиболее важным достижением в работе с родителями гиперактивного ребенка должно стать осознание того факта, что не типичность его поведения является следствием нарушения деятельности нервной системы. Именно это будет отправной точкой для дальнейшей коррекции. В противном случае все попытки изменить поведение ребенка, повлиять на его личностные особенности не возымеют результата. Аналогичная просветительская работа должна быть проведена и с педагогами образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

В качестве основных методов воспитания ребенка предлагается поддержка и вознаграждение, так как к негативным методам воздействия (ругань, одергивание и т. д.) дети с СДВГ невосприимчивы. Физические наказания и отрицательные стимулы вызывают обратную реакцию и лишь усугубляют проблемы.

Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребенка.

Ежедневно родители ставят перед ребенком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть четкой и лаконичной.

  1.  Родителям необходимо заранее продумать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребенка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.
  2.  По истечении дня родители вместе с ребенком должны проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.
  3.  Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребенка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщают о его достижениях врачу и/или психологу.
  4.  В случае достижения ребенком значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.

Эта модель призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребенка, ее рациональной организации, что будет способствовать позитивным изменениям в его личности и поведении.

Такая опосредованная психолого-педагогическая коррекционная работа (через обучение родителей и педагогов) должна идти параллельно с непосредственным психолого-педагогическим коррекционным воздействием специалиста и ребенка.

Анализ современных подходов к организации коррекционного процесса с участием детей с СДВГ позволяет сделать вывод о необходимости включения различных форм и методов.

Задачами коррекции СДВГ у старших дошкольников являются:

:                                                                               (Приложение № 1.5)

  • Физическая реабилитация;
  • Обучение навыкам саморегуляции;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Коррекция негативных эмоций;
  • Развитие дефицитных функций в системе синдрома.

         Физическая реабилитация детей с СДВГ должна быть направлена на развитие телесных ощущений, выработку координации движений, их согласованность, развитие умения произвольно расслаблять скелетную и дыхательную мускулатуру. Важно указать на то, что мнение о необходимости больших физических нагрузок, якобы снимающих возбуждение и гиперактивность с детей с СДВГ, является ошибочным. Нервная система этих детей устроена так, что и эмоциональные, и физические перегрузки способствуют еще большему развитию ненаправленной активности, являющейся симптомом усталости.

        Поэтому детям с СДВГ показаны физические упражнения аэробного характера, способствующие улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличению выносливости, в отличие от упражнений анаэробного типа, увеличивающих силу и объем мышц. Кроме того, таким детям лучше избегать игр с сильно выраженным эмоциональным компонентом. Полезными будут такие виды спорта, как бег трусцой, плавание, лыжи.

Обучение навыкам саморегуляции — это одно из самых трудных направлений коррекционной работы с гиперактивными детьми. Проблема состоит в том, что если ребенок, не страдающий СДВГ, может отвлечься от посторонних раздражителей (например, звуков) и сосредоточиться на каком-нибудь одном занятии, то для ребенка с СДВГ раздражителем является буквально все.

Поэтому он может пытаться делать одновременно несколько дел, прислушиваться к чужому разговору и т. д. В итоге ни одно из дел не будет доведено до конца или будет сделано поверхностно. Отсюда же и постоянное «перескакивание» с одного занятия на другое, невозможность чем-то увлечься хотя бы на более или менее длительное время. Здесь же кроется и причина неуклюжести таких детей, проявляющаяся в том, что они постоянно что-то роняют, сбивают, сталкиваются и натыкаются на мебель.

Этим и объясняется важность работы, направленной на развитие у детей с СДВГ умения сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение детей навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом.

Начинать лучше с внушения того, что расслабление и отдых — это не наказание, а удовольствие. Это важно в связи с тем, что как никому другому ребенку с СДВГ часто приходится слышать указания взрослых: «Лежи спокойно!», «Не вертись!», «Успокойся!», выполнение которых требует определенных волевых усилий. А именно с произвольностью и умением прикладывать усилия к достижению чего-либо, у детей с СДВГ большие проблемы в силу их особенностей. Задача взрослого на этом этапе — добиться того, чтобы дети почувствовали себя спокойно, ощутили внутренний комфорт и удовлетворение.

Правила проведения таких занятий широко известны:

  1. Комната должна быть изолирована от посторонних шумов.
  2. В ход занятия не должны вмешиваться посторонние случайные люди.
  1. Температура в комнате должна быть средней.
  2. Дети должны располагаться в комнате так, чтобы не мешать друг другу.

5.        Место должно быть удобным, т. е. лучше детей расположить на спортивных матах.

С детьми дошкольного возраста более эффективно использовать медитативные сказки, которые позволяют в доступной детям форме достичь эффекта релаксации.

Развитие коммуникативных навыков у детей с СДВГ происходит поэтапно. Начинать необходимо с индивидуальных занятий, в ходе которых ребенок должен научиться взаимодействовать с другим человеком, слышать его, осознавать правила поведения. После того как взрослый его сформулирует, ребенку предлагается повторить вслух сказанное. Наиболее адекватно в этот период использовать игротерапию. В ходе игровых сеансов взрослый имеет возможность смоделировать различные ситуации, в которых ребенок испытывает затруднения. Их проигрывание (может быть, и не без помощи взрослых) поможет найти ему адекватный способ общения, который впоследствии будет перенесен в повседневную жизнь.

Гиперактивных детей часто характеризуют как конфликтных, агрессивных. В большинстве случаев причиной такого поведения является незнание приемлемых способов выражения своих чувств, одобряемых способов достижения желаемого, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием навыков самоконтроля.

Далее детей с СДВГ можно включать в подгрупповую работу. Лучше, если это будет группа из 2 - 3 человек, имеющих различные нарушения поведения. Не рекомендуется включать в подгруппу двух гиперактивных детей одновременно, так как работа будет, скорее всего, малоэффективной. На данном этапе необходимо продолжить расширять поведенческий репертуар. Подгрупповая работа поможет детям в ситуации непосредственного общения понять, как-то или иное их действие влияет на состояние другого. В этом должно помочь ролевое проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение.

Развитие коммуникативных навыков теснейшим образом связано с обучением навыкам саморегуляции и коррекции негативных эмоций. По существу, такое деление направлений работы очень условно, так как одно невозможно без другого. Работа в каждом из направлений должна вестись параллельно на фоне физической реабилитации после медикаментозного лечения в случае необходимости. Так, например, невозможно развивать навыки конструктивного общения без коррекции агрессивности и конфликтности.

В рамках этого направления необходимо научить детей владеть собой, своими чувствами. С другой стороны, необходимо предоставить детям с СДВГ возможность отреагировать накопившиеся переживания, связанные с ограничениями и запретами. Это позволит ребенку переориентироваться с чувства постоянной неудовлетворенности собой (часто насаждаемой ему окружающими) на позитивное самовосприятие и построение эффективного взаимодействия с миром.

В этом направлении можно использовать элементы пескотерапии, позволяющей в свободной форме выразить свои негативные чувства к окружающим.

Кроме того, можно использовать такие игры, как детский дартс с мячиком на липучке, «щит гнева», подушку-Бобо. Все они помогают снять агрессивность посредством ее активного выражения в действии (что запрещается ребенку в повседневной жизни).

Развитие дефицитарных функций в системе синдрома имеет своей целью компенсацию нарушенных функций внимания, произвольности, самоконтроля двигательной активности и поведения. Например, если начинать с развития устойчивости внимания, умения произвольно его переключать, то переходить к развитию другого качества следует только после достижения устойчивого положительного эффекта. Затем можно упражнять ребенка в параллельном развитии сразу двух функций, например умения концентрировать внимание и навыков волевой регуляции своего поведения. В работе представлен комплекс таких игр.

Например, игра «Археология» развивает мышечный контроль. Игровая задача ребенка — аккуратно раскопать свою руку, опущенную в песок или крупу. Игра «Пожалуйста» направлена на преодоление двигательного автоматизма и развитие умения переключать внимание с одного вида деятельности на другой. Она носит групповой характер. Ее содержание состоит в том, что ведущий предлагает стоящим в кругу детям повторять за ним движения, но не любые, а только те, которые будут сопровождаться словом «пожалуйста».

А. Л. Сиротюк предлагает программу нейропсихологической коррекции детей с СДВГ. Автор разработала комплексное решение данной проблемы. В программу включен целый ряд упражнений, развивающих нарушенные функции:

  •   дыхательные упражнения;
  •   упражнения для языка и мышц челюсти;
  •   растяжки;
  •   глазодвигательные упражнения;
  •   перекрестные телесные упражнения;
  •   телесные упражнения и т. д.

Автор выделяет несколько условий, следование которым при организации групповых занятий с детьми с СДВГ будет способствовать формированию произвольности:              (Приложение № 3.2)

  •  четко повторяющаяся структура занятий и неизменное расположение предметов в комнате, в которой они проводятся;
  •  четкое соблюдение правил, ритуалов и регламента, неукоснительное следование им;
  •  поочередное назначение лидером каждого ребенка, что способствует повышению его авторитета, а следовательно, необходимости произвольной регуляции своего поведения и контроля над происходящим вокруг.

Предлагаемые рекомендации по оказанию детям с СДВГ психологической помощи носят общий характер, обозначают необходимые направления, способы и приемы.

В каждом конкретном случае они должны быть систематизированы специалистом для оказания помощи ребенку и родителям.

Главной целью проведения коррекции СДВГ является поведенческая психотерапия, включающая обучение детей и их окружения – родителей и педагогов. Но, не смотря на общую цель коррекции в условиях семьи и в условиях детского сада, эти направления имеют различные акценты. Семейная коррекция в большей степени затрагивает поведение и личность  ребёнка. Коррекция в детском саду наиболее направлена на  развитие познавательных процессов, социализацию личности.                                    (Приложение № 3.4)                           

Разработанная мною программа коррекции СДВГ предусматривает работу с основными признаками – нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность; и вторичными признаками – нарушение эмоциональной сферы, нарушения в сфере межличностного общения и поведения. Поэтому работа по коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у старших дошкольников продолжительная и кропотливая. (Приложение № 1.1)

При разработке психолого-педагогического сопровождения я использовала программу социально-эмоционального развития Князевой «Я, ты, мы», «Практикум для детского психолога» Г.А. Широковой, Е.Г. Жадько, «Гиперактивность и дефицит внимания у детей» Максимовой А.

 Содержание коррекционных занятий включает в себя:

  • Развитие познавательных процессов;
  • Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксации и визуализации;
  • Обучение самомассажу;
  • Игры для развития быстроты реакции и координации движений;
  • Пальчиковые игры;
  • Подвижные игры с использованием ограничивающих элементов;
  • Работа с глиной, водой, песком;
  • Свето и цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия.

В процессе своей работы я пришла к выводу, что коррекционную работу более эффективно строить поэтапно: индивидуальная, парная, групповая. Индивидуальные занятия проводятся один раз в неделю, длительность 20-25 минут; парные занятия проводятся один раз в неделю, длительность 20-25 минут; групповые занятия 1 раз в неделю, длительность 25-30 минут, количество детей 5-6. Все занятия проводятся в первой половине дня.

(Приложение № 3.5)                           

В связи с рядом особенностей детей занятия имеют определённую структуру. При организации занятий необходимо продумать предлагаемый детям материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия проводятся в игровой форме с включением физминуток.

(Приложение № 3.3)                           

Построение занятия включает в себя различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрация и т.д.). В процессе работы главное сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежать органические нарушения, и ребёнок не виноват в этом.

Основная часть занятия происходит в игровой комнате, оформленной в соответствующем стиле. Пространство игровой комнаты позволяет детям расположиться, не мешая друг другу. Мебель соответствует возрасту детей, комната оборудована разнообразными развивающими пособиями и играми. В сенсорной комнате может быть создан различный уровень освещения, полы отделаны мягким ковровым покрытием, что позволяет детям располагаться в любой удобной для них позе – на полу или на мягких модулях.

(Приложение № 3.6 – 3.13)                           

Работа с  педагогами  и  родителями  детей  с  СДВГ

В кабинете предусмотрено удобное место для консультаций с родителями и педагогами, как индивидуальных, так и групповых.

Организация работы с родителями и педагогами включает: индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, тестирование (обследование семейных отношений, «Ваш стиль воспитания», «Мера заботы», «Какой мой ребёнок», «Родительское отношение к детям», «Психолого-педагогическая компетенция воспитателя», «Стиль педагогической деятельности»), стендовая информация, листовки, «шпаргалки» («Беспорядок и порядок», «Метод поощрения», «Режим дня ребёнка», «Взаимоотношения в семье», «20 альтернатив наказанию», «Роль педагога в коррекции поведения ребёнка», «Взаимодействие родителей и педагогов», «Особенности поведения дома и в детском саду» и др.)                                (Приложение № 4.1 – 4.16; 5.1 – 5.6)                             

В работе с взрослыми, и прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка неэффективны. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ними должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате должно быть пространство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие должно строиться так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, комментируя его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения, и ребенок не виноват в этом.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

  1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  2. Обучение самомассажу.
  3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
  4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
  5. Пальчиковые игры.

6.  Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7.        Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

  1. Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу более эффективно строить по этапно:

  •   индивидуальная;
  •   парная;
  •   подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Пошаговая модель поддержки гиперактивного ребёнка, призвана помочь родителям и педагогам в систематизации жизни ребёнка, её рациональной организации, что способствует позитивным изменениям в его личности и поведении, и включает в себя следующие этапы:

  1. Ежедневно родители ставят перед ребёнком конкретную цель, которую он должен реализовать. Формулировка цели должна быть чёткой и лаконичной.
  2. Родителям необходимо заранее продумывать поощрения, которыми будут стимулироваться усилия ребёнка по достижению поставленной цели. Они могут быть как моральными, так и материальными.
  3. По истечении дня родители вместе с ребёнком проанализировать его поведение, оценить степень достижения цели.
  4. Систематически родители фиксируют изменения в поведении и личности ребёнка, описывая их в конкретных проявлениях, и сообщает о его достижениях врачу и / или психологу.
  5. В случае достижения ребёнком значительных изменений он должен обязательно получить обещанное родителями вознаграждение.

Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее:

  1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
  2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
  3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
  4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
  5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
  6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности .

8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.

9.        Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.

  1. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
  2. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

Такая опосредованная психокоррекционная  работа (через обучение родителей и педагогов) идет параллельно с непосредственным психокоррекционным воздействием психолога на ребёнка.

Используемая система работы по психолого-педагогическому сопровождению старших дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, способствует их комфортному развитию и улучшению взаимоотношений в семье и коллективе.

По итогам диагностирования детей с СДВГ на конец года выявлены следующие результаты:

  1. у всех детей повышается уровень развития познавательных процессов;
  2. более успешно вырабатываются навыки социального поведения, улучшились коммуникативные навыки дошкольников, вследствие чего у детей высокий уровень социальной уверенности.
  3. взаимоотношения детей с СДВГ и их родителей перешли на новый, более качественный и сплачивающий семью уровень.

Результаты психолого-педагогического обследования старших дошкольников за три учебных года показывают, что разработанная система психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с СДВГ (диагностический материал; перспективные планы и конспекты занятий; картотека игр; методические рекомендации педагогам и родителям по  проведению коррекционно-вопитательной работы) даёт положительную динамику: познавательное развитие – 2013-14 у.г. 24%, 2014-15 у.г. 19%, 2013-14 у.г. 21%; формирование социальной уверенности – 2013-14 у.г. 26%, 2013-14 у.г. 19%, 2004-15 у.г. 20%.                                                        (Приложение № 2.2)                           

Перспективы дальнейшего развития.

  • Для развития познавательных процессов старших дошкольников в своей работе я планирую шире использовать игры Воскобовича, на индивидуальных и групповых занятиях.
  • В целях эффективности организации коррекционно-профилактической работы с детьми старшего дошкольного возраста разработать цикл занятий в релаксационной комнате с использованием методов цвето и светотерапии, музыкотерапии, ароматерапии.

Литература

  1.  Анцупова  Г.Л.  Давай  поиграем!  —  Ростов-на-Дону, 2000.
  2.  Граббет Р. Игры для детей от 2 до 6 лет. — М., 1999.
  3.  Дубровина И.В. Практическая психология образования. — М., 1997.
  4.  Жорняк Е. Просто ли играть? // Игра и дети. 2000/2001.
  5.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

6.   Пайсон Е. Вечерние игры // Игра и дети. 2000/2001.

7.   Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.

8.  Чернецкая Л.В. Профилактика дезадаптации детей, поступающих в дошкольное  образовательное учреждение // Содержание и организация диагностической  работы в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации / Под ред. Е.А. Ничипорюк. — Ростов-на-Дону, 2001.

9.  Я работаю психологом в детском саду, обычной школе, частной школе / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.,1999.

10. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. - Ростов-на-Дону, 2006.

11. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4 – 6 лет. – М., 2005.

12. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. - Ростов-на-Дону, 2006.

13. Макеева Т.Г. Тестируем детей. - Ростов-на-Дону, 2007.

14. Донецко Е.В. Диагностика детей в дошкольном учреждении. Тесты, методики,  

      опросники. – Волгоград, 2008.

  1. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы. – М., 1968.
  2. Лисина М.И. Методы социально-психологических исследований. – М., 1975.
  3. Славина Л.С. Трудные дети. – М. – Воронеж, 1998.
  4. Никитина В.А. Социальная педагогика. – М. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая работа с гиперактивными детьми в условиях ДОУ"

Дети, которые имеют нарушения внимания и двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей, педагогов и исследователей. Потому что они- необычные дети, сложные для организации эфф...

Презентация "Теоретические основы проблемы "Психолого-педагогическое сопровождение детей-дошкольников с СДВГ"

Данная презинтация раскрывает понятие, клинические проявления, причины СДВГ, психолгическую помощь дошкольникам, а также рекомндации педагогам и родителям....

Современные направления психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с СДВГ

Современные направления психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с СДВГ...

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей 6-10 лет с СДВГ

Комплексная программа психолого - педагогического сопровождения детей 6-10 лет с СДВГ...

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения.

Выявление и описание клинико-психологической характеристики детей дошкольного возраста с СДВГ и возможностей психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории детей в условиях дошкольного ...