"Психологическая коррекция"
статья

Малеева Наталья Владимировна

Психологическая коррекция (психокоррекция) – один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития,  а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

В статье представлены некоторые виды психокоррекционной работы с  гиперактивными, агрессивными и  застенчивыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_psihokorrektsiya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая коррекция.

Психологическая коррекция (психокоррекция) – один из видов психологической помощи (психологическое консультирование, психологический тренинг); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение,  подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию.

Психокоррекция гиперактивных детей (СДВГ)

Дети с СДВГ своим поведением доставляют много хлопот родителям, воспитателям и учителям. Именно поэтому им нужна своевременная помощь специалистов. Занятия с гиперактивными детьми рекомендуется проводить  по специально cоставленной, индивидуальной для каждого ребенка программе, охватывающей следующие направления:

*Развитие мелкой моторики рук и пальчиковые игры. У детей с СДВГ часто страдают тонкая моторика, сенсомоторная координация и ловкость движений рук. Ребенок не способен выполнять законченные, точно координированные движения. Занятия в этом направлении помогут Вашему ребенку стать более ловким, лучше владеть кистями рук, и сделают движения более точными.

*Упражнения на развитие внимания. Дети с СДВГ легко отвлекаются на внешние раздражители, часто рассеянны, теряют вещи, забывают передавать сообщения, и не помнят, например, что задано на дом. Упражнения на развитие внимания могут помочь Вашему ребенку стать более сосредоточенным и легче концентрироваться на занятиях.

*Этюды на расслабление мышц. Гиперактивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому им будут полезны психогимнастические упражнения, которые помогут устранить такие зажимы и почувствовать себя лучше. К тому же, данные упражнения сделают Вашего ребенка более усидчивым.

*Обучение ребенка приемам саморегуляции, и умению владеть собой в различных ситуациях не проявляя агрессии по отношению к людям,  помогут гиперактивному ребенку научиться контролировать собственные эмоции и поступки.

*Упражнения на релаксацию. Расслабление и молчание для гиперактивного ребенка – это тяжелая работа. Для того, чтобы успокоиться, он старается приложить максимум усилий, потому что взрослые часто говорят ему: «Работай спокойно!», или «Сядь и успокойся!». Таким образом, расслабление, вызывается у ребенка только усилием воли, которого надолго не хватает. Во время занятий по релаксации рекомендуется, как можно дольше концентрировать внимание ребенка только на отдыхе. Надо объяснить  ребенку, что расслабление — это не работа, что в этот момент не надо ничего делать и не надо себя контролировать. Задача этих упражнений – научить ребенка быть спокойным не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

*Также должна проводиться работа с родителями гиперактивного ребенка, чтобы помочь устранить ошибки в воспитании, снять напряжение, и обучить эффективным способам общения с ребенком.

Психокоррекция агрессивных детей

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе, или на детской площадке встречается хотя бы один агрессивный ребенок. Он нападает на детей, обзывает их, отбирает и ломает игрушки. Такого грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть. Однако он, как и любой другой ребенок, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия вызвана внутренним дискомфортом, неумением правильно реагировать на события, происходящие вокруг него. Агрессивный ребенок ощущает себя никому не нужным, и поэтому, ищет способы, как привлечь внимание взрослых и детей. Часто эти поиски заканчиваются не так, как хотелось бы ребенку, но как сделать лучше — он не знает.

Необходимо помочь  агрессивному ребенку адаптироваться в обществе. Рассмотрим программу коррекции агрессивного поведения, которая  включает в себя следующие направления:

*Управление гневом. Во время ссоры, агрессивные дети не задумываясь пускают в ход кулаки. В таких случаях следует научить детей справляться со своим гневом и физической агрессией. Задача психокоррекционных упражнений – не запрещать ребенку злиться, а научить безобидным способам выражения гнева, снизить его эмоциональное напряжение.

*Обучение детей навыкам распознавания эмоций и контроля над ними. Эмоциональный мир агрессивных детей очень беден. Они с трудом могут назвать лишь несколько основных эмоций, и поэтому часто неверно понимают поступки других детей, воспринимают их враждебно по отношению к себе. Главная цель упражнений – помочь агрессивному ребенку точнее понимать свои и чужие эмоции, научить его владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

*Формирование способности к эмпатии, доверию, сопереживанию. Агрессивных детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Однако,  если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важно развивать у агрессивного ребенка чувства эмпатии специальными упражнениями.

*Консультирование родителей агрессивного ребенка. Полезные рекомендации, направленные на коррекцию стиля воспитания ребенка помогут улучшить ситуацию в семье и наладить взаимопонимание.

Психокоррекция застенчивых детей

Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол и почти никогда в глаза собеседнику, ерзанье на стуле, тихий голос, затруднения при ответе на самые простые вопросы – вот портрет застенчивого ребенка. Застенчивому ребенку кажется, что он хуже других, и потому он не решается проявить себя. Он слишком сосредоточен на своих переживаниях и поэтому сам не делает шагов навстречу к другим людям. Часто такие дети хотят общаться и дружить с другими детьми, но не знают как это правильно сделать. Помочь застенчивому ребенку можно, если провести психокоррекцию по нескольким направлениям:

*Повышение самооценки. Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании своих достоинств. Упражнения, повышающие самооценку, помогают детям почувствовать себя лучше и свободнее в коллективе, не бояться выступать перед публикой, проявлять и совершенствовать свои таланты, активно участвовать в общественной жизни.

*Ролевые игры и ролевая гимнастика. Специальные упражнения дают ребенку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатлений, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли.

*Мимические и пантомимические упражнения. Застенчивые дети обычно стесняются своего лица и тела. Мимические и пантомимические упражнения – это полезная актерская тренировка, для преодоления застенчивости.

*И, конечно, работа с родителями застенчивого ребенка. Полезные рекомендации, направленные на коррекцию стиля воспитания застенчивого ребенка помогут родителям воспитать своего ребенка общительным и смелым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...