методическое пособие «Играем пальчиками – развиваем речь»
методическая разработка

Чудакова Ольга Владимировна

Методическая разработка содержит конспекты занятий и развлечений, перспективный план работы по проведению пальчиковой гимнастики. Так же представлены игры и упражнения, которые можно использовать в разных видах деятельности, в процессе наблюдений на природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Автор: Воробьёва Наталья Владимировна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 с. Екатеринославка «Алёнушка».

Пояснительная записка

Перед вами методическое пособие «Играем пальчиками – развиваем речь» для детей младшего дошкольного возраста. В данном пособии представлен теоретический и практический материал по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, так же обосновывается её влияние на речевое развитие ребёнка, даны методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по выстраиванию работы с дошкольниками в данном направлении.

Методическая разработка содержит конспекты занятий и развлечений, перспективный план работы по проведению пальчиковой гимнастики. Так же представлены игры и упражнения, которые можно использовать в разных видах деятельности, в процессе наблюдений на природе.

Взаимосвязь речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.А.Лурия. Учёные пришли к выводу, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развита его речь.       

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, речь.
       Данное пособие отвечает требованиям, которые предъявляются к методической литературе, и может быть использовано в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Пособие предназначено для родителей, воспитателей, а также для всех интересующихся вопросами развития речи детей.

Содержание

Пояснительная записка

Введение 

Глава I. Общие сведения о развитии речи.

  1. Что известно о происхождении речи?
  2. Каково значение речи в общем развитии человека?
  3. На что следует обратить внимание при развитии речи ребенка?

Глава II. Сведения о пальчиковой гимнастике.

  1. Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка.
  2. Из истории возникновения технологии пальчиковых игр.
  3. Особенности проведения пальчиковых игр.

Заключение

Литература

Приложения

Приложение 1

Введение

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов идущих от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь и  психические функции.

Рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка.  Пальчиковая гимнастика развивает не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью данной гимнастики по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Хорошо говорящий ребёнок – главная ценность для родителей, педагогов, общества. Помочь развить речь ребёнка, сделать её более понятной, чёткой, эмоциональной поможет пальчиковая гимнастика.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга). Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.  

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым у них развивается речь. 

Цель методической разработки: показать влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие детей.

Задачи:

  • показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
  • познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;
  • Раскрыть особенности развития мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики у детей.
  • Выявить роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей.

Общие сведения о развития речи

Что известно о происхождении речи?

Ученые разных специальностей за последние сто лет провели много исследований для того, чтобы выяснить происхождение речи. Присущие человеку способности к речи имеют свою предысторию в развитии животного мира. Все животные обычно проявляют способность к подражанию тем звукам, которые свойственны данному виду. Если, например, залаяла одна собака, то другие, находящиеся поблизости, сейчас же подхватывают лай. Как средство общения животные используют не только крики, но и движения, которые носят, в основном, инстинктивный характер.

У первобытных людей речь возникла из звукоподражательных криков и сопровождающих их движений.

В процессе труда у них часто возникала потребность объяснять что-то друг другу. Применение орудий потребовало уже не возгласов, а слов-наименований, а затем и слов-понятий. В процессе трудовой деятельности произошло одно важное событие: все более совершенствовались движения пальцев рук, а в связи с этим происходило усложнение строения мозга. Сейчас эта зависимость уже доказана. Современная наука о языке считает, что когда стала развиваться речь, люди сначала выделяли наименования вещей вместе с их признаками и теми действиями, которые с ними производят. Теперь речь становится более независимой и самостоятельной, что отражает возросшую роль мышления человека.

Каково значение речи в общем развитии ребенка?

Прежде всего, благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Она объединяет людей в деятельности, помогает понять друг друга, формирует общие взгляды, убеждения. М.В. Ломоносов эту роль речи образно охарактеризовал так: Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не только лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням! Речь помогает в познании окружающего мира. У малышей это осуществляется посредством слова. Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и ошибок. Но очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Дети, владеющие речью в достаточной степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание детей, у которых задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых требований. Отсюда очевидна необходимость того, чтобы ребенок своевременно овладел речью.

На что следует обратить внимание при развитии речи ребенка?

Специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, дефектологи и др. получили большое количество фактов, объясняющих механизмы речи. Взрослым полезно знать, что работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни. В настоящее время известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций речи задерживается, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью.
Для речи таким критическим периодом являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается созревание речевых областей мозга, ребенок накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Итак, при развитии речи ребенка важная функция взрослых заключается в создании положительного эмоционального фона. Сами взрослые должны следить за своей речью, слова выговаривать правильно (все дефекты речи взрослых – картавость, шепелявость, заикания будут воспроизводиться ребенком).
Ритм речи не должен быть слишком быстрым. Разговаривать с малышом необходимо несколько раз в день по 3-5 минут, соблюдая следующие условия: ребенок должен видеть лицо говорящего, взрослый говорит четко и не быстро, говорит о том, что сейчас привлекло внимание ребенка.

Сведения о пальчиковой гимнастике

Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые провели исследования в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению, что речевая способность ребенка зависит от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение созидательной работе рук для развития речи детей. Тренировка пальцев рук сильно влияет на созревание речевой функции. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Из истории возникновения пальчиковой гимнастики.

       Приоритет признания пальчиковой гимнастики официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковой гимнастики и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. Особенности проведения пальчиковой гимнастики.

      Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук. Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.

На основе исследований М.М.Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том, «что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга».
   Связь между умственным развитием и мелкой моторикой пальцев рук известна с древности. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей.

Заключение

Развитие тонких движений кистей и пальцев рук имеет большое значение в развитии речи детей и имеет большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авто - дидактические игры с предметами (Л. Павлова, Цвынтарный) и др.

Народная пословица гласит: «Доброе семя в добрую пору приносит добрый плод». Наш коллектив надеется, что работа по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики в детском саду будет во благо и детям, и их родителям, и педагогам. 

 

Список использованной литературы


1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика: пособие для родителей и педагогов.- Владимир: Астрель.- 2006.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И.. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.- Москва: Профиздат.- 2001.

3. Данилова Л. Пальчиковые игры.- Москва: Росмэн.- 2008.

4. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. -Минск: Попурри.- 2009.

5. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры: маленькие подсказки для родителей.- Москва: Сова.- 2006.

6. Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет.- Новосибирск: Сибирское университетское издание- 2008.

7. Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы.- Москва: Сова.- 2007.

    8. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь.- Москва: Рипол плассик.- 2008.

Занятие

"Путешествие в страну пальчиковых игр"

Вторая младшая группа

ЦЕЛИ: 

Развитие мелкой историки, а именно: подготовка руки к письму, предотвращение писчего спазма; контроль за звукопроизношением, улучшение звукопроизношения; развитие внимания; стимулирование фантазии, творческих способностей детей; обучение детей управлять своим телом, что предотвратит возможность возникновения неврозов; дать детям возможность ощутить радость взаимопонимания без слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

карта, нарисованная детьми, бумага для корабликов, веревка для круга, веревочки для фокусов, спички, пластилин, фантики, камешки, бумага для рисования, фломастеры, корзина, грибы или фрукты овощи).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Воспитатель заходит в группу с картой (нарисованной детьми во время предыдущего занятия с другим воспитателем) и спрашивает детей, что это такое, кто ее нарисовал и для чего? Дети отвечают. Тогда воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путешествие по маршруту, изображенному на карте. Но там нарисовано море, и дети решают отправиться в Страну Пальчиковых Игр на корабликах, которые предлагают сделать из бумаги.

2. Первая остановка у Спортивного Берега. Дети и воспитатель обговаривают, почему он так называется и выполняют массаж (вернее, самомассаж) рук, пальцев, упражнения "Пальцы поздоровались", "Пальцы обнялись", упражнение на чередование напряжения и расслабления "Кошка выпускает коготки", "Бабочка", "Птичка" (упражнения с подключением кистевого замаха), "Веер", "Заводные машинки".

3. Сверяют маршрут по карте и отправляются на Ярмарку. Вспоминают, что означает это слово и играют в игры "Утречко" (правой и левой руками), "Удержи веревочку", "Померяемся силой" (перетяжка 4 пальцами, двумя и мизинцами), "Апельсин" (рассказывают стихи руками), фокусник показывает фокусы с веревочкой и карандашом (дети тоже пробуют выполнить эти фокусы).

4. Простившись с веселой Ярмаркой, дети попадают на Большую Стройку, необычную и совершенно безопасную, потому что строят здесь все из спичек и ЦЕЛИ: 

развитие мелкой моторики, а именно: подготовка руки к письму, предотвращение писчего спазма; контроль за звукопроизношением, улучшение звукопроизношения; развитие внимания; стимулирование фантазии, творческих способностей детей; обучение детей управлять своим телом, что предотвратит возможность возникновения неврозов; дать детям возможность ощутить радость взаимопонимания без слов.

ОБОРУДОВАНИЕ:

карта, нарисованная детьми, бумага для корабликов, веревка для круга, веревочки для фокусов, спички, пластилин, фантики, камешки, бумага для рисования, фломастеры, корзина, грибы или фрукты овощи).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент. Воспитатель заходит в группу с картой (нарисованной детьми во время предыдущего занятия с другим воспитателем) и спрашивает детей, что это такое, кто ее нарисовал и для чего? Дети отвечают. Тогда воспитатель предлагает всем вместе отправиться в путешествие по маршруту, изображенному на карте. Но там нарисовано море, и дети решают отправиться в Страну Пальчиковых Игр на корабликах, которые предлагают сделать из бумаги.

2. Первая остановка у Спортивного Берега. Дети и воспитатель обговаривают, почему он так называется и выполняют массаж (вернее, самомассаж) рук, пальцев, упражнения "Пальцы поздоровались", "Пальцы обнялись", упражнение на чередование напряжения и расслабления "Кошка выпускает коготки", "Бабочка", "Птичка" (упражнения с подключением кистевого замаха), "Веер", "Заводные машинки".

3. Сверяют маршрут по карте и отправляются на Ярмарку. Вспоминают, что означает это слово и играют в игры "Утречко" (правой и левой руками), "Удержи веревочку", "Померяемся силой" (перетяжка 4 пальцами, двумя и мизинцами), "Апельсин" (рассказывают стихи руками), фокусник показывает фокусы с веревочкой и карандашом (дети тоже пробуют выполнить эти фокусы).

4. Простившись с веселой Ярмаркой, дети попадают на Большую Стройку, необычную и совершенно безопасную, потому что строят здесь все из спичек и пластилина. Дети строят колодец, дома.

5. Теперь на пути город Сладкоежек. Дети вспоминают, кто такие сладкоежки и почему так назвали их город. Кроме того, что здесь любят сладкое, особенно конфеты, жители города еще и увлекаются игрой в фантики. Дети соглашаются тоже поиграть в них (щелчки пальцами, на ладони, с ладони - в цель).

6. Из города Сладкоежек дети попадают на Тропу Школяра (вспоминают, почему она так называется, кто такой "школяр", кого можно так назвать). Воспитатель предлагает детям отдохнуть, расслабиться и поиграть в игру "Не дрожать".

7. Теперь по тропинке все вместе отправляются на гору Внимания, где нужно быть очень внимательными во время игр на чередование "Солнце, заборчик, камешки", "Ладонь, кулак", "2 пальца, 4 пальца, 5, б, 10й.

8. Благополучно миновав гору, все выходят к реке с названием Веревочка. Чтобы быстрее переправиться вниз по реке, надо сделать специальные приспособления из веревочек. Воспитатели помогают каждому ребенку выполнить это задание.

9. Вот, наконец, и Бухта Гладкой Гальки (разбирается значение каждого слова в этом названии), где дети с удовольствием играют в камешки, подбрасывая их то правой, то левой рукой (и ловят по очереди, то правой, то левой).

10 Вот и подходит к концу наше путешествие по Стране Пальчиковых Игр. На берегу всех ждет большой корабль, который переправляет всех на Обезьяний остров. Здесь живут мартышки, которые умеют одновременно и писать, и играть, и делать еще много разных дел, потому что у них 4 "руки"(ноги, как руки). Детям тоже хочется поиграть в ножные игры "Собери в корзину", "Нога-художница". Дети играют и правой, и левой ногами, пытаются делать это одновременно. Рисунки рассматривают все вместе, отгадывают, что нарисовано, объясняют.

11. Вот и закончилось наше путешествие, но дети выражают надежду, что они еще не раз будут приплывать или прилетать в эту увлекательную страну.

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

- Перед гимнастикой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

- Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторном проведении упражнения дети начинают произносить текст частично. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию ребёнка.

- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к занятию.

- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте её.

- "Не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Вечер речевых и пальчиковых игр

«Приходи скорей, весна»

Оборудование: игрушки – кошка, пёсик, зайчик, белка

Действующие лица:

Сказочница

Кошка

Пёс

Белка

Зайчик

Дети входят в зал под спокойную русскую народную мелодию.

Сказочница. 

Здравствуйте, ребятки!

Сядьте рядком,

Да поговорим ладком.

Все удобно сели, погрейтесь в моей избе.

Хоть и пришла весна, а не хочет зима уходить, морозами нас пугает. Надо бы весну на землю позвать. 

Пальчиковая игра «Весна»

 

Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими.

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Движения повторяются.

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

Ладони сомкнуты "ковшом".

Уже глядит цветок...

Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка)

А из под старой травки

Уже глядит цветок

Движения повторяются.

Раскрылся колокольчик

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак.

В тени там, где сосна,

Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь".

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Действие обыгрывается игрушками.

Кошка

Мяу-мяу! Мёрзнут лапки!

Уходи, мороз косматый!

Солнышко, теплее грей!

Кошку Мурку обогрей!

Сказочница

Села Мурка у окошка.

Тихий голосок у кошки.

Не услышала весна

И на землю не пришла.

Что ж, поглажу свою Мурку,

Мурку, шёлковую шкурку.

Самомассаж «Кошка»

Мы погладим Мурке спинку,        Дети ставят большие пальцы рук

Будем кисоньку ласкать.        на бока и поглаживают спинку

Мы погладим Мурке спинку,        ладонями.

Будем кисоньку чесать.

А теперь животик надо        Поглаживают ладонями живот.

Нашей кошке почесать

И погладить шёрстку

Мурочке опять.

Мягкие у Мурки лапки,        Поглаживают по очереди руки от кисти

Словно бархотные тапки.        к плечу.

Мягкие у Мурки лапки,        Поглаживают ноги снизу вверх.

Словно бархотные тапки.

И за ушком надо        Растирают ладонями уши.

Мурке почесать,

А она хвостом         Слегка наклоняются и «вертят

Начнёт своим играть.        хвостиком»

Песня

Сказочница

Киска к деткам подошла,

Молочка просила,

Молочка просила,

«Мяу, - говорила. –

Мяу…  мяу…  мяу…»

Угостили молочком –

Кисонька поела,

Кисонька поела,

Песенку запела:

- Мурр…  мурр…  мурр…

Н. Френкель

Сказочница

Во дворе уселся пёс,

Поднял к верху чёрный нос.

Пёс

Уходи, зима, скорей,

Чтобы стало потеплей,

Чтоб не мёрзли хвост и уши.

Приходи, весна послушай!

Сказочница

Не услышала весна

И на землю не пришла.

А Барбос пошёл гулять,

Птичек во дворе гонять.

Игра «Лохматый пёс»

Сказочница

Ждут весну в лесу зверята –

И бельчата и зайчата.

Белка, зайчик

Наступай, весна, скорей,

Обогрей ты всех зверей,

Разбуди скорее мишку,

Друга нашего топтыжку.

Сказочница

Не услышала весна

И на землю не пришла.

Зайка с белкой согреваются,

Веселятся, забавляются.

Речевая игра «Трататушки»

Ручки- трататушки!        Дети хлопают в ладоши.

Поиграем мы в хлопушки!

Хлоп-хлоп, ещё раз!

Вот как весело у нас!

Ножки-трататушки        Дети топают.

Поираем в топотушки!

Топ-топ, ещё раз!

 Вот как весело у нас!

Пальцы-трататушки!        Ударяют указательными

Поиграем в барабушки!        Пальчиками друг о друга.

Бам-бам, ещё раз!

Вот как весело у нас!

Детки-ребятушки!        Прыгают на двух ногах.

Поиграем в  попрыгушки!

Прыг-прыг, ещё раз!

Вот как весело у нас.

Сказочница

Вышли дети на пригорок

И сказали громко-громко…

Закличка с движениями «Приходи, весна!»

Приходи, весна!        Дети поднимают руки вверх.

Все мы ждём тебя!        Прижимают руки к груди.

Солнышко, свети!        Вращают руками «фонарики».

Пусть бегут ручьи!        Волнообразные движения рук.

Пусть птички летят,        Взмахивают кистями рук, как крыльями.

О весне кричат!

Сказочница

Услыхала детей весна

И на землю скорей пришла.

Капели звенят,

Ребят веселят,

Птицы песни поют,

 Танцевать нас зовут.

Свободная пляска

Сказочница

Здравствуй, весна!

Хорошо, что к нам пришла!

Пойдёмте, ребятки, в группу.

Дети под музыку уходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи по теме "Играем пальчиками - развиваем речь".

  Представленный опыт работы раскрывает эффективные методы и средства работы над актуальной и своевременной проблемой, с которой сталкиваются и родители, и воспитатели детского сада :...

Логопедическое пособие "Тренируем пальчики - развиваем речь"

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.  Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для раз...