Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dlya_molodyh_vospitateley.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Школа для молодых воспитателей.

«Играем пальчиками – развиваем речь»

Почему важно развитие мелкой моторики руки ребёнка?

Развитие ребёнка происходит поэтапно, каждый этап очень важен, от его успешности зависит развитие малыша, его способности, появление тех или иных интересов, и в целом формировании личности ребёнка.

Практически все знают понятие «мелкая моторика» и что её развитие очень полезно.

Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики?

Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, а в центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь.

Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что пока ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Принципы  подбора игр на развитие мелкой моторики:

1. В игре обязательно должны сочетаться движения на напряжение и расслабление.

2. Должна быть задействована вся кисть руки.

3. Уровень сложности упражнения и игр должен соответствовать возрасту.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

3- 4 года.

1. Фольклорные пальчиковые игры: «Этот пальчик…», «Расскажи стихи руками»,  «Солим капусту», «Два медведя».

2.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это), «Горячее – холодное», «Мокрое – сухое».

3.Различные игры с водой.

4. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Сушим одежду» (ребёнок находит картинку с изображением названного предмета и нанизывает её на шнурок, в картинке для этого сделано отверстие).

5. Игры – шнуровки: «Ботинок», «Яблоко и червячок», «Пуговица», «Домик» и др.

6. Мозаики (крупные и мелкие).

7. пазлы (твёрдые и мягкие): «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кораблик», «Паровозик», «Петушок», «Бабочка», «Сестра и брат», «Зайчик и собачка», «Одень девочку», 2Одень мальчика», «Собачка», «Медвежонок», «Зайчик», «Клоун».

8.Игры с пластилином.

9. Игры на базе конструктора «Лего», (или другого). Эти игры способствуют не только развитию мелкой моторики, а также формирований о цвете, форме и ориентировке в пространстве.

10. Рисование:

Обводка плоских фигур (дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственная ладонь).

Обводка трафаретов на разные лексические темы («Животные», «Овощи», «Фрукты» и др.

Рисование через стекло;

11. Аппликация – учить рвать и мять бумагу, наклеивать.

12. Домашние дела, способствующие развитию  мелкой моторики:

Перемотка ниток.

Завязывание и развязывание узелков.

Перебирание круп и бобовых.

Массаж ладошек грецкими орехами и карандашам.

Водные процедуры, переливания воды ( можно предложить помыть пластмассовую посуду или постирать бельё , объясните и покажите предварительно все  процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание, развешивание).

Правила проведения игр на развитие мелкой моторики:

Игровые занятия должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Если малыш постоянно требует продолжения игры, постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание (во всём должна быть мера!).

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребёнок неважно себя чувствует.

Не допускайте переутомления ребёнка в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"

В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....

Развивая пальчики развиваем речь

Взаимодействие с родителями...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Развиваем пальчики - развиваем речь!

Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....

"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...

Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....

Школа для родителей «Первые шаги» (занятие с родителями детей раннего возраста «Играем пальчиками – развиваем речь»)

Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь». Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребён...