Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"
материал (старшая группа)

Организация уголка природы в детском саду.


Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение года.

При организации уголка природы следует соблюдать следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы в содержании и уходе;
- размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещённости в помещении;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учёт, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- подбор животных осуществляется с учётом возраста и состояния здоровья детей;
- растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста;
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных;
- предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;
- для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями и животными;
- уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Растения, нуждающиеся в большом количестве солнечного света (герань и т. д.), следует поставить на самое светлое место; растения, плохо переносящие прямые солнечные лучи (узумбарская фиалка, бегония), помещают в затенённое место.

При размещении растений и животных необходимо учесть эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

 

Содержание уголка природы в разных возрастных группах.


Младшая группа.

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Растения в аквариуме: стрелолист, водяной мох и другие (разная окраска, форма). Они хороши для наблюдения и созерцания.

Искусственные растения. Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным «двойникам» реальных растений (сравнение объектов по признаку «живое-неживое»).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.

Животный мир: аквариум с крупными улитками, яркоокрашенными рыбками (одна- две разновидности золотой рыбки: вуалехвост, карасик); клетка с птицами (волнистый попугайчик).

Простейшие календари природы из 2-4 страниц (картинка с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами).

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Материал для проведения элементарных опытов: песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формочки для песка, снега, сосуд с водой.

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки, мерные ложки для корма.


Средняя группа.

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

а) Разнообразие:
- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),
- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

Искусственные растения – для сравнения и выделения признаков живого.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах. 

Животный мир: 

- обитатели аквариума (желательно взять ёмкость большего, чем в младшей группе, объёма): золотые рыбки (к уже имеющимся добавляют новые разновидности – телескопов разной окраски и формы, львиноголовку, красную шапочку и др.); рыбки местных прудов для сравнения – карасики, карп, верховки и моллюски – ампулярия,  физа, катушка;
- птицы: попугай, канарейка;
- млекопитающие: хомячок, морская свинка.

Календарь природы из четырёх блоков:

  1. Картина сезона, модели года и суток.
  2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
  3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
  4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».


Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

Материал для проведения элементарных опытов: сосуд с водой, формочки, снег, лёд в формочке, камни, глина, песок.

Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады.


Старшая группа.

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);
- с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.

Искусственные растения – для сравнения.

Сезонные растительные объекты:
- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).

Животный мир:
- аквариумы: с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми, головастиками, моллюсками;
- птицы, размножающиеся в неволе: разные виды попугаев, амадины, канарейки (за птицами родного края дети наблюдают в природе);
- млекопитающие: хомячки, морские свинки, кролики;
- пресмыкающиеся: черепаха степная.

Календарь природы (более сложный) – разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха, фенологические изменения в природе, например, поведение птиц, - в зависимости от погоды и сезона и т. п.

Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).

Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.

Материалы для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, земля, глина, лупа.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosp.docx35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Организация уголка природы в детском саду.


Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение года.

При организации уголка природы следует соблюдать следующие требования:
- животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых, неприхотливы в содержании и уходе;
- размещение аквариума, клеток, цветов не должно уменьшать уровень естественной освещённости в помещении;
- недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
- животных принимают с разрешения ветеринарного надзора (постановка на учёт, своевременные прививки, гигиенические процедуры);
- недопустимо принимать бродячих животных;
- подбор животных осуществляется с учётом возраста и состояния здоровья детей;
- растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста;
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных;
- предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества и элиминирующим аллергены в помещении;
- для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями и животными;
- уборку за животными и уход за растениями (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Растения, нуждающиеся в большом количестве солнечного света (герань и т. д.), следует поставить на самое светлое место; растения, плохо переносящие прямые солнечные лучи (узумбарская фиалка, бегония), помещают в затенённое место.

При размещении растений и животных необходимо учесть эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

Содержание уголка природы в разных возрастных группах.


Младшая группа.

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Можно выбрать из предлагаемого списка: герань зональная, аспидистра, бегония вечноцветущая, фуксия гибридная, амаралис гибридный (гиппеаструм), амазонская лилия, кливия, колеус (крапивка), бальзамин (огонёк), гортензия, хризантема.

Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив), проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Растения в аквариуме: стрелолист, водяной мох и другие (разная окраска, форма). Они хороши для наблюдения и созерцания.

Искусственные растения. Для оформительских и учебных целей следует отдать предпочтение искусно выполненным «двойникам» реальных растений (сравнение объектов по признаку «живое-неживое»).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки), шишки (сосна, ель) и другие.

Животный мир: аквариум с крупными улитками, яркоокрашенными рыбками (одна- две разновидности золотой рыбки: вуалехвост, карасик); клетка с птицами (волнистый попугайчик).

Простейшие календари природы из 2-4 страниц (картинка с изображением времени года, листы наблюдений за погодой, за птицами).

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные), «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Материал для проведения элементарных опытов: песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формочки для песка, снега, сосуд с водой.

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки, мерные ложки для корма.


Средняя группа.

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

а) Разнообразие:
- поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками),
- способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).
- величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);
- способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);
- видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у этих детей в младшей группе. Например: младшая группа – фуксия гибридная, фикус эластика, бальзамин-огонёк, герань зональная; средняя группа – все растения младшей группы плюс герань крупноцветковая, бальзамин и фиалка узумбарская.

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков («фиалковая поляна»), ампельные (свисающие) растения, которые обильно цветут и образуют великолепные цветочные каскады (колокольчики голубые и белые, бегония и герань ампельные, восковой плющ, клеродендрум);

г) За растениями, которые используются не в учебных, а в оформительских целях, ухаживает воспитатель, иногда привлекая к уходу за ними и детей.

д) Желательно наличие различных видов аквариумных растений - плавающих на поверхности, в толще воды, укореняющихся в грунте.

Искусственные растения – для сравнения и выделения признаков живого.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов, овса, пшеницы и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; внесённые с участка декоративные растения: капуста кольраби, тыквы и кабачки для выставки); перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы, хризантемы); рассада цветов, выгонка тюльпанов; сезонные декоративные растения в композициях-букетах. 

Животный мир: 

- обитатели аквариума (желательно взять ёмкость большего, чем в младшей группе, объёма): золотые рыбки (к уже имеющимся добавляют новые разновидности – телескопов разной окраски и формы, львиноголовку, красную шапочку и др.); рыбки местных прудов для сравнения – карасики, карп, верховки и моллюски – ампулярия,  физа, катушка;
- птицы: попугай, канарейка;
- млекопитающие: хомячок, морская свинка.

Календарь природы из четырёх блоков:

  1. Картина сезона, модели года и суток.
  2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.
  3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.
  4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».


Макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

Материал для проведения элементарных опытов: сосуд с водой, формочки, снег, лёд в формочке, камни, глина, песок.

Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, баночки с кормами и поилки, ящики и стаканчики для посадки рассады.


Старшая группа.

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра), чтобы в уголке были растения:
- разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);
- с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);
- с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);
- с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);
- разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);
- с выраженным периодом покоя (цикламен, глоксиния, амариллис).

Предпочтение отдаётся обильно цветущим видам, создающим красочный уголок.

Искусственные растения – для сравнения.

Сезонные растительные объекты:
- зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; тепличка для размножения растений черенками; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).

Животный мир:
- аквариумы: с тепловодными и холодноводными рыбами, водными насекомыми, головастиками, моллюсками;
- птицы, размножающиеся в неволе: разные виды попугаев, амадины, канарейки (за птицами родного края дети наблюдают в природе);
- млекопитающие: хомячки, морские свинки, кролики;
- пресмыкающиеся: черепаха степная.

Календарь природы (более сложный) – разнообразные модели, отражающие высоту стояния солнца, температуру воздуха, фенологические изменения в природе, например, поведение птиц, - в зависимости от погоды и сезона и т. п.

Макеты: часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).

Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.

Материалы для проведения элементарных опытов: песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега, льда, земля, глина, лупа.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, мерные ложки для корма животных, сачок для ловли рыб, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ ...

"Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду"

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей....

"Организация уголка природы в детском саду".

Консультация для воспитателей "Организация уголка природы в детском саду"....

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Статья посвящена значению и оформлению уголка природы в детском саду...

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"...

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...