ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Енгибарова Олеся Сергеевна
ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody_v_detskom_sadu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ   УГОЛКА   ПРИРОДЫ   В   ДЕТСКОМ   САДУ

        Для выполнения своей роли уголок живой природы  в  детском  саду  должен соответствовать следующим требованиям:

  • "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число  объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер  помещения  лучше, чем большое количество беспорядочно  расположенных,  хиреющих  и  погибающих особей;
  • при  организации  уголка  природы  обязательно  выяснить  вопрос об аллергичности детей  к  тем  или  иным  растениям  и  животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться  общим  уголком  природы,  либо животных содержать в отдельном  помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты;
  • отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками;
  • растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.;
  • обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;
  • подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

        МЛАДШАЯ ГРУППА.

        Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо различимыми  органами.  Главная  задача:  научить  узнавать,   различать   и называть 2-3 вида растений и их части  (стебель,  листья,  цветок);  научить правильно поливать водой из лейки  и  обтирать  влажной  тряпочкой  кожистые листья. Необходимо, чтобы  изучаемых  растений  было  по  2  экземпляра  каждого  вида.   Помимо постоянных объектов в младшей группе используются и временные:  выращиваемый на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень  укроп  и салат.

        Животные, используемые в младшей группе,  также  должны  иметь  типичные признаки своего класса  и  различаться  по  форме  тела,  способу  движения, условиям  жизни,  характеру  пищи,  поэтому  целесообразно  использовать   в качестве  постоянных  объектов  золотую  рыбку   или   золотистого   карася, канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку  и  т.п.

        Дети младшей  группы  должны  помогать  воспитателю  в  уходе  за  животными (насыпать корм  в  кормушку,  наливать  воду  в  поилку,  насыпать  песок  в клетку).

        СРЕДНЯЯ ГРУППА.

        В  средней группе у детей должно формироваться умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение  сравнивать,  устанавливать различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не  только  с особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни,  а  также формирование новых умений по уходу за  растениями  (полив  из  мелкосетчатой лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой  щеточкой).

        В ходе работы  в  уголке  природы  дети  должны  увидеть  зависимость  между способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины, количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить  способ ухода - сколько влаги и света требуется данному растению  (например,  если  у растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно  редко,  а  если листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина,  то  поливать его  нужно  часто).  При  отборе  объектов  следует  учитывать  разнообразие листьев по форме и величине, целесообразно использовать разные  виды  одного рода. Для запоминания  растений  может  быть  использована  игра "Спрячем растение", а для закрепления навыков по уходу  и формирования заботливого отношения организуются дежурства.

        СТАРШАЯ ГРУППА.

        В старшей группе дети должны научиться  сравнивать,  классифицировать  и обобщать. Основной задачей  служит  формирование  представлений  о  росте  и развитии  животных  и  растений,  изменении  их  по  сезонам,  об  условиях, необходимых для нормального роста и развития.

        При работе с растениями используются экземпляры с разнообразными  типами строения  стеблей  (вьющимися, стелющимися, прямостоячими и т.д.), видоизмененными побегами (луковицами, корневищами, клубнями). Дети знакомятся  с внешним  видом, разнообразием стеблей, листьев, цветков, вегетативным размножением (стеблевыми черенками и усами), определяют способы ухода в зависимости от характера строения стеблей и листьев.

        Дети в старшей группе должны овладеть новыми перациями по уходу за растениями: подкормкой и размножением черенками и  усами. При работе с животными дети выясняют приспособленность их к условиям среды обитания, т.е. взаимосвязь “строение-образ жизни”, а также знакомятся с деталями во внешнем строении (у  зверей  шерсть  на  мордочке  короче,  на спине и животе длиннее; перья  у  птиц  длиннее  на  крыльях  и  животе).  В качестве объектов используются разные животные.

    Рыбы: вуалехвост, телескоп, монетка и др.

    Земноводные: лягушки, тритоны.

    Пресмыкающиеся: черепахи.

    Птицы: канарейки, волнистые попугайчики (размножение в неволе).

    Млекопитающие: морские свинки, хомячки, белые крысы, кролик и др.

ДЕЖУРСТВО В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

        Дежурства в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа дежурных в уголке природы, где  дети имеют дело с живыми организмами, является более сложной, чем другие виды дежурств.

        В уголке природы не бывает  буквального  повторения одних и тех же действий, поэтому дети  должны  постоянно  проявлять  инициативу,  смекалку. Рыбы требуют одного ухода, жук-плавунец — другого (хотя,  и  не  сложного), для птиц нужно создать совсем иные условия, чем  для  рыб, и т.д. Да и комнатные растения, как уже было сказано, нуждаются в различном уходе: одни любят солнце, других, наоборот,  нужно  убрать  в  тень,  одни нуждаются в обильной поливке,  другие  боятся  излишней  влаги. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями уголка.

        Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель  показывает  и  рассказывает,  в  чем  заключаются   обязанности каждого дежурного, знакомит  с  содержанием  шкафчика,  в  котором  хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает,  где  висят  фартуки,  где  стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

        В уголке природы каждый день дежурят несколько человек: один или. Двое ухаживают за растениями (в зависимости  от  количества  растений  и  навыков детей), один кормит рыбок  и  плавунца,  двое  ухаживают  за  птичкой,  один готовит и ставит корм, воду, другой в это  время  следит,  чтобы  птичка  не вылетела из клетки, затем он вынимает из клетки дно, высыпает  грязный  и насыпает чистый песок.

        По  окончании  дежурства  воспитатель  проверяет,   все   ли   сделано правильно:  не  стоят  ли  кормушки  и  поилки  под  жердочками,  чистые  ли жердочки, дает оценку  работе  и  указывает,  как  нужно  исправить  ошибки, которые были допущены. Дежурных к концу года  лучше  назначать,  на  два-три дня.

        Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей  группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело. Все  предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми  и сложены в порядка на определенные места.  По  окончании  работы  воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил  себя  каждый  участник  уборки, какое значение  имеет  общая  уборка  и  как  дежурные  должны  поддерживать чистоту и. порядок в уголке.

        Для успешной организации дежурства в уголке природы важно уделить  внимание  ознакомлению  детей  с  предметами  ухода  за растениями и животными, показать и рассказать, где  что  лежит,  висит,  что для чего нужно, договориться о порядке пользования инвентарем.  Дети  должны правильно называть те предметы, которыми они пользуются.

        Чтобы облегчить детям  нахождение  места  хранения  каждого  предмета, можно наклеить соответствующие картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация уголка природы в детском саду".

Консультация для воспитателей "Организация уголка природы в детском саду"....

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Статья посвящена значению и оформлению уголка природы в детском саду...

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"

Методическая разработка "Организация уголка природы в детском саду"...

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Организация уголка природы в детском саду.Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы...

Методические рекомендации "Организация уголка природы в детском саду"

Для постоянного общения детей с природой в детском саду создаются специально организованные уголки. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удово...

Организация уголка природы в детском саду

Мир природы невозможно познать по картинке. Чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, и устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ...