Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте: новые формы взаимодействия с детьми.
статья (младшая группа)

Саушкина Надежда Алексеевна

Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является эмоциональное благополучие ребенка, которое становится невозможным, если дошкольник не умеет общаться со сверстниками, не чувствует себя принятым в детском коллективе. Наиболее доступным и естественным способом познания мира других людей для ребенка является игра - особый способ взаимодействия со сверстниками, в процессе которого дети учатся выстраивать свои отношения, принимать различные правила, решать возникающие конфликты, усваивать приемлемые в обществе способы общения с окружающими. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте: новые формы взаимодействия с детьми.

Дошкольное детство является важным возрастным этапом в жизни человека, особенно в социально - личностном становлении ребенка. Многочисленные исследования доказали, что от того, насколько дошкольник научится строить взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, ориентироваться в правилах и способах поведения, насколько он уверен в себе, зависит не только его успешность обучения в школе, но и возможность самореализации в будущей взрослой жизни.

По мнению ученых (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), дошкольное детство - это критически важный период для социального и личностного развития.

Социальное развитие рассматривается многими исследователями как центральное направление образовательного процесса в дошкольном учреждении. Начиная с младшего возраста, ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим людям, теперь в его развитии начинает играть важную роль не только общение со взрослыми, но также очень значимой становится общение со сверстниками. Именно эта особенность дошкольного детства необходимым условием гармоничного социально - личностного развития ребенка.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является эмоциональное благополучие ребенка, которое становится невозможным, если дошкольник не умеет общаться со сверстниками, не чувствует себя принятым в детском коллективе. Наиболее доступным и естественным способом познания мира других людей для ребенка является игра - особый способ взаимодействия со сверстниками, в процессе которого дети учатся выстраивать свои отношения, принимать различные правила, решать возникающие конфликты, усваивать приемлемые в обществе способы общения с окружающими. В последнее время многие педагоги, родители воспитанников отмечают, что игра исчезает из жизни детей, так как происходит постоянная замена игровой деятельности учебной, ранним обучением, а также углубленной работой над специальной подготовкой к школе. Педагоги группы часто не уделяют должного внимания развитию игровой деятельности, на игру у детей остается совсем немного времени, нет возможности развернуть интересный сюжет. В то же время выявляется явное противоречие в таком подходе к социально-коммуникативному развитию детей, которое заключается в том, что в игре дошкольники в свободной форме, без принуждения смогут усвоить многие аспекты социального поведения.

В образовательном процессе детского сада используется такая форма работы с детьми как игровая образовательная ситуация. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в образовательных ситуациях, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Такая игра специально организована воспитателем и имеет определенную дидактическую цель.

По определению Т.И. Бабаевой, образовательная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Во время проведения игровых ситуаций - упражнений ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует, тренируется в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.

На сегодняшний день существует много исследований, посвященных использованию игровых образовательных ситуаций для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста, а также разработаны технологии реализации данного направления (Т.И. Бабаева, О.М. Ельцова, А.Н. Терехова, З.А. Михайлова  и др.).

В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать различные виды игровых образовательных ситуаций: игры – иллюстрации, игры – имитации; ситуации практической помощи; ситуации с литературными персонажами; ситуации – путешествия.

Игровые образовательные ситуации как вид игровой деятельности способствуют получению, накоплению, осмыслению и закреплению нового эмоционального и социального опыта. При соблюдении определенных педагогических условий они могут стать эффективным средством развития социально-коммуникативных навыков, так как воздействуют на эмоциональную сферу детей, вызывают новые переживания, позволяют моделировать различные типы отношений между людьми, дают возможность обеспечить формирование новых социальных мотивов.

В младшем дошкольном возрасте воспитателем могут использоваться целые занятия,  основу которых составляют игровые образовательные ситуации. Например, «Давайте познакомимся!», «Мы помощники»,  «Зайка в гости к нам пришел», «Учим вежливые слова». Основными задачами таких занятий являются развитие интереса детей друг к другу, установление доброжелательных отношений, формирование умения действовать согласно игровому сюжету, соблюдение элементарных правил вежливости.

С детьми 3- 4-х лет используются следующие виды игровых образовательных ситуаций:

  1. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами (показ различных видов театров, разыгрывание небольших сценок из литературного произведения);
  2. Игровые образовательные ситуации – иллюстрации (обсуждение сценки из литературного произведения, из личного опыта);
  3. Игровые образовательные ситуации – имитации (имитация образов животных и птиц, сказочных персонажей, различных состояний природы);
  4. Игровые образовательные ситуации – путешествия.

При проведении серии игровых образовательных ситуаций с детьми особое внимание воспитатель должен уделять развитию навыков общения, использовать для этого игры для сплочения коллектива («Здравствуйте, ладошки», «Веселый хоровод»), а также методы и приемы развития эмпатии у младших дошкольников.

В начале игровой образовательной ситуации проводится работа над эмоциональным развитием детей. Например, при помощи пиктограмм дети изучают и повторяют основные эмоции (удивление, страх, радость и др.). Как правило, все дети очень живо, с увлечением откликаются на предложенные задания, помогают персонажам, жалеют их, обсуждают их поступки, предлагают различные решения проблемной ситуации.

При организации игровых образовательных ситуаций педагогом используются различные методы и приемы. Так, для развития диалоговых, коммуникативных навыков проводятся беседы с персонажами сказок, детей побуждают участвовать в коллективном обсуждении темы. Чтобы дети учились поддерживать диалог, можно использовать уточняющие вопросы, при этом воспитатель обязательно поощряет попытки ребенка высказывать свое мнение.

Также во время проведения игровых образовательных ситуаций педагог обращает внимание детей на невербальные навыки общения: умение использовать при разговоре жесты, не кричать, говорить спокойным голосом. В работе с детьми используется положительное подкрепление правильного общения, игровые методы («Посмотрите, как вежливо ко мне обратился Руслан!», «Как вы думаете, правильно ли поступил Мышонок, он так громко кричит! Почему так не нужно делать?»).

Для развития социальных навыков детей младшего возраста необходимо учить выражать свои чувства в ходе обсуждения сюжета игровых образовательных ситуаций при помощи вопросов: «Почему поссорились зверята в лесу, как ты думаешь?», «Что ты чувствуешь, когда дети ссорятся?» и т.п. Для развития умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками можно использовать ролевые диалоги со сказочными персонажами, коммуникативные игры «Волшебное зеркало», «Веселые обезьянки» и др.

Необходимо отметить, что для достижения положительного результата в работе над социализацией младших дошкольников педагоги должны постоянно повышать свой уровень профессиональной компетентности: планировать воспитательно-образовательную деятельность  по развитию социально-коммуникативных навыков  детей с включением разнообразных методов и приемов в соответствии с возрастными особенностями и актуальными проблемами, изучать психолого – педагогическую и методическую литературу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровые образовательные ситуации будут способствовать формированию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста  при условии, если:

  • содержание игровых образовательных ситуаций будет соответствовать социальному опыту детей;
  • воспитатель при организации игровых образовательных ситуаций будет использовать методы и приемы, которые позволят проявить этот навык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста

Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...