Инновационная деятельность: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Карелина Татьяна Федоровна

Инновационная деятельность:

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_mnemotablitsam.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей

Инновационная деятельность:

«Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Возможность говорить, общаться — это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Работая с детьми,  нам воспитателям необходимо искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей осмысленного высказывания, одним из таких средств является мнемотехника.  В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно,  «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам  он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным это обусловлено  тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Поэтому все приемы мнемоники предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами.  Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. (Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины – богини памяти. )  При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения. В ДОУ мнемотехника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. 

Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги и  всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.

Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них — мнемотаблица (схема). Именно наглядные модели служат дошкольникам своеобразным планом для создания монологов.

Правила при работе с мнемотехникой

1.    Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.

2.    Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

3.    На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4.     Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

5.    Необходимо, чтобы ежедневно таблицы и схемы были различны по тематике, в первый день на тему сказок, во второй на музыкальную тему, в третий на математическую и так далее.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

  1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи
  2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении
  4. Развитие творческих способностей, фантазий
  5. Совершенствование лексикограмматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Методы мнемоники — это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!

Идея проста: на каждое слово или фразу рисуется картинка и весь текст записывается в виде иллюстрированной схемы (научным языком этот метод называется крокирование). предлагают начинать мнемотехнические занятия с ребенком от простого к сложному

  • Мнемоквадраты.
  • Мнемодорожки
  • Мнемотаблицы

Для младшей группы обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. Для малышей  применяю цветные мнемоквадраты, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже изображаю персонажей в графическом виде. Например: лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг. После усвоения простых карточек нужно усложнять задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку, — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

В средней группе начинаю работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить. Чтобы заучить любое стихотворение нужно графически зарисрвать почти каждое слово, при этом  нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает…».

В старшей группе использую  мнемотаблицы при отгадывании загадок и заучивании стихов. Сначала я читаю стихотворение детям и раскладываю  перед ними карточки - мнемотаблицы.   А дети, глядя на них  могут рассказать стихотворение,  ведь им легче запомнить текст и передать его глядя на картинки. В таблице схематически можно изобразить персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Основные правила при проведении занятий

1.    Обязательно должны вестись конспекты занятий.

2.    Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.

3.    Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.

4.    Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.

5.    На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.

6.    Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.

7.    В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.

Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше образов. В дальнейшем это приводит к отказу работать с карточками.

Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. 

Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.

 

Список литературы:

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
  2. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
  3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

В консультации даётся представление о том, что такое "мнемотехника", какие есть приёмы мнемотехники, и как её можно использовать при работе с детьми дошкольного возраста для развития св...

Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста"

Приемы мнемотехники способствуют развитию связной речи у детей дошкольного возраста, что является важным показателем их умственных способностей и готовности к обучению в школе....

«Использование приемов мнемотехники для развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями». Консультация для воспитателей.

В речи детей с ОНР существует множество проблем: недостаточный словарный запас; плохая дикция; бедная диалогическая речь; односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, грамматически и...

Консультация для родителей: «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста».

Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки к школе.Одним из эффективных, но мало используемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.Задачи мнемотехни...

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Следуя образовательной программе педагогам очень часто приходится заучивать с детьми стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы. И не для кого не секрет, что мало кто из современных детей умеет ...